Марат Хуснуллин: «Несмотря на сложности, мы все планы выполнили и перевыполнили»

Марат Хуснуллин: «Несмотря на сложности, мы все планы выполнили и перевыполнили»

В конце июля состоялась рабочая встреча президента России Владимира Путина с заместителем председателя Правительства Маратом Хуснуллиным.  

Речь шла о ситуации в области жилищного и дорожного строительства, льготного ипотечного кредитования. Большой блок вопросов был посвящен ведущейся работе и дальнейшим действиям по восстановлению Мариуполя, а также обсуждению планов по возведению различных объектов на территории Луганской и Донецкой народных республик. Мы отобрали для данной публикации основные тезисы доклада вице-премьера.

Движение к новым рекордам

— По итогам проведенного Госсовета, посвященного стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, мы приняли все ключевые решения, подготовили все протоколы. Безусловно, это даст нам возможность так же последовательно двигаться, как мы двигались в последние два года: несмотря на все сложности, мы все планы выполняли и перевыполняли.

В прошлом году мы достигли рекордного объема ввода жилья — 92,6 миллиона квадратных метров. В этом году, могу уверенно сказать, мы планку в 92-93 миллиона квадратных метров выполним.

По итогам полугодия у нас хороший объем ввода жилья, идем с превышением. Что меня еще больше радует: на 21% выдано разрешений на строительство больше, чем в первом полугодии 2021 года. Это тоже серьезный показатель.

И по градостроительному потенциалу уже план этого года перевыполнили: почти 400 миллионов квадратных метров у нас есть градостроительной документации. Задел сделали и продолжаем этот задел увеличивать.

Следующий блок серьезных вопросов — по ипотеке. Возможность льготной ипотеки начинает рынок раскручивать. Да, мы пока не набрали нужного темпа, но могу сказать, что уверенно движемся по семейной ипотеке: здесь на 220% больше выдали денег, чем в первом полугодии 2021 года, а в количественном выражении по кредитам — на 133%.

Дорожные планы

— Принята пятилетняя дорожная программа. Мы никогда в новейшей истории пятилетних программ не утверждали. Здесь цифры просто радуют глаз: построено более 4 тысяч километров федеральных дорог, более 3 тысяч километров доведено до четырех полос вместо имевшихся ранее двух. Мы все транснациональные коридоры делаем и с регионами увязываем улично-дорожную сеть в так называемую опорную сеть и региональные дороги.

Можно уверенно сказать: уже 75,5% дорожной сети соответствует нормативным требованиям в крупнейших агломерациях, план до конца года — 79%. А за 2023-2024 гг. должны дойти до 85%. Эта национальная цель прописана в указе президента. И мы ее достигнем.

Более того, по региональным дорогам у нас уже в 2022 году будет план 49,5%, притом что мы должны в целом по стране к 2024 году достигнуть показателей не ниже 50. Да, часть регионов у нас уходит на более длинный срок, но в среднем по стране — 50, и уже 49,5 будет выполнено. Это говорит о том, что мы в 2023 году гарантированно указ президента выполним.

Благодаря решениям по опережающему строительству плюс дополнительных 100 миллиардов дают нам возможность развернуться и уверенно выполнить планы. Причем я могу сказать, что, несмотря на то, что весна пришла на три недели позже в этом году, мы практически по всем регионам нагнали план по физическому освоению, а по финансовому идем даже с опережением. То есть по «дорожникам» могу уверенно сказать, что все регионы и федеральные службы настроили дорожную работу, и никаких сомнений, что мы в этом году план выполним, у нас нет.

Транснациональный коридор

— Несколько слов о трассе Европа — Западный Китай. Дорогу Москва — Казань — Екатеринбург мы начали строить полтора года назад. У нас есть все шансы в этом году запустить на год раньше 95 километров. Если чего-то непредвиденного не произойдет, мы к концу года три этапа уже запустим.

Идет стройка, и сегодня уже 21 тысяча строителей и 6 тысяч единиц техники работают. В течение двух месяцев будет 30 тысяч строителей и порядка 9 тысяч единиц техники.

Опережающее строительство и принятая нормативная база позволяют нам уверенно разворачиваться. И плюс мы смотрим уже дальше возможность продления до Омска, до Новосибирска с возможностью выхода на границы с Китаем и Монголией. И обходы крупных городов, таких как Новосибирск, планируем в нашей пятилетней программе. То есть это будет такой транснациональный коридор почти в 7 тысяч километров.

Дополнительные финансы в отрасль

— Мы начали заниматься Федеральной адресной инвестиционной программой: проанализировали все, что строится в стране, сделали полный анализ по всем заказчикам, видим все объекты. Думаю, что в ближайшее время уже в бюджете этого года утвердим пятилетнюю программу не только по дорогам, но и на все виды капитального строительства.

Могу сказать, что мы физически осваиваем Федеральную адресную программу в этом году на 200 миллиардов больше, чем в прошлом. В этих условиях это дополнительные деньги в экономику.

Продолжаем работать по снижению инвестиционно-строительного цикла на 30%. За первое полугодие принято 12 основных федеральных законов, 100 знаковых поправок, 336 документов — это примерно на 100 процедур позволило нам сократить инвестиционно-строительный цикл.

Год назад, 1 июля, мы утвердили программу выделения инвестиционных бюджетных кредитов регионам. Много было споров, непросто этот вопрос у нас развивался. На первом этапе было выделено 500 миллиардов рублей, потом еще 500 млрд. Итого у нас 1 триллион сейчас находится в работе, 960 объектов. И даже после всех ограничений регионы пересмотрели свои проекты, все они проектируются и строятся. Нет никаких сомнений в том, что в этом году из 1 триллиона рублей мы выполним объем работ не менее чем на 250 млн.

Восстановить Мариуполь за три года

— Продолжаем работу по оказанию гуманитарной помощи Донецкой и Луганской республикам. Подготовлен мастер-план развития Мариуполя, где мы очень подробно расписали по годам, как будем его восстанавливать. Учтено строительство и ремонт многоквартирных домов, объекты социальной инфраструктуры. Только в этом году планируется восстановить 90 объектов социальной инфраструктуры: детских садов, школ, больниц. По этому плану в течение трех лет мы можем полностью город восстановить.

Мы несколько изменили границы плана — предлагаем включить в него аэропорт. Сейчас тоже приступаем к его восстановлению.

Предусмотрено формирование новой транспортной инфраструктуры, при этом будет задействована железная дорога и восстановлено все трамвайное сообщение. Планируем сделать новый транспортно-пересадочный узел, в котором предусмотрены железнодорожный вокзал, порт и трамвайные линии.

Отработаны новые стандарты улиц с парковочным пространством, с благоустройством. Для восстановления исторической части города планируем проводить конкурс с участием наших известных архитекторов. Продумана модернизация инженерной инфраструктуры, сформировано видение новой набережной.

Посмотрели развитие промышленности. Много обсуждаем с жителями вопрос, связанный с судьбой «Азовстали», видим, что возможно сохранить часть рабочих мест без восстановления вредного производства. Но там вообще 40 миллионов тонн отходов — экологическая проблема. Его надо зачищать.

Сейчас мы хотим создать новый облик города, со своим лицом. Для этого в документе подробно расписали все детали, вплоть до цветовых и архитектурных решений.

Помощь ДНР и ЛНР

— Мы оказываем помощь Луганской и Донецкой народным республикам. Руководство обеих республик обращается к нам с просьбой оказать содействие в восстановлении объектов социальной, инженерной инфраструктуры, жилой части населенных пунктов.

Руководство ДНР обратилось с просьбой оказать содействие в строительстве многопрофильного медицинского центра в Мариуполе, а в Донецке — перинатального центра. Думаю, что в 2023 году оба этих объекта запустим в эксплуатацию. Мы сейчас составляем график того, что отремонтируем за три года. Уже на 85% завершено обследование жилого фонда, и все, что мы можем восстановить, будет восстановлено. Что не подлежит восстановлению, будем строить. По годам распишем, где, в какой год, в каком квартале, что будет построено. Тем людям, которые не захотят ждать, мы предлагаем вариант выплаты жилищного сертификата с возможностью купить жилье на территории ДНР в любом населенном пункте. Это тоже, я думаю, будет востребовано.|

Логотип Вестник Строительство