Перевозчиков отходов с осени сосчитают

Перевозчиков отходов с осени сосчитают

15 октября стартовала лицензионная кампания в сфере обращения с ТКО

В пресс-центре ИД «МедиаЮг» состоялся круглый стол, посвященный изменениям правил игры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Если раньше лицензию получали предприятия, занимающиеся размещением и обезвреживанием отходов, то с 2016 г. деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации ТКО без лицензий окажется вне закона.

За круглым столом собрались представители надзорных органов, компаний-перевозчиков и переработчиков ТКО, управляющих компаний и общественных экологических движений. Разъяснила положения о лицензировании деятельности в сфере обращения с отходами начальник отдела ГЭЭ и нормирования департамента Росприроднадзора по ЮФО Анна Зайцева. Несмотря на то, что многие вопросы по реализации и практике применения четко прописаны в постановлении №1062 «О лицензировании», по некоторым позициям еще ожидаются разъяснения из Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
По состоянию на 23 октября подали документы для прохождения процедуры четыре предприятия из РО. Для получения лицензии заявителю необходимо оплатить пошлину в размере 7,5 тыс. рублей. В результате организации получают лицензию с приложением, в котором указаны наименование отходов, классы опасности и их код по ФККО, перечень работ и адрес осуществления предприятием работ.

При намерении осуществлять лицензируемые виды деятельности по адресу, не указанному в лицензии, лицензиат обязан направлять в Росприроднадзор заявление о переоформлении лицензии, в котором указывает новый адрес. По мнению председателя комитета по охране окружающей среды администрации Ростова-на-Дону Владимира Василенко, лицензирование позволит упорядочить работу и впоследствии положительно отразится на благоустройстве городов, поскольку будут определены и правила работы предприятий в сфере обращения с ТКО. В частности, транспорт перевозчиков будет маркироваться особыми знаками. «В связи с введением данной процедуры у комитета не прибавится полномочий, но появятся новые возможности по пресечению незаконного оборота ТКО. С недобросовестными перевозчиками комитет будет бороться совместно с Минприроды РФ и Росприроднадзором. Эта проблема стоит остро. За девять месяцев текущего года городской комитет наложил на недобросовестных перевозчиков миллионные штрафы. Но незначительный размер штрафов (3 тыс. руб. для частного лица и 50 тыс. руб. для юрлица) их не останавливает. С введением лицензирования для участников рынка у них повышается уровень ответственности, так как речь будет идти о штрафах в сотни тысяч рублей, об аннулировании лицензии и о потере репутации», — отмечает Владимир Василенко.

«Наше предприятие страдает от того, что любой раньше мог купить мусоровоз, собрать мусор и свалить его к нам на площадку. Если такие «игроки» с введением нового закона будут выведены, то это положительно скажется на качестве предоставления услуг тех предприятий, которые работают официально», — отметил гендиректор ООО «Городская коммунальная служба» Владимир Проняев. С ним согласен учредитель ГК «Южный город» Дмитрий Кочкин: «То, что в результате реализации закона часть недобросовестных перевозчиков уйдет с рынка, очевидно. И это относится не только к сфере ТКО, но и к ЖБО. На мой взгляд, для решения данного вопроса необходимо предоставить больше полномочий контролирующим органам, упростить порядок привлечения к ответственности недобросовестных участников рынка». Как заметила финансовый директор ООО «ЭКО-СПАС Батайск» Татьяна Баштырева, необходимо продумать преференции для добросовестных участников рынка. «Например, наша компания наладила рециклинг отходов. Это направление поддерживается во всем мире налоговыми льготами. Но если бы мы не получали плату от наших клиентов за утилизацию и обезвреживание отходов, то вторичная переработка и выпуск продукции были бы вовсе не рентабельными», — призналась Татьяна Баштырева.

Тема тарификации, действительно, не раз затрагивалась в рамках круглого стола. Эксперты высказали мысль, что высокий тариф на утилизацию останавливает ряд перевозчиков коммунальных отходов от того, чтобы везти ТБО на санкционированные свалки. Однако, по словам начальника службы утилизации отходов ОАО «Чистый город» Светланы Ковалевой, их предприятие ожидает, что с введением лицензирования все же больше станет сознательных перевозчиков, которые будут возить мусор на полигоны. Во время дискуссии затрагивался и еще один злободневный вопрос, а именно работа перевозчиков ТКО с частным сектором, поскольку контейнерный вывоз мусора в этом секторе по-прежнему слабо налажен. «Проблема частного сектора не в недобросовестности жителей. Просто люди, к сожалению, не понимают, куда им девать бытовой и строительный мусор.

Необходимо обустраивать площадки для сбора мусора, обязать жителей купить и установить контейнеры. Инициатива должна быть закреплена законодательно», — убежден директор ООО «АРС» Геннадий Гладилин. Комментируя данную проблему, некоторые из участников круглого стола высказали идею, что и сами предприятия, работающие в сфере ТКО, могут быть более активны при ее решении. «Мы можем решать эту проблему совместными усилиями. Есть показательные примеры сотрудничества в Октябрьском районе. Так, на территории зоопарка вместе с «Чистым городом» обустроили контейнерную площадку. Проблема несанкционированного мусора на этой территории решилась. Если взять за правило осуществлять подобные мероприятия и с другими компаниями — с «Южным городом», с «АРС», с «Городской коммунальной службой» и другими, это был бы хороший пример для всех остальных участников рынка ТКО», — поделился своим мнением Владимир Василенко. Конструктивный диалог с жителями частного сектора г. Аксая наладила ГК «Южный город». «Частный сектор Аксая сейчас занят контейнерными площадками, работаем по прямым договорам с собственниками частных домовладений», — отметил учредитель компании Дмитрий Кочкин

По мнению экспертов, лицензирование — важный шаг на пути решения задачи по повышению чистоты в муниципальных образованиях. Но необходимо применять одновременно комплекс мер, в том числе повышать уровень экологической ответственности граждан. В этом вопросе большим подспорьем служат информационные и экологические просветительские акции, а также информирование населения о деятельности компаний в сфере обращения с ТКО, прошедших лицензирование. Подводя итог круглого стола, главный редактор Отраслевого журнала «Вестник» Евгений Грицун предложил идею создания бесплатного онлайн-приложения, в котором горожане могли бы отражать данные о всех несанкционированных свалках или о процессе их образования перевозчиками, а также поддерживать обратную связь с надзорными органами.
Логотип Вестник Строительство