Стройматериалы и кризис: как пострадала промышленность в период пандемии

О том, как пандемия коронавируса повлияла на рынок производства строительных материалов, рассказали специалисты отрасли в рамках онлайн-конференции «Промышленность строительных материалов. Как выжить и развиваться в кризис?»

18.08.2020

Этот год стал сложным для всех без исключения, потому что мир столкнулся с тем, к чему не был готов ни морально, ни экономически. Пандемия коронавируса, начавшаяся весной в России, нанесла удар по всем сферам малого бизнеса, по крупным компаниям и предприятиям. Все отрасли должны были резко перестраиваться на удаленный режим работы, учиться работать в новых сложившихся условиях. О том, как в это непростое время развивалась и справлялась со всеми трудностями промышленность строительных материалов, рассказали специалисты отрасли в рамках онлайн-конференции на тему «Промышленность строительных материалов. Как выжить и развиваться в кризис?». Мероприятие организовано отраслевым журналом «Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура», выпускаемым международным издательским домом «ЕвроМедиа».

Проблемы промышленности. В последние несколько лет представители стройиндустрии начали активно приобретать новое оборудование, расширять ассортимент производимых товаров, географию поставок, во многом ориентироваться на экспорт, а также внедрять новые технологии. Но пандемия внесла свои коррективы в развитие строительной отрасли. Упал спрос, изменились географические цепочки, а где-то и вовсе разорвались, начались финансовые потери, следствием чего стало сокращение производства и банкротство некоторых предприятий.

О том, как нынешний экономический кризис повлиял на рынок производства строительных материалов, рассказал Альберт Попов, директор Ассоциации производителей керамических материалов. Он отметил, что пандемии предшествовало другое важное для отрасли событие — резкий скачок курса рубля из-за проблем на нефтяном рынке. Это, безусловно, сказалось на производителях строительных материалов, потому что они напрямую зависят от поставок оборудования и комплектующих. «Оборудование и комплектующие, как правило, импортная продукция, и, соответственно, это напрямую влияет на наши издержки, затраты, которые неизбежно растут при изменении курсовых разниц», — отметил Альберт Попов.

Также пандемия повлияла на покупательную способность населения — она начала снижаться, потому что люди в период кризиса становятся более осторожными в своих инвестициях, особенно тех, которые касаются приобретения строительных и отделочных материалов. Это напрямую влияет на экономику всего процесса. «Мы очень сильно ощутили это на себе в период апреля-мая. Не стоит забывать, что все ограничения пришлись на начало строительного сезона. А сейчас, когда они постепенно уходят, у нас строительный сезон в самом разгаре, и, конечно же, мы рассчитываем, что нивелируем ту яму, которая возникла весной, и выйдем из этой ситуации с меньшими потерями, потому что совсем без потерь выйти, к сожалению, не удастся».

Председатель Союза Ассоциации производителей силикатных изделий Николай Сомов согласился с коллегой и сказал, что они столкнулись с теми же проблемами, что и Ассоциация производителей керамических материалов. Он подтвердил, что покупательский спрос упал в среднем на 10%, но и это нельзя назвать точным и равномерным, потому что рынок — живая структура: «Некоторые заводы живут хуже, некоторые лучше. Это видно на примере Тюменской области — одно предприятие там практические завершило свою жизнь, а второе заняло эту нишу и чувствует себя вполне нормально».

Нужна поддержка. В рамках конференции был поднят целый ряд проблем, и в том числе вопрос недостаточной поддержки отечественных производителей строительных материалов. Речь шла о том, что для производителей нет доступного дешевого фондирования. В нашей стране ставка по кредиту на порядок выше, чем у иностранных производителей.

«Мы совместно с коллегами пытаемся найти какие-то способы решения этой проблемы, но на сегодняшний день нет таких институтов и инструментов, за исключением работающих в формате Минпромторга, которые могли бы помочь. Но существуют, опять же, займы в фонде развития промышленности, это все субсидируемые процентные ставки, которые представляются относительно адекватными, в пределах 5% годовых. Но чтобы мы с вами понимали, ни один зарубежный производитель под такую ставку не кредитуется, потому что считает это разорительным», — сказал Альберт Попов.

Не потерять производство. Поскольку до сих пор неизвестно наверняка, когда пандемия окончательно закончится и все снова смогут вернутся к прежним режимам работы, производители стараются осторожно продумать свои действия.

Главной задачей ассоциаций, когда начались ограничения, было не потерять производство, потому что производственный цикл очень сложный.
«Есть моменты повышенной опасности, поэтому остановка такого вида производства чревата всегда долгим процессом остановки и последующим запуском, а также выходом из строя многих деталей, комплектующих. Поэтому вопроса об остановке производства не стояло, были только частичные ограничения, и в основном они были связаны с потерей спроса», — рассказал Альберт Попов. Также он отметил, что средства дезинфекции и защиты приобретались и продолжают приобретаться. Поддерживается жесточайший санитарно-гигиенический режим, соблюдается ношение масок на производстве, использование санитайзеров, перчаток. Подавляющее большинство офисных работников производства были переведены на удаленную работу. «Есть интернет, сегодняшние средства коммуникации позволяют спокойно взаимодействовать, мы очень рады, что диалог с участниками ассоциации не пропал», — добавил эксперт.

«Мы, конечно, прогнозируем, что эта пандемия все-таки закончится, официально это вроде все прекращается, но прогнозы делают крайне неохотно и осторожно. Просто из-за того, что на самом деле не знают. Что касается нашей ассоциации, мы просто хотим дожить до сентября, а там будет видно», — заключил Николай Сомов.