Пионеры будущих строек

В отраслевом сообществе приобретают популярность мероприятия, участие в которых для детской и юношеской аудитории интересно с содержательной стороны и имеет серьезную практическую значимость

25.08.2020
Дефицит квалифицированных кадров является одним из факторов, сдерживающих развитие строительства и ЖКХ. Проблема зрела годами, престиж профессий угасал. Однако в последние годы обозначился положительный перелом в сознании властей, образовательных структур, профильных предприятий, населения. Сегодня существует множество проектов, ставящих своей целью просвещение подрастающего поколения по основам коммунального хозяйства, строительства, экологии и смежных отраслей.

Настрой на будущее. Задачи кадрового обеспечения и их реализация имеют важное значение для эффективной деятельности любой отрасли. «В проекте Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года прямо определено, что «развитие отрасли должно вести к росту компетенций, высокий уровень которых станет драйвером роста инновационной активности и производительности труда в отрасли, — комментирует председатель Общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин. — Поэтому Общественный совет при Минстрое России ведет масштабную работу в целях повышения престижа среди молодежи профессий в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также выявления и поддержки лучших практик. В рамках популяризации профессий у нас разработан и действует проект «Я — Строитель Будущего!», рассчитанный на детей, молодежь и молодых специалистов. В рамках этого проекта мы реализуем большое число мероприятий. Так, в 2019 году в честь Дня строителя был организован конкурс на лучший детский вопрос о строительстве #СпросиСтроителя-2019. Состоялась экскурсия для ребят в частный музей «Собрание», в котором представлена уникальная коллекция мирового культурного наследия. В Ростове-на-Дону под эгидой проекта проведен XII турнир по мини-футболу среди строителей «Я — строитель!». В Москве проведен Всероссийский открытый урок для школьников по строительству и ЖКХ «НаСТРОЙся на БУДУЩЕЕ» на площадке форума профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ». Совместно с Союзом реставраторов России прошла вторая летняя школа в селе Ошевенском, а также представлен проект «Современная школа реставрации» на молодежном форуме «Таврида 5.0».

Более того, в прошлом году Общественный совет при Минстрое РФ утвердил план действий в рамках проекта вплоть до 2024 года. В него традиционно включены вышеупомянутые мероприятия, а также проведение в общеобразовательных школах уроков знакомства со строительными профессиями, работой управляющих компаний; проведение на базе детских лагерей смен отраслевой всероссийской школы для детей и подростков, включающей в себя интерактивы, мастер-классы и так далее, а также встречи с известными строителями, архитекторами и представителями Минстроя РФ; проведение экскурсий для детей и подростков на отраслевые предприятия, создание документальных фильмов и многое другое». 
будущие строители.jpg
Преодолеть дефицит. «Кадровая проблема и низкая квалификация работников являются сегодня острейшими для ЖКХ», — подтверждает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. — Долгое время в России на базе вузов и ссузов подготовка нужных кадров не проводилась, совсем отсутствовала, например, специальность по управлению МКД. Однако несколько лет назад благодаря активной работе Фонда содействия реформированию ЖКХ и РАНХиГС были разработаны профессиональные образовательные стандарты, некоторыми образовательными организациями уже получены лицензии по этой специальности.
Я вхожу в комиссию по кадрам Наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ. Совместно с коллегами мы часто бываем в регионах и стараемся наладить взаимодействие между образовательными организациями, властями и предприятиями ЖКХ. 
Здесь нужен целый комплекс мероприятий: и бюджетные места, и широкая популяризация профессий. Мы, кстати, выступали в Минпросвещения РФ и Минстрое России с инициативой возрождения в школах УПК по ЖКХ, ведь нацпроектом «Образование» предусмотрено проведение профессиональных проб. Дети могли бы ознакомиться с основами ЖКХ, и даже если бы затем выбрали для себя другую профессию, то многое бы понимали и могли сделать что-то по дому своими руками. В некоторых регионах эта тема уже получила развитие. 
Мы выступали инициаторами введения жилищных уроков в школах, фонд разработал известную многим игру «ЖЭКА», где все самое важное о содержании дома можно узнать в интерактивной форме. Кстати, сейчас мы разрабатываем проект суперчемпионата в Ставрополе по этой игре, который должен попасть в Книгу рекордов Гиннесса.
Если говорить о конкретных региональных практиках, то, например, в Воронеже у НП «ЖКХ Контроль» есть проект, в рамках которого студенты профильных направлений ведут тесную информационную и разъяснительную работу с собственниками домов. А в Ярославле обучающие уроки проводятся в детсадах. Мы считаем, что это очень важно, когда дети могут научить чему-то полезному своих родителей: культуре отношения к дому, экономии ресурсов, основам экологии». 
Необходимо отметить, что большое число образовательных организаций давно и серьезно ведут работу по популяризации профессий строителя, архитектора, эколога, коммунальщика. 
Например, при Институте архитектуры и дизайна КГАСУ еще с 90-х годов работает Детская архитектурно-дизайнерская школа, детская архитектурно-художественная студия есть в структуре и ННГАСУ. 
будущие строители.jpg
Вселенная воды. Внимание к вопросу властей, общественности и образовательных организаций задает приоритеты развития и профильным предприятиям. Хотя многие из них и сами осознают необходимость инвестиций в будущее, в данном случае — в человеческий капитал. Ярким примером тому может служить работа Информационно-образовательного центра ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». 
«Наш центр разрабатывает и реализует программы, направленные на формирование у молодежи интереса к рабочим и инженерным профессиям сферы ЖКХ и способствующие снижению риска появления дефицитных профессий.
Работа с детьми и молодежью организована через систему интерактивных занятий, проектов и программ. Один из примеров — программа «Мой выбор: знания, профессия, успех», ориентированная на старшеклассников, воспитанников детских домов, школ-интернатов, социально-реабилитационных центров и на учащихся учреждений СПО. Программа реализуется на базе экспозиционно-выставочного комплекса «Вселенная воды» и производственных объектов предприятия. Она универсальная и может быть предложена в качестве модели при разработке корпоративных или региональных программ профориентации. 
Другая наша программа «Профессии большого города» — цикл из пяти интерактивных и деловых игр для старшеклассников — вошла в число победителей международного конкурса среди организаций на лучшую систему работы с молодежью.
В нашем экспозиционно-выставочном комплексе разработаны и реализуются профориентационные занятия и тематические экскурсии, ориентированные на разные возрастные категории: «Секретный архив инженера» — для школьников 2-6-х классов, «Водных дел мастера» — для школьников 6-11-х классов, «Вода и города» — для школьников 7-11-х классов и др. 
Кроме того, наше предприятие регулярно проводит встречи с учащимися профильных вузов, налажена работа со средними профессиональными учебными заведениями», — делится заместитель директора по профессиональному ориентированию и подготовке филиала «Информационно-образовательный центр» ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Светлана Пшеничная.
будущие строители.jpg
Азы экологической осознанности. Изменения, которые запустила реформа в отрасли обращения с отходами, практически сразу вышли за рамки исключительно узкопрофильной сферы. С самого начала стало понятно, что новая система может состояться только при участии каждого россиянина. Изменение экопривычек — процесс небыстрый. И, как показывает практика, самый эффективный путь лежит через детей.
«Первыми учителями стали регоператоры. Именно они разрабатывали экопрограммы для ребят, проводили уроки в детсадах и школах. И эта работа шла и идет по всем регионам. Ассоциация «Чистая страна» также активно развивает просветительское направление. Мы написали три детские книги по экологии, на их основе собрали материал для уроков и практических занятий. Теперь на основе наших наработок уроки идут во многих городах, — рассказывает исполнительный директор Ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. — Далее мы решили охватить разные возрастные группы. Эту идею нам удалось реализовать во время первого Всероссийского автопробега коммунальной техники «Чистая страна». В каждом городе, где у нас была остановка, мы проводили «Экодень». Он состоял из нескольких модулей: уроков для младшего школьного возраста, плоггинг-забегов для старшеклассников и студентов, а также выставки самых передовых образцов спецтехники, которая была интересна и взрослым, и детям».
Деятельность регоператоров действительно можно назвать в этом вопросе образцовой. 
Например, «ЦКС» (Челябинская область) организовал конкурс видеостихов экологической тематики, а также разработал информационно-конкурсный проект в рамках общей образовательной программы #ЧИСТОдляДЕТЕЙ — комиксы «Зеленые истории о тебе, твоих друзьях и будущем». «ЦЭБ» (Белгородская область) начал 2020 год с конкурса детских рисунков. Однако из-за пандемии был реализован онлайн-проект по эковоспитанию детей: видеоролики транслируются в школах, детских садах, МФЦ. Разработана игра-бродилка «Путешествие в страну Экология», виртуальная викторина и многое-многое другое. «ЭкоСтройРесурс» (Самара) провел 150 занятий в школах и детских садах Самарской области. Сейчас инициативу уроков поддержали в департаменте образования. «Красноярская рециклинговая компания» проводит экоуроки на станции юннатов, где установлен мини-цех. Там сначала дробят пластик, а потом в печи делают листы и вырезают разные поделки. 
«Чистая планета» (Брянск) разместила работы победителей конкурса детских рисунков на бортах мусоровозов, которые работают на линиях. 

«Группа компаний ЭкоЛайн начала с точечных мероприятий: экологические уроки, лекции, квесты, мастер-классы. Постепенно мы пришли к выводу, что нужен более комплексный подход, и объединили несколько проектов для разных возрастных групп, получив программу непрерывного экопросвещения — от детского сада до вуза. Одной из первых появилась методика для дошкольников «Про отходы от трех до семи», ее мы разработали вместе с Центром экономии ресурсов. В мае 2020 года состоялась онлайн-презентация нового образовательного продукта — интерактивного мультфильма-урока для детей и взрослых, который рассказывает, как устроен раздельный сбор, почему важно давать отходам вторую жизнь. Этот урок можно использовать в рамках онлайн-обучения в школе или для обсуждения в семье, — уточняет заместитель генерального директора ГК «ЭкоЛайн» Елена Вишнякова. — Также ГК «ЭкоЛайн» реализовала образовательный проект «Экологический компас», его участниками уже стали 3 тыс. школьников Москвы и регионов; «Изменись за 21 день» (тематическая смена в летнем лагере); в партнерстве с баскетбольной Единой лигой ВТБ — экоспортивный образовательный проект в Воскресенском кластере «БАСКЕТБОТЛ». Вместе с «ЭкоГильдией» МГУ и другими вузами организуем раздельный сбор на крупных фестивалях и праздниках. С марта 2019 года проходят экскурсии на сортировочный комплекс «ЭкоЛайн» во Владыкино. За прошлый год там побывали несколько тысяч человек. В феврале такие экскурсии открыли на КПО «Восток» (после окончания пандемии они возобновятся), — завершает 
Елена Вишнякова.
Авторы: Наталья Приходько