Точка невозврата пройдена

Точка невозврата пройдена

Участники строительного рынка все активнее используют в своей работе технологии информационного моделирования

С 2023 года все застройщики и заказчики в России должны перейти на технологии информационного моделирования (ТИМ). Сегодня при активном участии Минстроя и других структур происходит настройка соответствующих механизмов. Насколько успешно? Об этом шла речь на специальной онлайн-конференции, состоявшейся 12 октября на базе общефедерального Отраслевого журнала «Вестник». В дискуссии приняли участие руководители НОТИМ, представители разработчиков и поставщиков инновационного программного обеспечения, строительных, проектных организаций, отраслевые эксперты.

Психологический слом сознания участников рынка
Председатель комиссии по цифровизации строительной отрасли Общественного совета при Минстрое РФ, президент Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) Михаил Викторов считает, что главное достижение 2021 года в части внедрения ТИМ — психологический слом сознания руководителей строительных компаний. «Раньше приходилось слышать: «нам этого не надо», «мы этого не хотим», «будем продолжать работать по-старинке». А теперь есть конкретная установка, согласно которой с 2023 года все застройщики и заказчики должны использовать ТИМ, и участники рынка перестают сопротивляться, начинают включаться в процесс, учатся, — прокомментировал Михаил Викторов. — Рынок является более гибким, он быстрее реагирует на новшества и находит средства для их введения. В 2021 году разговоров о кризисе настройки отрасли стало меньше, потому что объемы жилищного строительства растут и, как заявил в докладе президенту вице-премьер Марат Хуснуллин, в этом году окажутся рекордными».
Между тем, крупные девелоперы и компании федерального уровня, такие как «Эталон», «ПИК», «Брусника» и другие, начали внедрять в свою практику технологии информационного моделирования еще пять-семь лет назад. Причем совершенно добровольно: ТИМ — эффективно действующая бизнес-модель, и застройщики это понимают. Использование ТИМ выгодно и банкам, являющимся основными кредиторами застройщиков в рамках проектного финансирования. «Думаю, в следующем году уже 90% всех объектов будет строиться с использованием эскроу-счетов. Технологии информационного моделирования повышают прозрачность реализации проекта, снижают риски. Поэтому мы считаем, что переход на ТИМ должен стимулироваться льготным финансированием и снижением процентных ставок для девелоперов в рамках работы со счетами эскроу», — отметил президент НОТИМ.
Он сообщил, что обсуждение проблем и перспектив внедрения технологий информационного моделирования состоится на конгрессе, который запланирован на 23-24 ноября в рамках программы «Столетие МГСУ» при прямой поддержке Минстроя и Общественного совета при Минстрое России, Министерства цифрового развития. За два дня на площадке Московского государственного строительного университета эксперты смогут детально проанализировать динамику рынка ТИМ во всем мире, использование ТИМ непосредственно в нашей стране на разных этапах жизненного цикла проекта, определить основные барьеры, мешающие застройщикам и заказчикам перейти на ТИМ.

Информационная модель для всего жизненного цикла объекта
«Закупить ПО и научиться 3D-моделированию — это еще не все, что необходимо для перехода компании на ТИМ, — убежден директор дивизиона инженерных моделей группы компаний «НЕОЛАНТ» Денис Мариненков. — Участники отрасли должны понимать, зачем они это делают, осознавать, что информационная модель — это не просто структурирование инженерных сетей здания. Это модель, которой можно в дальнейшем управлять. Возможность оперировать инженерными данными помогает решать конкретные задачи на разных этапах строительства. ТИМ гарантирует снижение рисков выхода за бюджет, срыва всей стройки. А это большой успех для крупных объектов, в которые инвестируются миллиарды рублей. С помощью информационной модели, обернутой в систему управления инженерными данными, мы создаем единый центр виртуального взаимодействия, что положительно сказывается на экономической эффективности всего проекта».
При этом очень важно не только помочь заказчику построить объект, но и обеспечить его надежную эксплуатацию. «А для этого нужны инструменты, позволяющие «протянуть» информационную модель по всем этапам жизненного цикла объекта, — полагает Денис Мариненков. — Мы должны решать задачи, как объект, построенный и запущенный в эксплуатацию, будет жить последующие десятки лет? Это проблема будущих поколений, без «цифры» им совершенно не справиться».

Сформировать среду общих данных
По замечанию заместителя директора компании Renga Software, члена рабочей группы при правительстве г. Санкт-Петербурга по внедрению технологий информационного моделирования в строительном комплексе Максима Нечипоренко, единое цифровое пространство в строительной сфере предполагает по определению и единое программное обеспечение. Но это нереально. «У нас огромное количество участников процесса со своим ПО, поэтому мы должны максимально интегрироваться с коллегами. И сегодня в рамках некоторых отдельных участников рынка сформировать такую среду общих данных можно. Эта среда поможет координировать действия и технические решения, формировать консолидированные модели, создающиеся в разных инструментах, осуществлять любые проверки, вести различную документацию по цифровым моделям, созданным на их основе, и дополнять ее другими данными», — поделился Максим Нечипоренко.
По его замечанию, это очень похоже на решения, предлагаемые российской платформой Pilot BIM, которая разрабатывается группой компаний АСКОН. Pilot-BIM — среда общих данных BIM-проектов для автоматического формирования и коллективной работы с консолидированными моделями. Решения Pilot используют девелоперы, инвесторы, застройщики, службы заказчика и эксплуатации, управления и отделы капитального строительства, проектные институты, ПКО в составе холдингов, архитектурные бюро.

Ставка на разработку собственного ПО
По наблюдению генерального директора группы компаний «Центр строительных услуг» Андрея Жеглова, пока технологии информационного моделирования не внедряются застройщиками массово: очень многие руководители остаются консервативными. Однако есть и обратные примеры.
«У нас уже достаточно много объектов, спроектированных и введенных с применением ТИМ, — сообщил Андрей Жеглов. — Благодаря bim-менеджерам мы буквально за 10-15 минут с точностью до нескольких процентов получаем расчет как объемов, так и ценовых характеристик, графики производства работ. Это позволяет повысить эффективность принимаемых решений, просчитывать их на весь период строительства. Я в онлайн-режиме вижу ситуацию по всем объектам, в том числе с точки зрения финансового планирования. Это очень важно при сотрудничестве с банками, наша работа для них максимально прозрачна».
По признанию генерального директора, компания перепробовала различные варианты софта — и отечественного, и импортного — и пришла к пониманию, что заинтересована в первую очередь в том программном обеспечении, которое позволит эксплуатировать ТИМ. «Именно поэтому мы активно занимаемся разработкой собственного ПО. Сейчас оно готово на 70%, а полностью завершить работу намечаем в конце нынешнего или начале следующего года, — сообщил Андрей Жеглов. — Также есть планы приступить в будущем году к реализации проекта, связанного с применением искусственного интеллекта при принятии управленческих решений. Он будет подсказывать нам эффективные практические действия с заданными финансами по срокам проведения строительных работ, подключению ресурсов и т.д.».

Повысить лояльность и удовлетворенность клиентов
Аккаунт-директор студии Олега Чулакова Дмитрий Симонов рассказал о важном для застройщиков инструменте, который позволит сделать более эффективной работу сайта как одного из каналов взаимодействия с клиентами. По мнению эксперта, многие застройщики уделяют удобству использования своего сайта недостаточное внимание.
«Вопрос этот важен, поскольку у застройщика есть несколько каналов «касания» клиента: наружная реклама и онлайн-реклама. Можно настраивать рекламные бюджеты и запускать рекламные кампании, но, когда клиент переходит на сайт застройщика и начинает узнавать о том объекте недвижимости, который ему импонирует, может так получиться, что сайт спроектирован неправильно с точки зрения удобства использования. В конечном итоге такой клиент может просто не дойти до целевого действия. Как следствие, рекламный бюджет будет потрачен впустую, а клиент уйдет к конкуренту», — прокомментировал Дмитрий Симонов.

Он рассказал, что для решения данной задачи существует несколько методов, один из них — UX-тестирование, которое можно проводить силами UX-специалистов в компаниях и с привлечением респондентов. Более глубокое UX-исследование можно организовать с помощью айтрекера — устройства, отслеживающего движение глаз пользователя по экрану монитора. Благодаря ему есть возможность определить, как потенциальный клиент ищет информацию на сайте и какие места в спроектированном интерфейсе затрудняют этот процесс. Устранение проблем позволяет повысить лояльность и удовлетворенность клиентов от работы с сайтом. Одно из айтрекер-тестирований студия Олега Чулакова провела для группы компаний «ИНТЕКО», проверив визуальное восприятие и эффективность элементов взаимодействия на сайте, контраст и акценты различных заголовков и визуальных элементов, последовательность подачи графики и текста, а также ряд других моментов, выявив основные проблемные места, которые требовали устранения на сайте застройщика. Был подготовлен список рекомендаций, реализовав которые, можно повысить удовлетворенность клиента от работы с сайтом и увеличить конверсию при посещении сайта, при переходе с рекламы до выполнения целевого действия. По оценке Дмитрия Симонова, подобные исследования помогают с другой стороны посмотреть на взаимодействие застройщика и покупателя посредством онлайн-каналов, увеличить конверсию и онлайн-продажи застройщиком своих объектов. 
Логотип Вестник Строительство