Антон Глушков: «Мера, касающаяся предоставления займов членам СРО, сработала эффективно»

             В феврале состоялась пресс-конференция президента Национального объединения строителей Антона Глушкова на тему «Строительная отрасль-2021: законы, цены, кадры, спрос». Мероприятие длилось два с половиной часа и оказалось очень насыщенным актуальной информацией о том, чем сегодня живет строительный комплекс, каковы приоритеты его развития, а также о роли НОСТРОЙ во всех этих процессах. Обозреватель Отраслевого журнала «Вестник» выбрал наиболее яркие моменты выступления главы нацобъединения.  


16.03.2021
Антон Глушков.jpg
О ситуационном центре
— Весной 2020 года, когда были введены ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, НОСТРОЙ при поддержке Минстроя России принял решение создать ситуационный центр, который бы аккумулировал проблематику, возникающую у строительных организаций в субъектах РФ, чтобы оперативно доносить ее до Правительства РФ и профильного министерства. На мой взгляд, это взаимодействие оказалось сверхэффективным: мы получили порядка 200 формализованных предложений от СРО, строительных организаций и профессиональных сообществ по внесению изменений в законодательство РФ. В итоге 41 предложение вошло в нормативные правовые акты, 32 предложения включены в Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, 8 предложений стали частью «дорожной карты» трансформации делового климата-2021. Еще порядка 40 инициатив отраслевого сообщества находятся на рассмотрении к включению их в нормативные акты. Еще одним важным документом, вышедшим в мае 2020 года, стали методические рекомендации по профилактике распространения COVID-19 при выполнении подрядными организациями работ по строительству. Вдвойне приятно, что этот документ через 5 месяцев практически без изменений был утвержден главным санитарным врачом РФ и в ноябре этого года стал официальным документом, которым коллеги смогли активно пользоваться.

Об эффективности мер поддержки отрасли
— Сейчас ведутся дискуссии о целесообразности продления основной меры поддержки строительного комплекса — субсидировании процентной ставки по ипотечному кредиту после 1 июля 2021 года. Мы как профессиональное национальное объединение оцениваем эту меру как высокоэффективную. Объем ипотеки и всплеск активности на ипотечном рынке говорят сами за себя. Несмотря на то, что в настоящее время динамика прироста ипотечных сделок снижается, тем не менее, льготная ипотека позитивно влияет на рынок и спрос.
Второй мерой поддержки рынка стало субсидирование ранее выданных кредитов строительных организаций. Эта мера хорошо востребована коллегами и перешла на 2021 год. Сейчас она распространяется на длящиеся кредитные отношения, которые возникли до 1 апреля 2020 года.
Еще одной своевременной мерой стал выход в конце 2020 года постановления правительства N°2457 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N°629», утверждающего специальный порядок субсидирования низкомаржинальных проектов в стройке. Такую меру поддержки могут получить муниципалитеты из 49 регионов России, где среднедушевые доходы населения ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
И конечно, сработала предложенная нами мера, которую поддержал президент России, о предоставлении займов членам саморегулируемых организаций за счет компенсационных фондов СРО на приобретение материалов, выплату заработной платы в рамках запущенных контрактных обязательств. По состоянию на 1 февраля 2021 года 41 СРО выдала своим членам 143 займа на общую сумму 2,675 млрд рублей. Мера эта признана эффективной правительством и продлена на 2021 год. Сравнивая эффективность данной меры с ассигнованиями, выделенными на другие меры поддержки, мы видим, что займы СРО составили 2,6 млрд рублей, на субсидирование застройщиков направлено 5,2 млрд рублей (этот лимит еще не полностью израсходован), субсидирование низкомаржинальных проектов составило 6,8 млрд рублей. Таким образом, мы находимся на одном уровне с крупными федеральными мерами поддержки, требующими затрат из бюджета. Напомню, что наша мера совершенно не требует дополнительных затрат. Сейчас мы ждем нового постановления правительства, чтобы в рамках общих собраний саморегулируемые организации могли провести свои решения и продолжить выдачу займов уже в расширенном спектре. Например, у нас добавляется такая возможность выдачи займов, как обеспечение по заявке для участия в конкурсных процедурах в рамках 44-го и 223-го ФЗ.

О ценообразовании
— Российская структура ценообразования требует доработки, как правило, сейчас она не отражает существующую ситуацию в строительстве. В 2019 году 41 % конкурсных процедур не состоялся по причине того, что не было подано ни одной заявки. В 2020 году такой процент снизился до 35. Эти цифры говорят о том, что реформа ценообразования необходима.
К сожалению, сегодня индекс существенно отстает от фактического удорожания строительного ресурса. Причинами являются и резкое повышение стоимости стройматериалов, и отставание данных в индексе минимум на один квартал.
Самый яркий пример — резкое повышение цены сортамента металлоизделий, которые используются в стройке. Объективных причин такого скачка достаточно много — это и повышение цены на металлолом, и мировая конъюнктура, и курсовая разница. Но строительная отрасль очень глубоко зарегламентирована. Если мы говорим о госконтрактах, то это твердая цена, и каким-то образом изменить ее даже в случае повышения рыночных расценок нет возможности. В жилищном строительстве, где более 50 % домов строится с использованием механизма эскроу, бюджет проекта тоже четко спланирован, и у строительной компании не остается никакого варианта, кроме как увеличивать объем собственных средств и фактически снижать объем будущей маржинальности проектов. Очевидно, что здесь необходим компромисс. По итогам поручения Минстроя и Минпромторга РФ совместно с Ассоциацией производителей металлопродукции «Русская сталь» мы создали рабочую группу. И сейчас выступаем агрегатором. Эта агрегация позволит нам находить более рыночные цены, и коллеги, работающие с использованием данного механизма, могут экономить на металле до 10 %. При этом со временем мы намерены вводить инструмент совместных закупок, что опять же позволит застройщикам экономить. Кроме того, по поручению Минстроя РФ мы проработали возможность проведения торговых отношений на электронной площадке. Еще один проблемный вопрос цено­образования — разрыв между фактической и нормативной заработной платой, который в ряде регионов составляет от 20 до 50 %. Это очень много. Наша задача, чтобы даже существующий базисно-индексный метод отражал объективно те затраты и ту конъюнктуру на строительные материалы, которая складывается в отрасли. Хочу отметить реализуемые совместно с Главгосэкспертизой России пилотные проекты в Кемеровской и Новосибирской областях, где мы свои расчеты предоставили с учетом фактического состояния дел. Очень надеемся, что с выходом новых индексов разрыв между фактической заработной платой и той, которая ложится в расчет базисно-индексного метода расценки, будет ликвидирован.
строительство.jpg

О дефиците рабочих рук
— При общем объеме иностранной силы в России 1,6 млн человек в стройке до периода пандемии работало более 250 тысяч сотрудников. В результате ограничительных мер после апреля 2020 года по ряду видов работ до 40 % активных рабочих «выпали». Нехватка рабочей силы привела к повышенному спросу и значительному повышению зарплат в строительной отрасли. Так, по результатам проведенного недавно опроса, 52 % респондентов отметили, что существующий отток иностранной рабочей силы привел к увеличению заработной платы на стройке на 60‑80 %. Конечно, мы понимаем, что мгновенно восполнить дефицит рабочих кадров за счет исключительно национальной рабочей силы не представляется возможным. Отрасль какое-то время еще будет его испытывать, причем это дефицит как квалифицированных, так и низкоквалифицированных рабочих кадров. Для решения данной проблемы в настоящее время принимаются меры по открытию границ, а также создаются в качестве пилотных проектов на Дальнем Востоке и в Сибири центры подготовки специалистов.

О национальном реестре специалистов
— Нацобъединение является оператором национального реестра специалистов, куда включено порядка 224 тысяч специалистов отрасли. Согласно требованиям законодательства, каждый член СРО обязан иметь в штате по основному месту работы не менее двух специалистов НРС. В настоящее время ведется дискуссия о том, возможно ли обеспечить всю страну квалифицированным инженерным составом, который отвечает за безопасность будущих объектов. Цифры говорят о возможности достижения этого показателя: 94 % юридических лиц имеют в своем составе минимум двух специалистов. Проблемные 6 % действительно существуют — это в первую очередь малые города, приграничные территории и депрессивные субъекты, где наблюдается отток квалифицированных рабочих кадров. И этот вопрос необходимо решать. Одна важная законодательная новелла, касающаяся формирования НРС, была принята накануне нового года. До недавнего времени, чтобы попасть в реестр специалистов, нужно было пройти достаточно сложную систему: заявитель должен был собрать все документы, заверить их нотариально, направить в НОСТРОЙ, заплатить за пересылку. Теперь же благодаря постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2020 года возможность внесения в Национальный реестр специалистов включена в перечень услуг, которые могут оказываться онлайн через единый портал госуслуг. В данное время мы совместно с Минстроем проводим большой объем технической работы: синхронизируем свои базы, чтобы объем документов, которые соискатель направляет нам, был минимальным, а всю остальную информацию, такую как справка об отсутствии судимости, мы самостоятельно запрашивали через портал госуслуг.

О центрах оценки квалификаций
— На базе Национального объединения строителей действует совет по профессиональной квалификации в строительстве. На территории РФ в 32 регионах уже действует 61 Центр оценки квалификаций, который позволяет и подготовить специалиста, и оценить уровень его квалификации. Мы понимаем (и пандемия это доказала), что данный сервис необходимо сделать максимально электронным. Разработана электронная платформа, которая позволяет проходить независимую оценку квалификаций инженерного состава в удаленном режиме. В качестве «пилота» в августе прошлого года мы совместно с МГСУ провели первый такой экзамен для инженерных сотрудников. Данная модель показала себя хорошо, но результат получился достаточно специфичный: 30 % соискателей «пилотов» с первого раза экзамен сдать не смогли. Это говорит о том что, получив даже очень хорошее образование 20‑30 лет назад, оставаться грамотным специалистом на протяжении всего периода работы достаточно сложно. Требуются повышение квалификации и оценка знаний. Пока механизм оценки квалификаций является добровольным. Но уже направлен в Государственную думу законопроект о так называемой регуляторной гильотине, который вводит независимую оценку квалификаций альтернативой для подтверждения компетенций с целью включения в Национальный реестр специалистов. И если сейчас специалисты включаются в реестр по двум формальным признакам — наличию профильного образования и стажа деятельности, то после принятия закона возможность попасть в национальный реестр появится у более широкого круга лиц, в том числе у молодых специалистов без десятилетнего опыта работы. При этом нужно понимать, что подтверждать квалификацию они будут не формально, а путем сдачи экзаменов. Мы надеемся, что со временем независимая оценка квалификаций станет массовым инструментом на территории всей РФ. 
Авторы: Елена Серегина