15 крупнейших инвестпроектов на Юге России, реализуемых на принципах ГЧП в 2014 году

15 крупнейших инвестпроектов на Юге России, реализуемых на принципах ГЧП в 2014 году

На реализацию 15 крупнейших ГЧП-проектов на Юге планируется привлечь 150 млрд рублей

Пять из пятнадцати крупнейших проектов в первом рэнкинге «Вестника», посвященном государственно-частному партнерству (ГЧП), осуществляются в ЖКХ. Причем два из них — это концессии в ВКХ и сфере утилизации и переработки ТБО.Последние изменения в законодательстве повышают привлекательность концессий как в «коммуналке» (путем начисления нормы доходности капитала и установления долгосрочных тарифов), так и в других отраслях (благодаря внедрению концессий в форме контрактов жизненного цикла во все виды инфраструктуры, за исключением ЖКХ). По мнению экспертов, кроме законодательной поддержки, требуются реальные рычаги по формированию системы кредитования инфраструктурных проектов.

У ГЧП Юга России хорошие перспективы
Согласно данным Центра развития ГЧП, в России на разных стадиях находится более 130 проектов ГЧП, большая часть их них — это концессии. Порядка 50 проектов стартовали на основе региональных законов о ГЧП, которые подразумевают иные формы инвестиционных соглашений. В нашем рэнкинге крупнейших проектов Юга России — 15 самых масштабных. Если смотреть в отраслевом разрезе, то пять из них представляют ЖКХ, три — туризм и социальную сферу, два — АПК. По данным аналитического центра ИД «МедиаЮг», лидером по привлечению инвестиций стала Ростовская область с семью крупными инвестпроектами общей стоимостью 98 млрд рублей. Сотрудничество бизнеса и власти на Юге запущено благодаря Федеральному центру проектного финансирования (ФЦПФ, группа Внешэкономбанка), а также таким институтам развития, как ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» (КРСК), и таким инструментам, как Инвестиционный фонд РФ. Так, например, ФЦПФ оказывает экспертную и финансовую поддержку на предпроектных стадиях реализации проектов. В ЮФО ФЦПФ участвует в подготовке сразу нескольких проектов развития. Это проект строительства 31 дошкольного образовательного учреждения в 11 муниципалитетах Астраханской области (структурирован по модели BOLT, предполагающей передачу частным инвестором объектов образования публичному партнеру на правах аренды для предоставления услуг бесплатного образования детям от 3 до 7 лет), создание сети водноспортивных оздоровительных комплексов в Ростовской области (проект структурирован уже с учетом новых изменений в законодательство о концессиях). Планируется также создание спортивно-зрелищного кластера в Ростове-на-Дону и кемпинг-парка «Казачья станица» в Ростовской области для ЧМ-2018. Самые крупные проекты с участием КРСК воплощаются на Ставрополье — это развитие интенсивного растениеводства «ИРРИКО» и «Авангард», а также создание многофункционального комплекса в Минводах. При помощи Инвестиционного фонда РФ реализуются комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области и «Чистый Дон», развитие инфраструктуры завода по розливу минеральной воды «Ачалуки» в Ингушетии.

От аэропорта до горнолыжного комплекса
Самый крупный южнороссийский проект, который, согласно распоряжению Правительства РФ, претворяется в жизнь на основе государственно-частного партнерства, — аэропортовый комплекс «Южный» стоимостью 37,2 млрд рублей. «Почти 18 млрд руб. выделяется в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» и «Программы подготовки к проведению в 2018 году в РФ чемпионата мира по футболу», еще 6 млрд руб. — из областного бюджета. Объем внебюджетных источников — порядка 18 млрд рублей. Федеральная составляющая — это проектирование строительства объектов федеральной собственности аэропортового комплекса, региональной инфраструктуры. За счет частных инвестиций будут построены аэровокзальный комплекс, объекты служебно-технической территории и приаэропортовой инфраструктуры, гостиницы, логистический терминал», — отметил заместитель губернатора РО Александр Гребенщиков. Частным инвестором выступает ГК «Ренова», но формат партнерства не известен. Крупнейшие инвестпроекты в ЖКХ на Юге реализует ОАО «Евразийский»: совокупный объем инвестиций, которые планируется вложить в модернизацию водопроводно-ка-нализационного хозяйства в Ростове, Сочи и на побережье Краснодарского края, исчисляется десятками миллиардов рублей. В первом случае соглашение о партнерстве структурировано как аренда с инвестиционными обязательствами, во втором — как договор аренды, в третьем — это концессия. На Северном Кавказе ОАО «КРСК» создало совместное предприятие с ADM Capital для выращивания различных сельскохозяйственных культур с использованием аграрных технологий — систем современного орошения кругового действия. ФЦПФ участвует в подготовке проекта по созданию сети водноспортивных оздоровительных комплексов в РО. Инвестор будет определен по результатам конкурса. Сумма инвестиций в проекты — около 9,5 и 6 млрд рублей соответственно.

В ожидании единого правового поля
По словам руководителя исследовательских проектов Центра развития ГЧП Александра Долгова, государственно-частное партнерство в РФ находится в стадии становления. «Качество развития ГЧП в стране пока еще существенно уступает количественным параметрам, — уверен профессор кафедры ЭПГЧП МГИМО (У) Олег Иванов. — Нередко на местах механизмы ГЧП подменяются квазиприватизацией. Совсем немного надлежащим образом структурированных проектов. Из тех, что запущены, реально работают менее 10%, остальные — в стадии становления». Господин Долгов считает, что до конца еще не определены правила игры ни для частных, ни для публичных партнеров. В первую очередь это связано с отсутствием регулирующего федерального закона и несовершенством законодательства на региональном уровне. В 2014 г. вступили в силу изменения в ФЗ № 103 «О концессионных соглашениях». В частности, по словам и. о. генерального директора ООО «УК «РОСВОДОКАНАЛ» Виктора Благовещенского, существенно изменились не только правила заключения и исполнения концессионных соглашений в отношении объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведе-ния, теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, но и сам порядок распоряжения такими объектами. Например, уже почти 10 месяцев действует законодательный запрет на любые сделки по передаче в хозяйственное ведение или оперативное управление ГУПам и МУПам объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения. Передать в аренду такие объекты можно только в случае, если с момента ввода их в эксплуатацию прошло не более 5 лет. ФЗ № 103 конкретизировал указанный порядок: если планируется предусмотреть в соглашении срок возмещения инвестиций концессионера более 1 года, то на размер инвестиций должна начисляться норма доходности инвестированного капитала либо срок действия соглашения должен продлеваться на срок не более 5 лет, в течение которых и должны быть возмещены за счет тарифов инвестиции концессионера.

«ФЗ № 103 также установил в качестве существенного условия и критериев конкурса на право заключения концессионных соглашений в нашей сфере долгосрочные параметры регулирования тарифов концессионера на весь срок действия соглашения, — отмечает г-н Благовещенский. — Указанное нововведение, безусловно, повышает привлекательность концессионных соглашений». В планах ГК «РОСВОДОКАНАЛ» — увеличение к 2020 г. оказания услуг водоснабжения и водоотведения до 20 млн человек (53% от населения городов с численностью более 200 тыс. человек). Кроме того, группа начала процесс перехода на концессионные отношения во всех регионах присутствия — в Барнауле, Краснодаре, Омске, Оренбурге, Твери и Тюмени. Первая концессия была заключена с воронежским водоканалом в 2012 году.

В 2015 г. вступят в силу новые поправки в ФЗ № 103, которые позволят проводить один конкурс и заключать одно концессионное соглашение на несколько инфраструктурных объектов. Это хорошая новость для ГЧП-проектов в дорожной отрасли, так как можно будет привлечь внебюджетные инвестиции сразу в сеть автодорог. Кроме того, внесенные изменения распространяют модель концессии в форме контракта жизненного цикла на все виды инфраструктуры, кроме ЖКХ. Ранее она работала только в дорожной отрасли: инвестор строил объект, собирал и перечислял плату от его коммерческой эксплуатации органу власти, а тот платил инвестору в течение срока действия контракта ежегодно фиксированную сумму в виде платы за доступность. Эксперты считают, что этот механизм может найти применение при строительстве объектов социального назначения.

— Внесенные изменения в концессионное законодательство позволяют учесть специфику социальной сферы. При формировании проектов ГЧП объект концессионного соглашения остается в собственности у органа власти, а частному инвестору передаются только права владения и пользования объектом, права аренды на земельные участки. Орган власти берет на себя обязательства по возмещению инвестору всех капитальных затрат с учетом процентов за рассрочку, а частный партнер несет риски проектирования, строительства и обеспечения доступности объекта и услуги для населения. Инвестор оказывает услуги населению, в том числе и платные, что позволяет получать доход для покрытия операционных издержек и выплаты доходности акционерам, — отмечает директор по социальным проектам ФЦПФ Екатерина Мелешко.

Как соглашение о ЕАЭС повлияет на ГЧП в РФ?
Максим Ткаченко, исполнительный директор Центра развития ГЧП:
— Подписание соглашения о ЕАЭС может повлиять на увеличение проектов ГЧП в РФ (как благодаря потенциальным инвесторам из стран-членов, так и компаниям-операторам объектов инфраструктуры). Для увеличения активности применения механизмов ГЧП в странах-членах ЕАЭС необходимо предпринять дополнительные меры и провести синхронизацию понятийного аппарата, нормативно-правовой и методологической базы в сфере ГЧП. Данная работа сейчас начата ЕЭК.

Какие основные проблемы ГЧП вы можете назвать?

Олег Иванов, профессор кафедры ЭПГЧП МГИМО (У):
— Спектр проблем весьма широк — от формирования отношений подлинного партнерства между государством и бизнесом, зиждущихся на прочной легитимной основе, до неукоснительного соблюдения таких фундаментальных принципов ГЧП, как открытость, прозрачность и конкурентность, от потребностей в государственном стратегическом целеполагании до повышения профессиональной ГЧП-квалификации чиновников всех уровней... И этот список можно продолжать.

Как вы оцениваете развитие ГЧП в России?
Александр Долгов, руководитель исследовательских проектов Центра развития ГЧП:
— Средний уровень развития ГЧП в России, исходя из показателей рейтинга регионов, составленного Центром развития ГЧП, составляет 35%. Есть группа регионов-лидеров с развитой институциональной средой, где реализуются крупные проекты ГЧП; наиболее многочисленная группа субъектов, которые находятся на стадии принятия ключевых нормативнъх правовых актов для реализации проектов ГЧП, и группа аутсайдеров, в которых нет сложившихся условий и надо их создавать.


Название проекта Инвестор/оператор проекта Инвестиции, млн руб. Территория Годы реализации
1 Строительство аэропортового комплекса «Южный» ГК «Ренова»***ОАО «Ростоваэроинвест» 37212,7 Ростовская область 2014-2018*
2 Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области АО «Ростовводоканал» 37125,45 Ростовская область 2007-2044
3 Развитие интенсивного растениеводства «ИРРИКО» ОАО «КРСК»ВТБ Капитал,
ADM Capital
10416 Ставропольский край 2012-2017
4 Программа реабилитации, модернизации и оптимизации работы систем водоснабжения ООО «Югводоканал» 7788 Краснодарский край 2010-2040
5 Создание сети водноспортивных оздоровительных комплексов в Ростовской области будет определен по результатам конкурса 6 000**** Ростовская область н/д
6 Всесезонный горный курорт «Архыз» Группа «Синара»/ОАО «Архыз-Синара» 5970* Карачаево-Черкесская Республика до 2016
7 Строительство и модернизация систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город-курорт Сочи» ООО «Сочиводоканал» 5851,69 Краснодарский край 2010-2019

Создание спортивно-зрелищного кластера в Ростове-на-Дону **ХП «Спортивно-зрелищный кластер» 5000 Ростовская область 2013-2017
9 Многофункциональный комплекс в Кавказских Минеральных Водах ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» 4637 Ставропольский край 2012-н/д
10 Строительство туристического кемпинга-парка «Казачья станица» ХП «Кемпинг-парк» 4500 Ростовская область 2014-2018
11 Региональный проект «Чистый Дон» ЗАО «АБВК-Эко» 4466 Ростовская область 2009-н/д
12 Развитие интенсивного растениеводства «Авангард» ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа», AVG Capital Partners 3980 Ставропольский край 2013-2016
13 Красносулинский межмуниципальный экологический отходоперерабатывающий комплекс ООО «ЭкоСтрой-Дон» 3800 Ростовская область 2014-2015
14 Строительство дошкольных учреждений ООО «Инвесткапстрой плюс» 3100 Астраханская область 2012-2027
15 Развитие инфраструктуры завода по розливу минеральной воды «Ачалуки» ООО «Артис» 2299,74 Республика Ингушетия 2008-н/д

**** Объем инвестиций на первом этапе реализации проекта
* Объем инвестиций на первом этапе реализации проекта.
** Хозяйственное партнерство.

Как мы считали
 В рейтинг вошли проекты, которые реализуются на условиях государственно-частного партнерства на Юге России (ЮФО и СКФО). Основанием для ранжирования является сумма инвестиций. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.
Логотип Вестник Строительство