Кризисное ускорение

Застройщики рассказали, за счет чего росли в «коронавирусный» 2020 год

24.08.2021
Прогнозируемого многими аналитиками кризиса в сфере жилищного строительства не случилось — напротив, лидеры рынка сумели нарастить свою долю за счет тех, кто не смог подстроиться под новые правила и потребительские предпочтения. Только за прошлый год, согласно оценкам экспертов, до 30% участников рынка были вынуждены свернуть деятельность, к примеру, не сумев должным образом организовать дистанционные продажи или не получив необходимого банковского финансирования. Те, кто остался, были вынуждены чутко следить за быстро меняющимися настроениями покупателей, строго соблюдать новые правила долевого строительства и четко высчитывать экономику каждого проекта. Об основных трендах на рынке жилищного строительства они рассказали «Вестнику».
Ольга Тумайкина.jpg
Ольга Тумайкина, коммерческий директор ГК «ФСК»:
— 2020-й был непростым, но несмотря на это, мы сделали то, что планировали. Компания расширила портфель проектов бизнес-класса, начав реализацию трех ЖК на территории Москвы. Один из них флагманский — ЖК Sydney City в районе Хорошево-Мневники. На площади 20 га будет построено 13 кварталов с развитой коммерческой, социальной и развлекательной инфраструктурой. Помимо этого, мы представили новый ЖК в комфорт-классе — ЖК «Первый Лермонтовский» в подмосковных Люберцах, рядом с границей Москвы.
Изменения в связи с пандемией коснулись многих бизнес-процессов. Если говорить о внутренней жизни компании, то мы перешли на гибридный формат работы. Теперь сотрудники работают как удаленно, так и в офисе. Мы сменили офис и теперь используем open-space, что позволило повысить уровень взаимодействия в сложном 2020 году. В начале пандемии мы перешли на онлайн-продажи, усовершенствовав за короткий период данный продукт. Это позволило ГК «ФСК» первой в Московском регионе в 2020 году провести сделку по новой льготной ипотечной программе со ставкой 6,5%. В том же месяце — первой на рынке провести бесконтактную сделку с привлечением ипотеки от Сбербанка. Помимо этого, мы обновили сайт, сделали его более удобным, ведь в пандемию, особенно в период жестких ограничений, интернет стал практически единственной площадкой взаимодействия с клиентом.
Если говорить о потребительских трендах, то в 2020 году увеличилась средняя площадь продаваемых квартир. Это говорит о том, что люди стремились приобретать квартиры с большим метражом. В наших столичных проектах наибольшим спросом в прошлом году наряду с однокомнатными пользовались двухкомнатные квартиры и квартиры евроформата. Покупатели после жесткого локдауна пересмотрели свои приоритеты в организации пространства. Например, людям стало важно иметь рабочую зону, причем не только для одного человека. Многим было важно наличие балкона или лоджии с возможностью организации там зоны для отдыха или работы. Раньше покупатели могли отказаться от летних помещений, желая сэкономить при покупке квартиры. 
Ольга Трошева.jpg
Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group):
— Компания «Петербургская Недвижимость», эксклюзивный брокер проектов Setl Group, начала развивать свои онлайн-сервисы еще до эпидемии и оперативно адаптировалась к текущей ситуации, переведя в онлайн весь цикл сделки. Механизм онлайн-сделок абсолютно прозрачный и удобный: менеджеры подробно объясняют каждый этап покупки. Кроме того, это экономит время клиентов. 
Мы отмечаем, что интернет-сервисы и онлайн-покупки популярны среди клиентов: за первые месяцы режима коронавирусных ограничений и покупатели, и продавцы привыкли к работе в новых условиях, а многие клиенты теперь отдают предпочтение онлайн-сделкам. Поэтому мы будем и в дальнейшем параллельно работать как в онлайн, так и в офлайн-режиме. 
Значительно изменились и потребительские предпочтения покупателей, впрочем, многое зависит от бюджета, которым располагает покупатель. Если средства позволяют, то, конечно, выбор будет сделан в пользу жилого комплекса с продуманным благоустройством, с удобной и комфортной жилой средой (особенно важно это стало в период пандемии, когда заграничные поездки невозможны, а у многих людей нет дачи или загородного участка). Это экологичные детские площадки во дворах, спортивные зоны, зеленые территории, парки, скверы, прогулочные зоны. 
Безусловно, льготная ипотека стала ведущим инструментом для покупки жилья на первичном рынке в 2020-м и первой половине 2021 года. В месяцы наиболее активного спроса доля ипотечных сделок на рынке Петербурга и Ленобласти доходила до 80%, из них 90% совершались именно с льготной ипотекой. 
Геннадий Дикалов.jpg
Геннадий Дикалов, коммерческий директор ГК «МИЦ»:
— 2020 год был непростым для строительной отрасли. Пандемия и сопутствовавшие ей изменения ощутимо повлияли на рынок. К тому же продолжался переход отрасли на проектное финансирование. По сути, мы жили в уникальное время и получили уникальный опыт, который дал толчок для развития компании. Мы научились, например, работать удаленно, активно развивали онлайн-продажи, выстраивали новые механизмы взаимодействия с банками, например, удаленное открытие счетов эскроу для проведения сделок онлайн.
Карантин в первую очередь стал драйвером онлайн-продаж. Произошел резкий переход в онлайн всех участников рынка, кроме нотариусов. Этот тренд точно сохранится с нами, он востребован и будет только развиваться. Пандемия COVID-19 повлияла как на функции коммерческого, так и на функции строительного блока. Закрытие строек, безусловно, сказалось на темпах строительства: открыть стройку даже после небольшого простоя требует больших временных и трудовых затрат. Были введены новые регламенты для управления рабочей силой на стройплощадках. Они повлекли ряд активных действий внутри компании для соответствия новым требованиям: регулярный забор анализов, налаживание системы питания и проживания с учетом мер социальной дистанции, обеспечение СИЗ. С точки зрения коммерческой функции, мы научились лучше работать удаленно. Продажи по нескольким проектам мы смогли полностью вывести в онлайн-режим. На удаленную работу был также переведен кол-центр. Это сделало нас более гибкими с точки зрения обработки входящего трафика, а также дало существенную экономию ресурсов, их мы смогли использовать в других сферах нашего бизнеса. 
Мы также ввели новые меры безопасности в офисах продаж. Все больше действий с клиентами постарались перевести в онлайн: начали удаленно одобрять ипотеку, потом перешли к онлайн-открытию счетов эскроу и, наконец, пришли к непосредственному подписанию кредитных договоров через ЭЦП клиента. Потери эффективности при удаленной работе во время карантина компания не отметила. 
Поэтому после его окончания было принято решение о переводе части сотрудников на удаленную работу на постоянной основе. Это позволило освободить значительную часть офисных помещений, что уменьшило накладные расходы компании. 
Анатолий Репин.jpg
Анатолий Репин, главный исполнительный директор ПАО «Орелстрой»:
— С марта 2020 года ГК «ОДСК» оперативно перевела всех офисных сотрудников на удаленную работу, организовав рабочий процесс в условиях самоизоляции. В начале пандемии стройка останавливалась всего на неделю, а после возобновления строители приступили к работе в рамках нового регламента в соответствии с требованиями эпидемиологической обстановки. Не менее важным событием для орловчан весной 2020 года стала дистанционная продажа квартир, организованная «Орелстроем». Виртуальную прогулку по будущей квартире можно совершить на официальном сайте застройщика, а оформление документов, сотрудничество с Росреестром при регистрации сделки компания вместе с банком-партнером взяла на себя. Продолжая выполнение нацпроекта «Жилье и городская среда» в двух регионах России, ГК «ОДСК» осуществила экстренную подготовку к приему пациентов 10 корпусов различных медучреждений Орловского региона. 
Еще в 2019 году строительный холдинг «Орелстрой» запустил программу льготного ипотечного кредитования в Орловской области. В 2020 году, после внедрения новой программы с господдержкой, удалось снизить ставку до 5,2% годовых. В июне 2021 года ставка для новостроек от ГК «ОДСК» составила 2,05%. За 2020 год благодаря программам льготной ипотеки более 1,5 тыс. жителей Орловского региона смогли приобрести квартиры в новостройках компании.
Безусловно, снижение ипотечной ставки существенно увеличило привлекательность ипотеки для покупателей. Так, в 2020 году доля квартир, купленных с использованием ипотечного кредитования, составила 80% от общего количества сделок.
Игорь Левит.jpg
Игорь Левит, первый заместитель генерального директора ПАО «Группа ЛСР»:
— 2020 год поставил перед всеми немало сложных задач в связи с распространением коронавирусной инфекции. В большей степени изменения коснулись процессов управления персоналом, охраны здоровья сотрудников и взаимодействия с клиентами. «Группой ЛСР» была проделана большая работа по налаживанию режима удаленной работы и дистанционного обучения наших сотрудников. Подавляющее число офисных работников, в том числе из отдела продаж, перешли на дистанционку. Активное развитие получили онлайн-сервисы реализации наших квартир и строительных материалов — компания первой в регионе провела дистанционную сделку с клиентом, который находился на самоизоляции. Ее предметом стала квартира в ЖК «Цивилизация». Причем специалисты «Группы ЛСР» освоили процедуру онлайн-торговли на рынке недвижимости гораздо раньше, чем началась пандемия, благодаря налаженной системе региональных продаж. 
Сейчас мы наблюдаем высокий спрос на небольшие квартиры с удобными планировками и местоположением. Это привело к тому, что предложение на них оказалось ограниченным. Выигрывают те девелоперы, у кого в портфеле находятся такие квартиры (в том числе ЛСР). Наиболее популярные у потенциальных покупателей размеры жилплощади — около 40 кв. метров. Компактные варианты становятся популярны не только в сегменте массового спроса, но и в более высоком. В московских ЖК «Группы ЛСР» покупатели отдают предпочтение квартирам с европланировкой, в которых кухня совмещена с гостиной. Такое решение позволяет разделить жилье на максимальное количество функциональных зон и больше всего подходит для жизни в условиях самоизоляции. 
Еще одним трендом становятся квартиры без балконов. Покупка такого жилья обойдется клиенту дешевле, так как не придется переплачивать за не всегда нужные и функциональные квадратные метры. К тому же сегодня многие превращают балкон в склад для хранения вещей, что портит эстетический облик фасадов. Неизменными остаются факторы, которыми клиент руководствуется при выборе застройщиков. Для покупателей важны репутация девелопера и скорость, с которой компания возводит жилой комплекс. Немаловажную роль играет социальная и иная инфраструктура, которая запроектирована в ЖК. В этом плане «Группа ЛСР» зарекомендовала себя как надежный застройщик, как и положено второй по объему строительства компании в России.
Борис Замский.jpg
Борис Замский, заместитель гендиректора по продажам, стратегии и развитию бизнеса, член совета директоров ООО «Столица Нижний»:
— Мы довольно быстро смогли приспособиться к изменениям, которые повлекла за собой пандемия. Сложившаяся ситуация стимулировала развитие информационных технологий и перевод сделок в удаленный формат. Мы и до наступления изоляции уже проводили дистанционные сделки с клиентами из других городов, так что благодаря этому нам было понятно, как быстро выстроить такую работу в потоковом режиме. В результате сегодня мы предлагаем клиентам различные варианты проведения сделок, вплоть до возможности полностью удаленной сделки без посещения банка или офиса продаж. Работа стройки, в свою очередь, не прекращалась ни на один день с соблюдением всех установленных эпидемиологических норм. В целом и пандемия не явилась каким-то дополнительным стимулом для этого, в последние годы потребитель стал более требователен к эргономике квартир, к их полной стоимости и отсутствию лишних площадей. Востребованы компактные площади, которые можно полноценно использовать, что повышает удобство проживания и снижает стоимость покупки. Таков на сегодня тренд потребительских предпочтений, и мы стремимся ему соответствовать. Что касается планировок — для разных потребителей и разных жизненных ситуаций нужны разные планировки, поэтому мы традиционно стараемся поддерживать широкий ассортимент планировочных решений в наших проектах.
Мы живем в рыночной экономике, с нашей точки зрения, самая эффективная мера поддержки, которая может быть, — это поддержание спроса на рынке. Государство в полной мере решило ее посредством программы льготной ипотеки. Выросший спрос позволил застройщикам в Нижнем Новгороде, да и по всей России, чувствовать себя уверенно и не терять темпы развития и инвестировать в подготовку новых проектов. Другими механизмами господдержки мы не планировали пользоваться и не пользовались.
Теему Хелпполайнен.jpg
Теему Хелпполайнен, руководитель сегмента «Жилищное строительство, Россия» ЮИТ:
— Пандемия внесла определенные изменения в предпочтения покупателей. Раньше квартиры рассматривали в основном как место, где человек проводит время вечером после работы. 
Сейчас ситуация иная, так как многие по-прежнему работают удаленно. Это значит, что дома должна быть возможность организовать удобное рабочее место. Соответственно, часть покупателей стали подбирать квартиры, в которых больше комнат. Кроме того, стали популярны гибкие планировки, в которых помещения можно зонировать. Например, в просторной кухне-гостиной можно выделить несколько зон, в том числе и для рабочего места. 
Изменилось представление о доме в целом — он стал центром жизни. Поэтому теперь в фокусе не только квартиры, но и все, что вокруг дома: парки, школы, детские сады, поликлиники, магазины, необходимые услуги и сервисы. Если раньше люди подстраивались и часть инфраструктуры использовали рядом с местом работы или по пути к нему, сегодня предпочтительнее иметь все необходимое недалеко от дома, в своем районе проживания. 
Еще один тренд, актуальный и в России, и в странах Европы, — это возросшая важность природного окружения. Потребность жить поближе к центру города сменилась на потребность в месте для прогулок, отдыха, расположенном рядом с домом. 
В поведении покупателей нельзя не отметить готовность к диджитализации. Большая часть клиентского пути и процесса покупки перешла в онлайн: клиенты самостоятельно изучают проекты, подбирают планировки, общаются со специалистами по продажам в различных чатах и мессенджерах, а затем получают ипотечный кредит и оформляют сделку, не посещая банк или офис продаж. 
Нас вдохновляет, что покупатели легко и с интересом знакомятся с онлайн-решениями, поэтому наша задача сейчас — развивать удобные для клиентов процессы и каналы коммуникации.
Авторы: Сергей Семенов