В цифровом пространстве

На счету «ТрансПроекта» десятки реализованных уникальных проектов, играющих важную роль в развитии экономики России

21.08.2021
ООО «ТрансПроект» было создано в 1997 году. Почти за 25-летнюю историю организации удалось объединить опыт специалистов советской школы проектирования с самыми передовыми технологиями нашего времени. Предприятие не только играет ключевую роль во внедрении и развитии BIM-технологий в отечественной строительной отрасли, но и принимает непосредственное участие в подготовке квалифицированных специалистов, которые будут работать в сфере информационного моделирования.

«ТрансПроект» выполняет весь комплекс проектно-изыскательских работ под ключ для строительства сооружений различного назначения. Компания занимает твердые позиции на рынке проектно-изыскательских работ в сегменте железнодорожного транспорта России. Наши специалисты работали над такими уникальными проектами, как модернизация БАМ, развитие железнодорожной инфраструктуры Московского центрального кольца, а также занимались проектированием инфраструктуры железнодорожного транспорта для обеспечения соединения полуострова Крым с материком. Сегодня «ТрансПроект» активно использует, разрабатывает и внедряет передовые технологии, среди которых особая роль отводится BIM-технологиям. Это информационное моделирование строительного объекта, связанное с базой данных, где трехмерной модели присваиваются все необходимые параметры по возведению, оснащению, эксплуатации, проводимому ремонту, сносу объекта и т.д. Другими словами, это история жизненного цикла строительного объекта. Именно за такими технологиями — будущее, считают в ООО «ТрансПроект».

BIM-технологии. «Внедрение и развитие BIM-технологий в нашей компании — это не погоня за трендами, а скорее естественная трансформация экосистемы предприятия, — подчеркивает генеральный директор ООО «ТрансПроект» Андрей Бендик. — Каждый день нам приходится взаимодействовать с большим количеством компаний, занимающихся разработкой проектной документации, предпроектных решений, подготовкой исходных материалов. В связи с этим технология информационного моделирования помогает нам собирать и обрабатывать большой объем данных и получать структурированные модели в процессе разработки проектных решений. Важным для нас является повышение качества работы, и здесь технология информационного моделирования и присущий ей функционал по аудиту и оценке проектных решений позволяет реализовывать принцип комплексного управления качеством на производстве. Проводимые в компании мероприятия по научно-техническому развитию призваны поддержать дорожную карту ОАО «РЖД» как по реализации пилотных проектов в сфере информационного моделирования, так и по направлению BIM-образования на транспорте».

Нюансы технологии. «В нашей компании ценятся богатый опыт и профессионализм старших сотрудников, многие из них трудятся в отрасли уже более 10-15 лет. В их числе главные инженеры проектов, инженеры путей сообщения, каждый обладает уникальным набором компетенций. Рады мы и молодым специалистам, — говорит главный инженер ООО «ТрансПроект» Александр Жуков. — Многие проявляют себя на поприще внедрения инновационных подходов к реализации проекта, в том числе и по направлению технологии информационного моделирования. В компании более пяти лет проводится дополнительное профессиональное образование сотрудников по применению технологий информационного моделирования, а с начала 2018 года в полную силу заработали управление инновационных технологий и отдел BIM-моделирования». Сегодня в компании реализуются ряд научно-технических работ по построению так называемой базовой формальной онтологии данных (BFO) для формализации документов и процессов в среду цифрового двойника. Это направление позволяет выстраивать параметрические алгоритмы элементов и объектов транспортной инфраструктуры в релевантные структуры данных. «Мы связываем эту работу с новыми задачами по обоснованию инвестиций с применением технологии информационного моделирования, а также с привязкой нормативно-правовой базы к процессу разработки информационной модели. Сегодня колоссальную важность приобретает не только повышение качества, но и формирование жизнеспособной семантики объекта и технологических процессов по его реализации. Все вышеупомянутое позволяет учитывать процессы, относящиеся к этапам строительства и эксплуатации объекта на ранних стадиях обоснования инвестиций, камерального трассирования и разработки проектной документации. В связи с этим BIM-технология и концепция openBIM являются  инструментами взаимодействия в единой среде общих данных и открытой платформой по созданию новых и адаптации существующих отраслевых методик по работе с объектом и документацией. Сегодня необходимо вести диалог не только о возможности открытого внутриплатформенного взаимодействия в среде информационных моделей, но и о роли и месте смежных технологических процессов лазерного сканирования, фотограмметрии, оценки состояния пути, мониторинга гидрометеорологии окружающей среды в цифровом моделировании», — подчеркивает Александр Жуков.
BIM-технологии.jpg
Важное сотрудничество. «Наша компания с 2018-го по 2019 год проводила работу по формированию требований к информационным моделям строительства объектов железнодорожной инфраструктуры с определением уровней детализации BIM-моделей, главным заказчиком которой выступило ОАО «РЖД». Были разработаны электронные библиотеки для описания требований к проработке модели на этапе строительства. Структура организации данных информационных моделей позволяет в полной мере сформировать среду общих данных для ведения проектно-технологической деятельности компании. С 2020 года плотно сотрудничаем с Центром цифровых технологий управления жизненным циклом объектов транспортной инфраструктуры в составе Российского университета транспорта, — поясняет начальник управления инновационных технологий Александр Семочкин. — При участии наших специалистов разработана и реализована программа дополнительного профобразования «Практика применения технологий информационного моделирования (BIM-технологий) при проектировании бесстыкового пути», а также программа профессиональной переподготовки по направлению «Железнодорожный путь и путевое хозяйство». Мы стремимся не только сформировать перечень программно-аппаратных комплексов для выполнения отраслевых задач, но и сохранить методическую составляющую работы с верхним строением пути и метрологического обеспечения проектной информационной модели данными о текущем состоянии земляного полотна и рельсошпальной решетки. Применяемое нами лазерное сканирование местности учитывается при разработке проекта в среде информационного моделирования. Ряд особенностей рельефа местности и цифровые слепки прилегающих территорий очень часто играют ключевую роль в принятии решений по объекту».

Повышая профессионализм. «Совместно с ведущими научными сотрудниками Ростовского государственного университета путей сообщения были подготовлены две статьи по применению BIM-технологии уровня SCOPUS, — дополняет начальник управления кадрами ООО «ТрансПроект» Елена Гузнякова. — Статьи будут опубликованы уже в третьем квартале 2021 года. Также в сентябре этого года на базе Высшей инженерной школы РТУ стартует первая в стране магистерская программа «Информационное моделирование объектов транспортной инфраструктуры». Отраслевым партнером реализации программы является «ТрансПроект» в лице команды ведущих экспертов нашей организации. Мы надеемся на перспективу совершенствования кадровой подготовки специалистов по части применения технологии информационного моделирования в сфере транспорта и готовы к сотрудничеству с департаментами управления персоналом среди наших заказчиков, а также других профильных организаций».

Авторы: Валерия Якимова