В надежде на госзаказ

В надежде на госзаказ

Ведущие производители стройматериалов готовятся обеспечить своей продукцией крупные инфраструктурные стройки

В последние годы некоторые элементы стагнации в той или иной степени присутствовали практически во всех сегментах промышленности стройматериалов. В такие ключевые направления, как цемент, кирпич, стекло, строительный металл и конструкции из него, за последние 10 лет инвесторами были вложены десятки миллиардов рублей инвестиций, но в условиях ограниченности спроса объективными факторами (прежде всего логистикой) все они были обречены столкнуться с кризисом перепроизводства. А тут еще и коронавирус так не вовремя ударил по российской индустрии, на внушительный срок заморозив строительство в ряде регионов, да и в целом сделал инвестиционную обстановку в стране крайне прохладной. Выходом из ситуации, как отмечают эксперты, должна стать активная позиция федерального правительства.

Опора стройки. По итогам 2019 года положительную динамику продемонстрировали все ключевые направления производства строительных материалов, за исключением, пожалуй, только кирпича и строительного шифера, которые, похоже, окончательно проиграли конкуренцию более современным стеновым и кровельным материалам соответственно.
Как правило, общее состояние ПСМ оценивается по цементу — если на этом рынке все в порядке, значит неплохо чувствуют себя и производители других видов продукции. В конце прошлого года и в начале текущего производители цемента не скрывали оптимизма: впервые за последние пять лет потребление этого вида стройматериалов выросло, причем сразу на 7,4% (для консервативного цементного рынка довольно существенный показатель). Немаловажно и то, что продолжала расти цена на готовую продукцию (всего на 37% с 2015 года). В 2019 году в России насчитывалось 58 цементных заводов полного цикла и 7 помольных установок суммарной мощностью 102,8 млн тонн цемента в год, располагаемая фактическая мощность действующих цементных производств РФ составляет 96,4 млн тонн.
Цементная промышленность с конца 2000-х годов стабильно входила в число отраслей, в которых наблюдался наибольший приток инвестиций, и технологическое обновление шло наиболее быстро. В период с 2008-го по 2016 год в России введено в эксплуатацию 25 новых технологических линий общей мощностью 34,6 млн тонн. В дальнейшем темпы прироста производственных мощностей несколько снизились, однако значимые производства продолжают появляться. Так, в 2018 году была введена третья технологическая линия мокрого способа производства на АО «ПО «Якутцемент», что увеличило мощность производства до 500 тыс. тонн в год.
Более 75% потребления цемента приходится на европейскую часть России и лишь 25% — на азиатскую. При этом практически на всех региональных рынках цемента в РФ наблюдается существенный профицит мощности. Исключение составляет Северный Кавказ, где потребление превышает мощности. Тем не менее на юге России (ЮФО плюс СКФО) достаточно мощностей для удовлетворения потребностей региона. В целом, оценивая итоги последних лет, можно сказать, что увеличение производства (около 35 млн тонн новых мощностей за последнее десятилетие) и падение объемов потребления привели к существенному дисбалансу рынка. Эксперты полагают, что неравновесие спроса и предложения, в том числе в территориальном разрезе, является одной из серьезных проблем, которую следует учитывать при разработке планов развития ПСМ на перспективу до 2030 года.

По мнению генерального директора АО «Искитимцемент» Владимира Скакуна, основной проблемой для рынка сегодня являются локальные эрзац-производства, которые не могут гарантировать «марочность» будущего бетона. При этом российский рынок цемента и бетона относится числу профицитных — средняя загрузка производителей составляет 50%. И конкурентные преимущества в этой ситуации имеют заводы с широким видосортовым рядом и отлаженной логистикой. «Именно потому для нас один из инвестиционных приоритетов — транспортно-логистическая тема, — говорит Владимир Скакун. — Профицит на рынке позволяет потребителю выбирать между форматами и способами доставки. В 2019 году, к примеру, наше предприятие 38,1% продукции отгрузило по железной дороге, 61,9% — автотранспортом. 205 тыс. тонн направлено на собственных цементовозах участка централизованной доставки (38% автодоставки). Мы расширяем автопарк доставки, и в рамках инвестиционной программы приобрели три цементовоза, общий парк теперь состоит из 26 цементовозов».

Рост емкости рынка объясняется обилием инфраструктурных объектов в стране, а  также широко развернувшимся в последние годы дорожным строительством. «По федеральной Стратегии развития отрасли строительных материалов до 2030 года 50% всех строящихся дорог должны быть исполнены в цементобетоне, — отмечает представитель «Сибирского цемента» Дарья Мартынкина. — За такими дорогами будущее, на Западе в этом материале исполняются дороги всех классов — от трансконтинентальных до сельских. Сейчас цементобетонная дорога не дороже дороги из асфальта, поскольку дорожает битум. И технология стала более совершенной, нежели в советское время».
Оценивая перспективы рынка, исполнительный директор СМПРО Евгений Высоцкий отмечает, в перспективе до 2025 года в России достаточно мощностей для удовлетворения потребностей строительной индустрии, в том числе с учетом целевых объемов строительства, определенных национальными проектами и государственными программами. Производители также надеются, что анонсированное масштабное инфраструктурное строительство будет лишь набирать обороты.
Стекло «умнеет». Еще один сегмент промышленности строительных материалов, который за последние годы удалось сильно «прокачать» инвесторам при поддержке государства, — производство стекла.
Как отмечает президент СтеклоСоюза России Виктор Осипов, стекольная промышленность России с 2000 года прошла процесс масштабной модернизации и расширения производственных мощностей. В страну пришли крупные транснациональные игроки, и уже к 2010 году сектор нарастил мощности выпуска вдвое (с 83 млн до 160 млн тонн). «Производители стекла продолжали наращивать производство, и на рынке стали появляться признаки перенасыщения, а потом грянул кризис, который очень негативно сказался на всей строительной отрасли и, как следствие, на производителях стройматериалов», — рассказывает Виктор Осипов. При этом эксперт отмечает, что стекольная промышленность в процессе жесточайшей конкурентной борьбы стала одной из самых технологичных и современных в России, что подтверждается востребованностью отечественной продукции на международном рынке — сегодня не менее 10% стекла идет на экспорт (в страны ЕАЭС и Евросоюза).
К настоящему моменту рынок стекла в России устоялся: в 2018 году он упал на 0,2%, а в 2019-м вырос на те же символические доли. Причем если в натуральном выражении стекольный рынок России уже довольно продолжительный период находится в определенной стагнации, то в денежном продолжает расти — в среднем на 12-15% в год. Как отмечают специалисты, основным драйвером этого тренда является технологичность самого стекла. «Характеристики энергоэффективности светопрозрачных конструкций выросли в разы по сравнению с теми решениями, которые применялись даже 15 лет назад. Технологии производства архитектурного стекла, применяемые в настоящее время, позволяют строить полностью стеклянные оболочки и не бояться промерзания и конденсата в холодное время года и тепличной духоты летом — стекло может эффективно решать эти задачи, хотя несколько лет назад эти проблемы являлись сдерживающим фактором», — объясняет продакт-менеджер SP Glass Александр Круглов. Эксперты отмечают, что покупатель стал разборчивее и хочет знать, что именно он покупает. В связи с этим очевиден еще один тренд — рынком востребованы экономичные решения без потери эффективности. С ростом популярности стекла как строительного материала растут производственные мощности и сокращается себестоимость. В результате многофункциональное покрытие сегодня стоит в несколько раз дешевле, чем, например, еще 7-10 лет назад. Производители стекла смотрят в будущее уверенно, потребление этого вида продукции будет расти, в том числе и за счет экспорта, говорят эксперты. Вырастет и стоимость стекла за счет тенденции к его все повышающейся технологичности. «Будет расти производство смарт-стекла с изменяемой и опционально контролируемой степенью светопропускания для светопрозрачных строительных конструкций, «экологически дружелюбных» стекол, таких как bird-friendly или low bacteria growth, стеклянных изделий для фасадного остекления, стеклосодержащих материалов с измененным спектром пропускания электромагнитного излучения диапазонов, отличных от видимого, таких как, например, армированных строительных композитных с повышенной радиопрозрачностью и т.п. Технологически это потребует от поставщиков соответствующего расширения парка промышленного оборудования и подходов ко всей карте производства», — говорит заместитель начальника цеха покрытий по НИОКР Pilkington Glass Russia Дмитрий Бернт.

Кирпичу ищут альтернативу. Рынок керамического кирпича в России три года подряд показывает отрицательную динамику объемов потребления. По итогам 2019 года спрос на керамический кирпич сократился на 9% к показателю 2018 года. По словам директора Ассоциации производителей керамических стеновых материалов Владислава Геращенко, пять лет назад российские заводы, выпускающие керамический кирпич, практически не имели задолженности по налогам в бюджеты всех уровней и по оплате энергоносителей, но затем задолженность начала расти, и начались задержки зарплаты. По данным Index Box Russia, в относительно благополучном 2014 году потребление кирпича в стране составляло 12 211 млн штук, но потом началось падение рынка. В 2015 году этот показатель составлял 10 349 млн штук (-15,2%), в 2016-м — до 8108 млн (-21,7%), в 2017 м — до 8063 млн (-0,6%) и в 2018 году — 7886 млн штук (-2,2%). За последние три года закрылись и находятся на разной стадии процедуры банкротства около 50 заводов, многие предприятия останавливаются или снижают выпуск продукции из-за затаривания складов. Главную причину такого положения дел производители видят в резком падении спроса на керамический кирпич, которое привело к снижению цены на 30-40%. Это подтверждают и сами строители. По словам директора департамента промышленности Концерна «КРОСТ» Андрея Сазонова, спрос на керамический кирпич начал падать еще несколько лет назад. «Застройщики перестали его использовать как несущий элемент ввиду незначительных показателей прочности и перестают использовать для строительства внешних стен, так как такой кирпич неэффективен по теплотехническим показателям», — говорит Сазонов.
Исполнительный директор Index Box Russia Екатерина Колина отмечает, что сейчас на рынке кирпича сложилась ситуация, которую метеорологи называют «идеальным штормом». Одновременно сошлись несколько причин: сокращение объемов строительства, вытеснение кирпича газобетоном, появление новых стандартов по энергосбережению. «Кирпич по-прежнему востребован в сегменте загородного коттеджного домостроительства, но и здесь речь идет о красивом, интересном дизайнерском кирпиче. Во всех остальных случаях мы, к большому сожалению, можем говорить о том, что доля кирпича будет постепенно сокращаться и в какой-то момент он уйдет из массового строительства».

Продукт-менеджер австрийской компании Wienerberger AG Сергей Смирнов отмечает, что производителям кирпичной продукции, для того чтобы остаться конкурентоспособными, необходимо подстраиваться под новые реалии строительного рынка. «Кирпич востребован у покупателей — это самое главное. Но строители хотят увеличить скорость технологических процессов, а также сократить количество раствора в кладке и ее теплопроводность, что позволяют сделать, например, керамические блоки, на производство которых сейчас массово переходят производители классического кирпича», — говорит Смирнов. Например, в России могут успешно применяться высокоэффективные блоки с внутренними стенками толщиной менее 4 мм, которые обладают низкой теплопроводностью за счет повышенной поризации керамического черепка и увеличения числа рядов пустот в блоке. Сделать стенки внутри блоков тоньше позволяет дополнительное измельчение глиняной массы. Применяя высокоэффективные блоки толщиной 380 мм вместо стандартных 510 мм, можно значительно снизить толщину стен домов. Правда, из-за тонких внутренних стенок прочность блоков снижается, но все равно их несущая способность позволяет строить здания до 5-7 этажей без армирующего пояса, то есть опирать плиты перекрытия непосредственно на блоки.
Сейчас, по мнению экспертов, на повестке дня стоит внедрение керамических блоков с утеплителем, шлифованных керамических блоков с заполнением из минеральной ваты или пенополистирола. Строители стремятся снижать затраты на отопление при эксплуатации зданий, на смену традиционному кирпичу пришли более теплоэффективные материалы, к примеру газоблоки, поризованная керамика и т.д.
Логотип Вестник Строительство