В науке нужна преемственность

Семья Архиповых из Новочеркасска — прекрасный пример передачи опыта и знаний

06.12.2021

Донская земля подарила миру много известных физиков, химиков, биологов, изобретателей: Федора Токарева, Дмитрия Померанцева, Якова Френкеля, Михаила Рунчева, Георгия Флерова и многих других. Время идет, врываются следующие поколения, уже в школьные годы готовые создавать новое, изобретать, воплощать в жизнь свои знания. В рамках проекта «Строители будущего» мы покажем такой яркий пример — семью Архиповых, потомственных донских инженеров из города Новочеркасска. Отец — инженер-строитель, мать — проектировщик. Их сыновья, Никита и Максим, уже с детства интересуются двигателями, роботами, различными техническими устройствами, строительной сферой. И с каждым годом их увлечения приобретают более масштабный характер.

Разносторонние интересы приносят победы

Никите 13 лет, он сейчас учится в восьмом классе лицея. Раньше был увлечен прежде всего музыкой и акробатикой, а потом попал в кружок робототехники в ЦТТ RoboGrade.

«Я рад, что у меня появилась возможность жить в кружке робототехники, — рассказывает Никита. — Спасибо моему руководителю Владимиру Владимировичу Мозговому. Под его началом я разработал проект устройства удаленного мониторинга приборов учета электроэнергии. Погрузился в программирование, электронику, пайку схем, работу с лазерным станком и 3D-принтером».

Всего за пару лет работы в сфере робототехнологий Никита успел поучаствовать в нескольких федеральных и международных конкурсах. В 2020 году он был удостоен диплома инженерного конкурса-смотра «Донская сборка», взял золото во всероссийском конкурсе «Спроси строителя», вышел в финал проекта кружкового движения RUKAMI, победил в международном конкурсе «Моя малая родина» и проекте «Школьный патент».

«Конкурс «Спроси строителя» был для Никиты и Максима одним из самых первых, — вспоминает Ольга Архипова. — Они долго готовились к нему, волновались. Никита тогда решил подготовить видеовопрос, в котором рассказал о главной святыне города Новочеркасска — Войсковом вознесенском соборе, заодно задав детям каверзный вопрос об особенностях его строительства. Максим подготовил видео о другой нашей достопримечательности — Триумфальной арке, сооруженной в 1817 году в честь вклада донского казачества в борьбу с Наполеоном, об ее антаблементе и других составных частях».

Необычные вопросы, подкрепленные серьезной фактической базой, позволили ребятам занять первые места конкурса. О результатах объявляли позже, Никиту и Максима поздравляла помощник министра строительства и ЖКХ России Светлана Кузьменко, чему они были несказанно рады. Диплом «Спроси строителя» позволил братьям посетить Артек, причем не один раз.

Впрочем, в 2021 году число наград удвоилось. Никита стал победителем школьной лиги международного инженерного чемпионата CASE-IN, получил диплом III степени на конференции с международным участием «Наука настоящего и будущего», ему вручен диплом спикера (докладчика) международной ассамблеи молодых изобретателей Евразийского экономического союза. Юноша получил приз второй степени всероссийской олимпиады «Курчатов» по физике, а также занял третье место во всероссийском конкурсе научно-технических и инновационных проектов «Большая разведка. Школьный трек».

Строители будущего

Не закапывать таланты в землю

«Когда старший сын перешел в шестой класс, нам уже стало понятно, что с его новаторскими желаниями и стремлениями нужно что-то делать, — вспоминает Ольга, мама юных изобретателей. — Я была приятно удивлена, когда уже в седьмом классе Никита выдержал отбор специализированного учебно-научного центра Южного федерального университета, год учился там. А летом 2021 года ему удалось сдать вступительные экзамены в АНОО «Физтех-лицей» имени П. Л. Капицы в городе Долгопрудный Московской области».

В лицее Никита учится в физико-математическом классе, много проектирует и конструирует. Помимо этого, он мечтает попасть на смену по физике в образовательный центр «Сириус» и даже уже прошел туда отбор, но из-за обучения в физтех-лицее временно отказался от этой затеи.

«Сейчас у меня в работе проект создания системы для гонок роботов-гуманоидов и робофутбола, — рассказывает Никита. — Я много занимаюсь конструированием, но пока не могу окончательно определиться с направлением. Меня также манит IT-профиль. Одна из моих основных текущих целей — участвовать в крупных всероссийских олимпиадах Максвелла и Эйлера».

Никита признает, что без физических упражнений и зарядки невозможно эффективно учиться. Чтобы размяться, предпочитает профессиональные батутные центры — увлечение акробатикой дает о себе знать.

«Я люблю музыку, особенно инструментальную. Музыка без слов помогает сосредоточиться, — отмечает Никита. — А на фильмы времени не хватает, есть много других занятий. Свободное время лучше тратить на активный отдых: сальто, рондат, фляк и другую акробатику, а также велосипедные гонки, походы с ночевкой. Ну и игру на гитаре никто не отменял — полезно не только слушать, но и воспроизводить».

Строители будущего

Строительство — это целый мир

Максиму 11 лет, он учится в пятом классе общеобразовательной школы. В отличие от Никиты, в кружок робототехники он пришел уже в третьем классе. Занимается там тем же, чем и Никита когда-то: программированием, пайкой электронных схем, работой с лазерным станком и 3D-принтером. Его особенно интересует 3D-проектирование и химические свойства материалов и сплавов.

Несмотря на юный возраст, Максим уже успел стать победителем международного конкурса «Моя малая родина», всероссийского конкурса «Спроси строителя», занять второе место в региональном школьном инженерном хакатоне. Недавно он занял третье место на региональном этапе всероссийского конкурса научно-технического творчества «Шустрик» в Ростовской области. Как и Никита, Максим держит отличную планку по успеваемости в школе.

Активное участие в интеллектуальных конкурсах, знакомство с новыми людьми и полученные знания Никита и Максим стали использовать на практике. Они узнали, что строительство — это целый научный мир. Что есть, к примеру, строительная физика, строительная химия и даже строительная биология. А еще есть BIM — особая технология современного моделирования зданий и сооружений.

«BIM-проектирование — направление, которое мне особенно интересно, — говорит Никита. — В нем соединилось столько разных составляющих: и информационные технологии, и проектирование, и строительство, и даже эксплуатация здания. Представьте: на основе новейших компьютерных технологий создается виртуальная трехмерная модель здания, в которую изначально заложены все конструктивные, экономические, инженерные и эксплуатационные характеристики объекта. БИМ-специалист заранее рассчитывает все тонкости и нюансы будущего здания, начиная с момента проектирования до момента его сноса. Так здорово, что я живу в XXI веке и эти инновации, ранее казавшиеся немыслимыми, теперь доступны каждому. Возможно, в будущем я свяжу свою жизнь с этой интереснейшей профессией».

Строители будущего

От старших к младшим

Любовь к конструированию к Максиму и Никите перешла от родителей, которые, в свою очередь, получили технический ум по наследству от своих предков. Они вспоминают, что в раннем детстве их интересовали большие листы ватмана, на которых они с любопытством наблюдали «какие-то рисунки», оказавшиеся строительными чертежами. Уже тогда строительная инженерия, равно как и все то, что с ней связано, привлекала ребят.

Очень скоро, как и старший брат, младший стал увлекаться олимпиадной физикой и математикой, на отлично сдал школьный этап ВСоШ по физике за седьмой класс, вышел на региональный уровень.

«Я краем уха прослушал курс химии, который изучал Никита, мне очень понравилось, — рассказывает Максим. — Особенно то, что на стыке физики и химии — свойства материалов, так называемая строительная химия. Буду готовиться поступать в лицей, выбираю направление».

Максим активно занимается легкой атлетикой и тоже неравнодушен к велосипедам и дальним походам с ночевкой. Приличные для возраста Максима достижения позволили попасть в Артек, где ему очень понравилось. Там он обзавелся новыми друзьями, многие из которых разделяют его интересы и увлечения.

«Готовлюсь поступать в тот же лицей, где учится мой старший брат, — делится Максим. — Но это возможно только с восьмого класса, так как общежитие раньше не дают».

Строители будущего

В центре внимания — эксперименты

В отличие от Никиты, Максим заинтересовался космическим направлением, поступил на курсы Центра космического образования молодежи. Интересен ему и кинематограф. В сентябре 2021 года Максим сумел попасть на экран — снялся в массовой сцене одной из картин, созданной по заказу канала «Россия 1», и так заработал свои первые деньги.

«Наши сыновья мечтают о дальнейшем развитии в инженерной и IT-отраслях, — рассказывает Ольга Архипова. — Парни они очень активные, подают пример своему младшему брату Данилу. Ему еще только 4 года, но и он уже демонстрирует недюжинную усидчивость за конструктором и изобретательность. Одно из самых часто повторяемых слов Данилы — «эксперимент». Часто он просит папу показать ему что-нибудь интересное из мира физики, строительных технологий».

И родители продолжают делиться с потомками своими умениями и знаниями. Используют порой даже обычные эксперименты из интернета и книг. Объект их интересов не только физика и химия, но и другие естественные науки. Так, прошлым летом семья Архиповых искала коловратку в лесном мху и нашла. А Никита, помимо множества наград за достижения в знании физики, в 2019 году получил первое место в конкурсе видеороликов о достопримечательностях Донского края.

Фото: архив героев.

Это проект Отраслевого журнала «Вестник» «Строители будущего»: о детях, реализующих интересные инициативы в сферах строительства, архитектуры, ЖКХ и экологии. Расскажите о наших героях друзьям, поделитесь текстом в своих социальных сетях.