С камнем на шее

С камнем на шее

На отечественном рынке промышленных строительных материалов сложилась парадоксальная ситуация: высокий спрос и последовавшее за ним серьезное повышение отпускных цен отнюдь не способствовали увеличению производства — напротив, по таким направлениям, как цемент, стекло, кирпич, бетон, трубы, лесоматериалы, произошел довольно ощутимый спад. Производители надеются на значительную активизацию жилищного и индустриального строительства и ждут ощутимого роста уже в этом году.

2020 год стал не самым простым для промышленности строительных материалов. Если в 2019 году все основные позиции хоть немного, но выросли (в том числе цемент, который называют главным маркером состояния отрасли, — на 7,4%), то в прошлом году рынок опять захватила ниспадающая тенденция. Так, упало производство песка, гальки, гравия, лесоматериалов, листового стекла, керамического и строительного кирпича, стеновых блоков, цемента, товарного бетона, труб. При этом относительно стабильно чувствовали себя производители отделочных материалов: сказалось то, что многие россияне на вынужденной самоизоляции задумались о ремонте.

Эксперты говорят, что производство строительных материалов находится в определенном застое, что связано в первую очередь с объективными факторами. Самочувствие индустрии стройматериалов имеет четкую корреляцию с состоянием самого строительства: пошел на стройках рост — потребность в стройматериалах и, соответственно, их производство растет, если строят меньше — простаивают мощности цементных, железобетонных и кирпичных заводов. Есть, правда, и долгосрочные тенденции. Так, классический строительный кирпич проигрывает борьбу более современным и эффективным стеновым материалам, и падение его производства продолжается уже который год, хотя объем строительства, например, в 2019 году вырос. 

Аналогичная тенденция прослеживается в сегменте железобетонных конструкций. За последние 5 лет при общем застое в контексте производственных объемов на рынке стройматериалов в целом рынок железобетонных конструкций упал на 20,9% (с 21,2 млн куб. метров в 2016 году до 16,8 млн куб. метров в 2020-м), что в первую очередь объясняется набирающей популярность технологией монолитного строительства. Причем такое замещение происходит не только в жилищном, но и в промышленном строительстве. 

Лицом к клиенту. 2020 год аналитики изначально не считали прорывным для промышленности стройматериалов — ожидалось, что реформа долевого строительства и переход на проектное финансирование могут подрезать строителям крылья, а платежеспособный спрос населения в очередной раз упадет, что скажется на продажах квартир. Однако решающим стал совсем другой фактор. Весной на многих стройплощадках был объявлен полный или частичный локдаун, строительные материалы не подвозились, и хотя последующее оживление позволило несколько отыграть позиции, в целом именно коронавирусный фактор стал определяющим в общем падении отрасли. 

Тем не менее многие производители постарались изыскать внутренние ресурсы для роста. Так, в пандемийный кризис отличные результаты показали застройщики, сумевшие оперативно наладить сбыт через медийные ресурсы, а также производители строительных материалов (где-то во многом вынужденно) обратили внимание на резервы более углубленной диджитализации и клиентского сервиса. Как рассказала «Вестнику» директор по стратегическому маркетингу и развитию бизнеса по Восточной Европе AGC Glass Europe Любовь Петренко, пандемия серьезно изменила подход к выбору стекла: клиенты стремились оптимизировать траты, поэтому предпочитали остекление, решающее сразу несколько задач — от сугубо декоративных до опций климат-контроля. «В связи с этим наиболее востребованными стали мультифункциональные и энергоэффективные продукты AGC. Экологичное стекло, которое вписывается в любой дизайн-проект, создает комфортную среду и гарантирует безопасность — таков выбор современных архитекторов и строительных предприятий. Уверена, со временем мультифункциональные продукты полностью заменят стандартные: их преимущества очевидны, а потребительские характеристики понятны как застройщикам, так и конечному покупателю», — говорит Любовь Петренко. Она отмечает, что 2020 год был непростым для всех производителей, требования нового времени заставили проявить гибкость, многие компании трансформировались. «Нам при этом удалось увеличить долю специальных продуктов и сохранить объемы производства. Благодаря государственным программам поддержки строительства спрос на строительные материалы, в том числе на стекло, существенно увеличился. Несмотря на особенные бизнес-условия, мы запустили ряд новых сегментов и направлений. Как пример — успешный старт производства новых специальных мультифункциональных продуктов. В этом году компания AGC запустила новую линию производства пожаростойкого стекла близ действующего комплекса в подмосковном Клину. Созданное с нуля, предприятие оснащено инновационным оборудованием, не имеющим аналогов на территории РФ, и позволяет выпускать уникальные продукты серии Pyropane 100 по запатентованной технологии AGC, а также осуществлять переработку и резку многослойного стекла Pyrobel. Кроме того, в этом году будет завершен холодный ремонт одной из производственных флоат-линий Борского стекольного завода — старейшего стекольного предприятия и одной из производственных площадок компании AGC», — рассказывает она.

Очевидно, что фатальных последствий для сектора строительства и строительных материалов, о которых в начале пандемии говорили аналитики, удалось избежать, отмечает первый вице-президент АО «ХК «Сибцем» Валерий Бодренков. «Считаю это прямой заслугой руководства страны. Напомню, Правительство России включило стройиндустрию в перечень отраслей, особо пострадавших от пандемии коронавирусной инфекции. Принятые на высшем уровне решения позволили задержать падение рынка. Так, благодаря своевременному старту программы льготной ипотеки на новостройки со ставкой до 6,5% годовых удалось не допустить обвала спроса на жилье. Немаловажную роль в поддержке отрасли сыграли и антикризисные мероприятия для системообразующих предприятий, социальные инициативы, финансовые механизмы помощи населению», — говорит эксперт. Однако, по мнению Бодренкова, чтобы простимулировать более активное развитие стройиндустрии, необходимы комплексные меры. «Помощь государства должна заключаться в последовательной реализации национальных проектов и федеральных целевых программ в сфере жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства в тех объемах, которые были утверждены бюджетом России на 2020-2022 годы. В числе таких стратегически значимых задач — увеличение доли строящихся цементобетонных дорог в стране до 50% к 2030 году», — говорит топ-менеджер «Сибцема».

Стройки платят за металл. Впрочем, общее падение выданных на-гора объемов далеко не означает, что производители остались в накладе. По данным аналитиков рынка недвижимости, в прошлом году цена на новостройки в регионах России в среднем повысилась на 25-30%, что сами застройщики поспешили списать именно на рост стоимости стройматериалов. В этом есть определенная доля лукавства: в себестоимости современной многоэтажки доля стройматериалов не превышает 10%, однако действительно многие производители взвинтили ценник, и довольно ощутимо. Наиболее сильно подорожал металлопрокат. По данным Национального объединения строителей, в некоторых регионах на отдельные виды проката цена повысилась вдвое, что привело к подорожанию используемых в строительстве металлоконструкций на 10-70%. По данным Минстроя РФ, металл подорожал в 2020 году в среднем на 70-80%. В ситуацию вынуждены были вмешаться правительство, антимонопольщики и даже Владимир Путин. В начале этого года курирующий стройкомплекс вице-премьер Марат Хуснуллин признался, что президент в курсе ситуации с резким повышением отпускной стоимости металла и металлоконструкций, по его поручению был предложен ряд мер, направленных на стабилизацию рынка. 

Еще в весной 2020 года, предвидя сложности на рынке стройматериалов, Хуснуллин поручил Минпромторгу РФ в ежедневном режиме мониторить цены и в случае их необоснованного повышения обращаться в Федеральную антимонопольную службу. Он также попросил включиться в эту работу регионам и посоветовал им создать определенный задел по основным позициям. Однако мягкие меры не помогли. Как только мировая экономика стала восстанавливаться после пандемии, металл как один из главных видов сырья резко подорожал, и российским металлургам стало выгоднее экспортировать его, чем оставлять внутри страны. 

В итоге правительство было вынуждено ввести пошлины на вывоз лома черного металла, они состоят из базовой ставки (15%) и специфического компонента (в долларах за тонну). Величина последнего рассчитывается в зависимости от вида металла (для цветных металлов) или степени переработки продукции (для черных металлов) с учетом динамики мировых цен по итогам пяти месяцев 2021 года. «Взрывной рост мировых цен на металлы и, как следствие, подорожание такой продукции на внутреннем рынке затрудняли реализацию крупных инфраструктурных проектов, требовали дополнительных расходов на строительство социальных объектов и производство промышленной продукции. 
Введение пошлин позволит смягчить влияние внешней конъюнктуры на внутренний рынок, скорректировать цены на металлы и металлопродукцию», — отмечалось в пояснительной записке к соответствующему постановлению правительства.
С надеждой на государство. Другие ключевые виды строительных материалов не имеют такого экспортного потенциала, как металл, однако и на них цена пошла вверх. Валерий Бодренков в беседе с корреспондентом «Вестника» сообщил, что в начале высокого строительного сезона цементные заводы холдинга увеличили стоимость своей продукции. С 12 апреля 2021 года цены прайс-листов для СФО, Бурятии и Забайкальского края выросли в среднем на 4-6% по отношению к предыдущему уровню прайс-листов, действующих с мая 2020 года по апрель 2021 года (на цемент, упакованный в мешки по 25 кг, цена увеличилась на отдельных активах до 8%, но данный факт не оказал существенного влияния на средние цены). Повышение цены — вынужденная мера, говорит он. Причины, по которым холдинг пошел на этот шаг, он разъясняет на примере Топкинского цемзавода — базового актива «Сибцема». «В 2020-м средняя себестоимость производства и реализации продукции предприятия превысила аналогичный показатель 2014-го на 53%. Наблюдается существенный рост стоимости ресурсов, используемых в процессе производства. В частности, в прошлом году по сравнению с 2014-м средняя стоимость электроэнергии увеличилась на 64%, тариф на железнодорожные перевозки проиндексирован на 43,5%, тариф на газ — на 20,6%. Поднялись цены на сырье, материалы, запчасти: на флюоритовую руду — на 89%, мелющие цилиндры — на 36%, огнеупоры — на 39-65%, футеровочные пластины — более чем в 2 раза, дизельное топливо — на 35%, бумажные мешки — на 54%, мягкие контейнеры — на 66%. Дифференцированно, в зависимости от вида транспорта и направления, повысилась стоимость транспортных услуг», — говорит Валерий Бодренков. По его словам, значительный рост закупочных цен наблюдается и по итогам 4 месяцев 2021 года, в том числе как следствие введенных в 2020 году ограничительных мер: цены на изделия из металла выросли до 80%, на картон гофрированный — в 2 раза, на устройства запорно-пломбировочные — в 2,8 раза, на руду флюоритовую — на 26% и так далее. С 1 января 2021 года на 3,7% проиндексированы тарифы на железнодорожные перевозки, прогнозируемый рост стоимости электроэнергии в 2021 году — на 9% к уровню прошлого года.

«Увеличение стоимости цемента не приведет к серьезному удорожанию жилья, так как доля цемента в цене квадратного метра невелика. По оценкам Минпромторга РФ, в прошлом году рост стоимости стройматериалов повысил рыночные цены на недвижимость не более чем на 2%. Уточнило ведомство и долю отдельных составляющих стоимости «квадрата», для цемента этот показатель составил всего 3,9%», — отмечает топ-менеджер «Сибцема». По его словам, сегодня отрасль по-прежнему находится в ожидании восстановления спроса на цемент в результате плановой реализации национальных проектов и целевых программ в сфере строительства. «Таким образом, темп финансирования федеральных программ и крупных инфраструктурных проектов определит динамику развития стройиндустрии и цементного рынка как в России в целом, так и в Сибири в частности», — прогнозирует Бодренков. 
Логотип Вестник Строительство