Марат Хуснуллин: «Плановая работа позволит в перспективе выполнить показатели ввода 120 млн кв. метров жилья»

Полгода назад вице-премьером России, курирующим строительный комплекс, назначен профессионал, на протяжении девяти лет стоявший у руля столичной стройки. За прошедшие шесть месяцев работы Марат Хуснуллин доказал, что отрасль ожидают новые рекорды. Локомотив, который, по словам президента РФ, должен вывезти экономику из кризиса, сегодня движется в хорошем темпе. О том, как справляется отрасль с современными вызовами, Марат Хуснуллин рассказал на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.

17.08.2020
Драйвер жилищного строительства
— Мы внимательно проанализировали все показатели и условия, необходимые для достижения всех национальных целей, особенно цели «Комфортная и безопасная среда для жизни». Ключевым фактором, влияющим на покупку жилья, являются доходы населения. По прогнозу Минэкономразвития РФ, только к 2022 году мы восстановим наши доходы, и это является сдерживающим фактором. Но в то же время вторым ключевым фактором, влияющим на этот показатель, является ипотека.
Простой пример. В апреле мы по объему выдачи ипотеки упали на 40%, но оперативно приняли решение о поддержке строительной отрасли и развитии ипотеки. В результате по итогам этого полугодия уже перевыполнили показатель прошлого года в физическом выполнении на 5%, а в денежном выражении — на 14%. Что это значит? В экономику пришло 1,44 трлн рублей, что позволило фактически спасти строительную отрасль от остановки. Могу сказать по предыдущим экономическим кризисам: при любой экономической ситуации падение объема ввода ипотеки — в среднем на 20-30%. То есть мы одной эффективной мерой смогли не только остановить это падение, но и увеличить по сравнению с прошлым годом. Поэтому считаю, что в нашей работе ключевой вопрос — это продление мер по ипотеке. И даже при выдерживаемых параметрах, которые есть сегодня, мы показатель, заложенный в 2018 году (снижение ипотеки ниже 8%), перевыполним уже в этом году, несмотря на все сложности. Это, безусловно, посыл, что население верит в то, что жилищное строительство будет развиваться, и, соответственно, будет покупать жилье, что является самым главным фактором для обеспечения ввода.
Марат Хуснуллин.jpg
Как построить 120 миллионов?
— Что касается вопроса формирования предложения, ввода жилья, то ситуация несколько ухудшилась по итогам полугодия. Несмотря на то, что мы в I квартале вышли с 5-процентным ростом, по итогам второго полугодия несколько уменьшился ввод — почти на 11%. Мы считаем, что до конца года сейчас частично снивелируем эту ситуацию, но все-таки видим ввод на уровне 75-78 млн, что говорит о том, что расти нам нужно будет очень быстрыми темпами.
Показатель в 120 млн кв. метров выполним, но, как я сказал уже, нужно выполнить целый ряд условий. И если посмотреть сам масштаб, то с 75 до 120 — это рост почти на 60%. Это показатель целой отрасли, для этого нужна очень напряженная работа и выполнение целого ряда условий, тем более что у нас еще кроме коронавируса переход на счета эскроу повлиял на эту ситуацию. В то же время сейчас мы ведем большую работу с регионами, с застройщиками, ведем работу по увеличению объемов предложений. Я считаю, что плановая работа, которая у нас есть, все-таки позволит в перспективе этот показатель выполнить. Хотел обратить внимание на показатель, связанный с финансированием. Конечно, нам пока довели прогноз в следующие годы минус 10%, но я считаю, что все-таки нужно больше делать упор на внебюджетное финансирование. И при выполнении всех показателей, которые у нас заложены в национальном плане (170 мероприятий из 500 в плане касаются именно строительной отрасли), мы точно сможем снять административные барьеры. Это будет серьезным фактором, позволяющим выполнить наши национальные цели в ближайшие годы. Итак, мы видим показатель 5 млн семей и 120 млн кв. м к 2026-2027 годам при выполнении всех этих условий.

Снять ограничения
Подробнее о снижении регуляторных мер в строительстве Марат Хуснуллин рассказал на совещании о мерах по поддержке строительной отрасли и ЖКХ в рамках общенационального плана действий, прошедшем в конце мая.
— Мы провели огромный объем подготовительной работы по снижению регуляторных мер, в первую очередь это касается градостроительной документации, по проведению конкурсов, закупочных процедур по 44-му ФЗ и другим законодательным актам в части закупок. В результате этих мер в целом инвестиционно-строительный цикл в стройке сократится минимум на один год.
Кроме того, по некоторым проектам, которые также в нацплане утверждены, сроки сократятся в два с лишним раза. Задача в том, чтобы снять максимальное количество барьеров, чтобы быстрее строить, чтобы быстрее средства попадали в стройку и возвращались в виде налогов и, самое главное, в виде построенных садиков, школ, дорог, больниц. Большой блок работы касается совершенствования управления капитальными вложениями. Мы посмотрели, как скоординировать деятельность всех министерств и ведомств, как лучше организовать работу штабов на федеральном и региональном уровнях. Еженедельно эти вопросы обсуждаем с губернаторами. От них поступили сотни предложений, большинство которых мы учли в этих поправках. Я надеюсь, что они реально облегчат жизнь и работу органов власти и строителей. И самое главное, что люди на местах почувствуют это улучшение. Мы посмотрели конкретные проекты, которые могли бы ускорить. Посмотрели, как можно оптимизировать стоимость этих проектов. Могу сказать, что в рамках утвержденных проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, национального проекта «Безопасные и качественные дороги» мы точно видим, что в результате этих мер ускорим строительство целого ряда крупных объектов.

Опережая время
Одним из таких объектов является автодорога Европа — Западный Китай. О ее строительстве шла речь 10 июля на совещании в Елабуге.
— В этом году мы, несмотря на экономические сложности, не сократили объемы строительства, потому что было определено, что строительство является драйвером развития экономики в выходе из экономически сложной ситуации. На сегодняшнюю дату мы идем с опережением по сравнению с прошлым годом, со значительно большим освоением, несмотря на коронавирус. Мы развернули везде строительство, мобилизовали силы, приняли большое количество решений, нормотворческих актов, которые позволили упростить подходы к строительству. Это нам позволяет с уверенностью сказать, что такой сложный проект, протяженность которого, если суммарно все дороги посчитать, более 3 тыс. км, возможно реализовать меньше чем за 4 года. Это требует колоссальной концентрации усилий, большой мобилизации строительных ресурсов. Требует решения вопросов, связанных с организацией финансирования, подготовки территорий, перекладки коммуникаций и мобилизации всех сил.
В результате у нас к 2050 году рост ВРП будет порядка 2,4 трлн, внутренний грузопоток увеличится до 70 млн тонн в год. Экономия времени в пути от Казани до Санкт-Петербурга составит 12 часов, от Казани до Москвы можно будет доехать за 6,5 часа с разрешенной скоростью 130 км в час. В зоне тяготения маршрута проживает 40% населения страны — это 62 млн человек. Это даст развитие всем территориям вокруг, в частности таким площадкам, как особая экономическая зона, — это фактически до подхода М-12 к М-7, здесь расстояние 70 км, то есть даст развитие целому ряду крупнейших агломераций. 
Авторы: Елена Александрова