Наталья Трунова: «Необходимо синхронизировать и увязать градостроительную и жилищную политику»

Наталья Трунова: «Необходимо синхронизировать и увязать градостроительную и жилищную политику»

Индикатором успешности той или иной отрасли экономики в последние годы являются показатели реализации национальных проектов.

17.08.2022

 По оценке Счетной палаты Российской Федерации, нацпроект «Жилье и городская среда» по итогам прошлого года достиг практически всех показателей, по некоторым пунктам превысив плановые цифры на 30 и даже на 50%. Об успехах строительного комплекса, а также о проблемах при реализации государственной жилищной политики, о способах повышения доступности жилья, новых вызовах для стройотрасли, возникших в связи с недружественными действиями Запада, и о формировании грамотной градостроительной политики для гармоничного пространственного развития мы поговорили с аудитором Счетной палаты Натальей Труновой.

Наталья Александровна, на правчасе в Совете Федерации вы отметили успешную работу Минстроя РФ по итогам 2021 года, результатом которой является достижение практически всех показателей, установленных паспортом национального проекта «Жилье и городская среда». Какие вопросы сегодня решены?

Действительно, подавляющее число установленных показателей паспорта национального проекта достигнуто. Из 30 показателей не обеспечено только достижение показателя «Средний уровень процентной ставки по ипотечному кредиту», которое составило 92,2%.

В свою очередь, существенное перевыполнение обеспечено по таким показателям, как, например, объем ипотечных жилищных кредитов в рублях и иностранной валюте, предоставленных физическим лицам-резидентам за год (146%), объем ввода жилья, построенного населением (136%), количество семей, переселенных из аварийных домов (128%).

А какие проблемы при реализации государственной жилищной политики требуют особого внимания?

Разумеется, есть и проблемы. Особого внимания сегодня при реализации государственной жилищной политики требуют несколько вопросов.

Это, во-первых, дефицит финансирования создания и содержания объектов инфраструктуры. Сейчас процессам создания таких объектов уделяется большое внимание — как через отдельные федеральные проекты, так и за счет инфраструктурных бюджетных кредитов и за счет кредитов Фонда развития территорий. Но проблема в очень высокой степени износа сетей, а также в крайне сложной системе полномочий в отношении функционирования и плановой модернизации инфраструктурного хозяйства.

Во-вторых, наблюдается существенный рост ввода индивидуального жилья за счет административных факторов. Так, по итогам года доля ИЖС в общем объеме построенного жилья превысила долю многоквартирных жилых домов. И мы понимаем, что не весь этот объем был построен за год, часть квадратных метров просто была зарегистрирована. При этом в связи с развитием, в том числе с регистрацией ИЖС, возникает другая проблема — инфраструктурное обеспечение этих территорий общественным транспортом, объектами социальной инфраструктуры и другими необходимыми для комфортной жизни составляющими.

В-третьих, по-прежнему остается открытым вопрос доступности строящегося жилья для граждан. Ведь при росте стоимости квадратного метра в целом по стране за 2021 год на 29,5%, а за первый квартал 2022 года уже в размере 10,4% (относительно четвертого квартала 2021 года) сложно говорить о доступности жилья даже при наличии льготных ипотечных программ.

И, наконец, необходимо уделять больше внимания качественным характеристикам строящегося жилья. В первую очередь это касается высотности, доли однокомнатных квартир в квартирографии, архитектурно-планировочной сочетаемости с ранее построенными объектами и т.д.

60121b2951a22585008416.jpg

Вы упомянули о том, что вопрос доступности жилья является одним из наиболее острых. Как вы считаете, что является препятствием к тому, чтобы решить пресловутый квартирный вопрос?

Основное препятствие в этом вопросе — отсутствие гибкости на рынке жилья. Сегодня в стране ограничены варианты решения квартирного вопроса — ипотека является зачастую единственным способом улучшения жилищных условий. При этом затруднение у низкодоходных (и даже у среднедоходных) групп граждан накопить на необходимый первоначальный взнос лишает их и этого механизма тоже. Желаемое жилищное потребление населения ограничивается. В результате мы имеем ситуацию, когда семьи, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, вынуждены покупать менее просторное и менее комфортное для проживания жилье, например, отказываться от двухкомнатной квартиры в пользу однокомнатной. Следствие такого подхода — малоразмерное обременение, которое не позволит в пределах десяти и более лет снова улучшить жилищные условия, пока за него не будет уплачена ипотека.

Ситуацию могли бы исправить мероприятия по постепенному выводу частной аренды из теневого сектора, по развитию государственного сектора аренды жилья с понятными правилами и обязательствами участников, по комбинированию механизмов аренды и приобретения жилья в рамках одного объекта недвижимости. Для этого придется синхронизировать и увязывать, например, градостроительную и жилищную политику, как это сделано во многих странах.

Наталья Александровна, вы неоднократно говорили о необходимости повышения качества строящихся домов, в том числе повышения их энергоэффективности. Каким образом добиться улучшения данных параметров?

По данным Единой информационной системы жилищного строительства (ДОМ.РФ), только четверть строящихся многоквартирных домов являются высокоэнергоэффективными (класс А++, А+ и А).

Указанные цифры свидетельствуют о недостаточном фокусе внимания на вопросах энергосбережения и повышения энергоэффективности строящегося жилищного фонда. Также есть вопросы к существующему жилищному фонду и программам энергоэффективного капремонта. Эти вопросы мы детально рассмотрим во второй половине текущего года и в первом полугодии 2023 года, после чего дадим соответствующие рекомендации.

А как вы оцениваете новые вызовы для строительной отрасли, возникшие в связи с недружественными действиями Запада? Какие принимаемые антикризисные меры считаете эффективными и какие действия необходимо предпринять дополнительно?

Оперативно принятые антикризисные меры в сложившихся тяжелых экономических условиях позволяют эффективно поддержать граждан и участников рынка строительства. При этом многие меры носят не только антикризисный (льготное кредитование граждан и бизнеса, мораторий на проверки бизнеса, мораторий на банкротство), но и стратегический характер, поскольку связаны с упрощением градостроительных и административных процедур и действуют на долгосрочную перспективу.

Теперь о проблемных зонах. Во-первых, это импортозамещение в сфере строительной техники, используемого оборудования и его отдельных компонентов. Правительство РФ ориентировано на замену импортных материалов на аналоги российских производителей или азиатских производителей (китайских, индийских и других) и высоко оценивает готовность стройотрасли к импортозамещению. В настоящее время и на федеральном уровне, и в ряде регионов для компаний, разворачивающих производства, создаются соответствующие условия. Но важно не просто импортозамещение, а развитие собственной технологической базы в ключевых для отрасли направлениях, о чем говорил президент России на Петербургском экономическом форуме.

Во-вторых, это рост цен на строительные материалы. Минпромторгом разработан проект постановления правительства в целях стабилизации цен на российском рынке на отдельные виды стройматериалов и металлопродукции в условиях высокой волатильности курса рубля по отношению к иностранным валютам, а также «в целях нивелирования последствий ограничительных мер» в отношении России. Проектом предлагается заключение соглашений между властями, производителями и поставщиками, которые в том числе будут регулировать нормативы рентабельности у производителей и максимальной торговой наценки у поставщиков.

В качестве дополнительных мер, направленных на снижение и стабилизацию цен на строительные материалы, возможно предложить расширение перечня материалов, на которые будет распространяться регулирование нормативов рентабельности и торговой наценки. Такую меру можно ввести в качестве временной в условиях ажиотажного спроса. Также целесообразно провести фиксацию (субсидирование) тарифов на перевозки в целях снижения и стабилизации стоимости транспортной составляющей (логистики).

408469371_0_0_2732_2048_1920x0_80_0_0_816bfa5e62fb1f7c701eac2c5291b1e5.jpg

Одной из основных тенденций последних десятилетий является неравномерное территориальное развитие нашей страны. Какой, по вашему мнению, должна быть градостроительная политика для грамотного пространственного развития?

Развитие всегда неравномерно. Вопрос в другом: как создать условия для обеспечения достойного уровня и качества жизни в любом месте, несмотря на то, относится данная территория к зоне роста или нет. Что касается жилья и его доступности, то это очень серьезный вопрос. В том числе как с учетом советского прошлого и, например, наличия большого количества моногородов реализовать модернизацию жилого фонда? Так как если в крупных городах комплексное развитие территорий имеет хотя какой-либо смысл, то небольшие города индустриальной волны будут стремительно ветшать уже в ближайшее время.

Необходимо стимулировать внедрение разных типологий нового жилья: с учетом разных предпочтений жителей разных городов, а также их возможностей расширять механизмы поддержки комплексной градостроителей политики на территориях (а не просто ввода квадратных метров), синхронизировать механизмы экономической и инфраструктурной политики.

Досье

Наталья Александровна Трунова. В июне 2021 года по представлению президента Российской Федерации назначена Советом Федерации на должность аудитора Счетной палаты Российской Федерации. Кандидат экономических наук.

Основная специализация — пространственное развитие, инвестиции, экономическое развитие территорий. 2002-2009 годы — ЦСР «Северо-Запад», последняя должность — руководитель проектного направления. 2010-2012 годы — председатель Государственного комитета по туризму, инвестициям и пространственному развитию Псковской области. 2013-2014 годы — директор ГКУ «Агентство экономического развития Ленинградской области». 2014-2018 годы — исполнительный/генеральный директор ООО «Институт «Ленгипрогор». 2018-2021 годы —
вице-президент, первый вице-президент Центра стратегических разработок, руководитель направления «Пространственное развитие».

Авторы: Анжела Дружинина