Владимир Щербинин: «Массовой остановки строек не произойдет»

В рамках нацпроектов в стране возводятся сотни социально значимых объектов, появления которых жители городов и сельских поселений ждут с нетерпением. Это поликлиники и школы, объекты водоснабжения и водоотведения, набережные и парки. Особое внимание при строительстве таких объектов уделяется их своевременному вводу в эксплуатацию при соблюдении должного качества работ.

27.08.2021
Об уровне качества строительства, о том, какие ошибки чаще всего допускаются при возведении зданий и сооружений, а также о том, имеют ли под собой основания опасения предстоящей остановки строительных объектов в силу значительного подорожания стройматериалов, «Вестник» поговорил с генеральным директором ФБУ «РосСтройКонтроль» Владимиром Щербининым.
Владимир Щербинин.jpg
Владимир Станиславович, учреждение создано больше двух лет назад. Каковы результаты его деятельности? 
ФБУ «РосСтройКонтроль» создано в качестве подведомственного учреждения Минстроя России в апреле 2019 года на базе Центральной научно-технической библиотеки по строительству и архитектуре с целью формирования единой системы строительного контроля и мониторинга объектов, реализуемых в составе нацпроектов. За это время мы нарастили свое присутствие в регионах в семь раз: начинали работу в 2019 году в 50 регионах на 94 объектах, в 2020 году было уже 77 регионов и 470 объектов, а в этом году это уже более 700 объектов в 80 регионах России. 

Кроме того, мы заинтересовали в сотрудничестве и другие министерства, субсидирующие различные инвестиционные проекты в регионах. В их числе Министерство просвещения, Министерство высшего образования, Министерство природных ресурсов, Министерство развития Дальнего Востока. То есть сегодня ФБУ «РосСтройКонтроль» масштабирует свою функцию по всей России, фактически создавая государственный сервис строительного контроля. 

Расскажите о самых интересных объектах, которые вы рассматриваете в настоящее время. 
В работе у нас 46 школ, 26 детских садов, 8 жилых домов (в основном в сейсмических районах), 14 медицинских учреждений, 81 внутригородская автомобильная дорога протяженностью более 200 км, 5 социальных объектов. Центр ведет мониторинг строительства 529 объектов инженерной инфраструктуры — это сети водоснабжения, водопроводы, канализационные сети, очистные сооружения общей протяженностью более 3 тыс. км. Мы курируем строительство 8 набережных и парковых зон общей площадью 61 тыс. кв. метров и протяженностью более 10 км. 

Вы спрашиваете про интересные объекты. Их очень много в будничной жизни нашего строителя. Взять, к примеру, водоснабжение Адыгеи. Казалось бы, что можно увидеть интересного в водоводе? Да очень многое! Столица Адыгеи Майкоп уже давно испытывает проблемы с водоснабжением. Сегодня там ведется строительство водовода, который обеспечит город от 100 до 140 тыс. кубометров чистейшей горной питьевой воды. Данный проект усложнен тем, что он идет и по охраняемым природным территориям, и по горной местности, в связи с чем принимались сложные инженерные и планировочные решения, да и сама трассировка выбиралась непросто. 

Большое внимание государство уделяет сегодня не только подаче очищенной питьевой воды, но и очистке стоков. Один из масштабных проектов в рамках мероприятий по оздоровлению Волги по нацпроекту «Экология» осуществляется в Московской области — реконструкция Щелковских очистных сооружений. Это крупнейшее сооружение в ЦФО России, строящееся в несколько этапов. 
Немало интересных объектов и в программе строительства школьных учреждений. Казалось бы, что можно нового придумать в школе? И по архитектуре, и по наполнению школ с точки зрения планировочных решений. Например, в Белгородской области в селе Крутой Лог строится школа по скандинавской технологии. Эта школа не очень большая (она рассчитана на 225 мест), но в то же время ее внутреннее пространство организовано совершенно не традиционно — внутри создан общий архитектурный объем, включающий широкую лестницу с деревянными ступенями, которую можно использовать как для обучающих программ, так и для проведения культурно-массовых мероприятий. 
строительство.jpg
При проектировании школ принимаются яркие, эмоциональные решения. Думаю, дети будут с удовольствием в них учиться. Например, школа в Нижегородской области в ЖК «Новинки» Смарт-Сити, претендующая на звание одной из крупнейших в регионе по вместимости. Здесь разместятся 60 классов по 25 учеников, актовый и спортивный залы, большая столовая, библиотека, медицинский пункт, группа продленного дня, лыжная база с помещениями для переодевания и хранения вещей. 
Хотелось бы отметить и интересную поликлинику со стационаром и подстанцией скорой медицинской помощи в городе Воронеже. Данное учреждение, как это ни удивительно, имеет спортивный комплекс, детскую школу искусств, детский сад, зону реабилитации, детскую водолечебницу. Этот многофункциональный медицинский и социальный комплекс очень значим для Воронежа. 

Переходя от повседневной работы, которая приносит удовлетворение, давайте поговорим о проблемах. Сегодня некоторые эксперты сетуют на то, что качество строительства оставляет желать лучшего. Насколько справедливы эти разговоры?
Как известно, совершенству нет предела. А разгильдяйства и проблем, мне кажется, хватает в любой отрасли, да и в любой стране. Ведь вопрос качества строительного производства — это общемировая тема. Любая стройка априори не может быть идеальна. Тем не менее, как говорил Глеб Жеглов в замечательном фильме «Место встречи изменить нельзя, «правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать». В строительстве примерно такая же история: количество замечаний, возможного брака строительного производства нивелируется каждодневной работой инспекторов ФБУ «РосСтройКонтроль» на объекте. 
Основная проблематика, с которой мы сталкиваемся в работе, — возможность поставки некачественных материалов на объекты. Для их выявления в учреждении существует входной контроль качества материалов. Здесь наши инспекторы проявляют принципиальность в работе, требуя возврата некачественных материалов поставщикам обратно с замечаниями о несоответствии.
Иногда строители допускают нарушения технологии ведения работ. Однако наши инспекторы эти нарушения по ходу производства работ замечают и обращают на них внимание подрядчика, выписывая соответствующие предписания.
Должен заметить, что в настоящее время нам удалось обеспечить постоянное присутствие инспекторов на объектах. Как следствие, значительное повышение качества строительно-монтажных работ, сокращение времени для устранения замечаний, а также минимизация случаев срыва сроков ввода объектов в эксплуатацию. 

Вследствие роста стоимости стройматериалов подрядчики сегодня вынуждены практически себе в убыток возводить объекты, в отношении которых ранее они выиграли в конкурсных торгах. На федеральном уровне принимаются меры для решения этого вопроса. Расскажите об этих мерах, а также о том, что сейчас происходит на возводимых социально значимых объектах. Не возникнет ли проблема массовой остановки строительства вследствие банкротства застройщиков?
Я уверен, что массовой остановки строительства, в том числе объектов, которые реализуются в рамках нацпроектов, не произойдет. Есть ряд организаций в регионах, которые приняли решение, что не смогут реализовать взятые на себя обязательства по заключенным контрактам. Но таких организаций немного, на уровне статистической погрешности. 
Сегодня все ожидают решений на уровне Правительства РФ и Минстроя России, которые позволят нивелировать скачок цен на стройматериалы. Такие мероприятия подготовлены, в ближайшее время на уровне постановления Правительства будут приняты, и я думаю, что это успокоит сердцебиение наших строителей, которые, с одной стороны, понимают, что необходимо выполнить обязательства, а с другой — осознают, что в ранее утвержденную смету уложиться будет крайне сложно. В данном случае заказчикам нужно определиться с объемом необходимых дополнительных средств, которые компенсируют потери, и в августе средства для компенсации будут изысканы. 

Нельзя не затронуть еще один острый вопрос — кадровый дефицит в отрасли. Недавно ФБУ «РосСтройКонтроль» и МГСУ подписали соглашение о сотрудничестве, согласно которому студенты смогут проходить практику на подконтрольных объектах центра. Как вы считаете, следствием заключения данного документа станет формирование надежного кадрового резерва организации? 
Соглашение с МГСУ родилось не случайно. Это одно из направлений возрождения строительной отрасли, задача, которую поставили заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин и министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин. Для того чтобы возродить былую мощь строительной отрасли, нужны кадры. И поставлена задача начинать формировать кадры от учебной скамьи, от наших вузов. И это не только МГСУ — сегодня на его базе создан консорциум ведущих вузов страны, и его председатель Марат Хуснуллин ставит задачу стройорганизациям  теснее общаться со студентами и начать переводить теорию, которая без практики мертва, в рабочий режим. Студентов необходимо вовлекать в живую составляющую каждодневной работы в строительстве.
Хочу отметить, что нам с МГСУ помешали ковидные мероприятия, чтобы наладить взаимодействие на системной основе. И поэтому в 2021 году мы успеваем принять на практику не очень большое количество студентов (порядка 40 человек). Но при этом уже сейчас налаживаем системный подход, чтобы прибывающий на практику студент не только прошел ее как производственную, но и поработал как штатный сотрудник центра по срочному трудовому договору и получил заработную плату.
 
Я надеюсь, что в результате такого взаимодействия получится двусторонний эффект. Во-первых, у нас появляются дополнительные руки на период прохождения практики, которые позволят несколько снизить нагрузку на инспектора. А во-вторых, мы будем рассматривать наиболее толковую молодежь и «брать на карандаш» тех, кто проявит себя наилучшим образом. Потому что кадры, которых ты себе сам вырастил, обычно гораздо ценнее тех, которые есть на открытом трудовом рынке.
строительство.jpg
«РосСтройКонтроль» разработал регламент проведения эталонного строительного контроля и представил его на обсуждение профессионального сообщества. В чем преимущество системы единого подхода к проведению строительного контроля? 
В рамках создания государственного сервиса строительного контроля мы в прошлом году предложили такой документ. Наша внутренняя задача — сделать его эталонным. Сам регламент — это квинтэссенция различных документов, собранных из разных источников и обработанных нашими сотрудниками как некое практическое пособие для инспектора строительного контроля. Это единый стандарт для всех участников рынка — не важно, в каком регионе и на каком объекте работает инспектор, он, прибывая на объект, знает, какие мероприятия ему осуществлять. 
Мы отправили этот документ всем нашим региональным представителям. Сегодня собираем замечания и дополнения для того, чтобы уже до конца года доработать документ. И мы будем готовы поделиться этими наработками с любой структурой — как государственной, так и негосударственной.

Насколько требование времени в части цифровизации затронуло деятельность ФБУ «РосСтройКонтроль»? Расскажите об Информационно-аналитической системе управления инвестиционно-строительными проектами. Когда эта новация заработает в полном объеме?
Полностью автоматическая система контроля качества возникнет, когда будут полностью автоматизированы процессы строительства с применением технологий информационного моделирования. Без человека, без живых глаз инспектора строительного контроля стройка не обойдется еще долгие годы. 
Мы можем сегодня автоматизировать какие-то отдельные процессы, и мы это делаем. В частности, проходит тестовую эксплуатацию информационно-аналитическая система управления инвестиционно-строительными проектами. Она не контролирует качество, но формирует полный состав необходимой информации, то есть способна дать представление о состоянии стройки в текущий момент. Это очень важно, учитывая, что полный цикл строительного производства (от производства, продажи строительных материалов, стройки, трудовых ресурсов, машин и механизмов) — это наполнение бюджета нашей страны до 25%. И любой сбой в освоении денег влечет за собой недополучение средств в федеральный бюджет. Как раз для того, чтобы Минстрой России и Правительство РФ могли принимать быстрые решения с точки зрения эффективности расходования средств, запланированных на текущий период, надо четко понимать состояние каждой стройки. Информационная система позволяет нам планировать деньги правильно и вычислять риски возможного их неосвоения.

Что касается собственно контроля качества строительства, то в этом направлении мы сейчас тестируем приложение, которое можно установить на планшет либо телефон инспектора и фиксировать нарушения, тут же формировать электронный файл предписания, оставлять себе на заметку определенные точки с фотофиксацией того или иного нарушения для последующего контроля устранения замечания. Это довольно простая, понятная вещь, в большей степени «напоминалка» и «помогалка» для составления документов, которые должны оперативно доходить до всех участников процесса. 
Плюс к этому сейчас мы тестируем вопросы, связанные с визуальной оценкой выполненных работ с помощью квадрокоптеров и навесного оборудования на них для оценки физического объема выполненных работ. Особенно эффективно эта технология показала себя на линейных объектах, например, таких как протяженные объекты водоснабжения. Кроме того, сегодня мы готовимся к приемке работ не по локальным сметам (по отдельным видам работ), а по смете контракта (укрупненной смете, которая будет применяться либо на комплекс работ, либо на укрупненные элементы самого объекта). 
Однако хочу заметить, что все эти новации в настоящее время не способны полностью заменить инспектора. Существует объем работы при приемке скрытых работ, при визуальных осмотрах объектов, при осуществлении проверки на соответствие документации и другие вещи, которые электроника и роботы не могут выполнить. Поэтому еще длительное время будет существовать микс живого человека и автоматики. 
Авторы: Елена Лозовая