Стройплощадки в окружном измерении

Задачи пространственного развития страны определяют основные тенденции в строительном комплексе отдельных макрорегионов

22.08.2019
Яндекс.Дзен Instagram
Основные тренды в российском строительстве сегодня задаются национальными проектами, ориентированными на значительное увеличение объемов ввода жилья и различной инфраструктуры. Но существенные коррективы вносит региональная специфика: по уровню социально-экономического развития разные территории России по-прежнему сильно отличаются друг от друга, и это определяет конкретные задачи на местах.
  
ЦФО: реновация не только в Москве
Центральный федеральный округ — безоговорочный лидер по объемам жилищного строительства в стране, с большим отрывом опережающий другие макрорегионы. В прошлом году здесь было сдано 23,333 тыс. кв. м жилья — почти треть от общего объема строительства в России, причем больше половины жилья в ЦФО возводится в Москве и Московской области.
К Москве сегодня приковано повышенное внимание всех без исключения регионов России, поскольку от того, какие результаты принесет начавшаяся в столице реновация жилищного фонда, будет зависеть, начнется ли аналогичный процесс в других субъектах Федерации. Законопроект о реновации в регионах внесли в сентябре прошлого года депутаты Госдумы от «Справедливой России» Сергей Миронов и Галина Хованская (глава думского комитета по жилищной политике и ЖКХ), однако в ряде мест этот процесс за пределами столицы уже стартовал.
Один из примечательных примеров — Воронежская область, где в прошлом году было сдано 1,691 млн кв. м жилья — почти столько же, как и годом ранее. За 10 лет с небольшим объемы жилищного строительства в этом регионе удвоились (для сравнения: в 2005 году в Воронежской области возвели примерно 800 тыс. «квадратов»), и теперь он ставит перед собой исключительно амбициозные задачи. Принятая программа «Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж» рассчитана до 2030 года. За это время планируется снести 405 тыс. кв. м ветхого жилья и построить на освободившейся территории площадью более 190 га 2,6 млн кв. м жилья в новостройках. В программу реновации по-воронежски входят 25 застроенных территорий, на которых расположены дома, возведенные в 1946-1970 годах. Износ этих зданий составляет уже более 70%.
В прошлом году губернатор Воронежской области Александр Гусев сообщил, что программу развития застроенных территорий необходимо координировать с программой по расселению аварийных домов, которая тоже идет в области полным ходом, — к 2024 году планируется ликвидировать почти 65 тыс. кв. м ветхого жилья. «В 2024 году в регионе закончится снос домов, признанных аварийными к 1 января 2018 года, а их жильцам предоставят новые квартиры. Давайте договоримся, что кварталы, которые попадают под развитие застроенных территорий, должны быть в приоритете», — предложил воронежский губернатор на подготовительном совещании по национальному проекту «Жилье и городская среда».
Одним из возможных кандидатов на проведение реновации за пределами Москвы может быть и Белгородская область — еще один регион-лидер ЦФО в сфере жилищного строительства (в 2018 году здесь было сдано 1,215 млн кв. м жилья). Белгородскую область еще в 2017 году упоминала Галина Хованская в списке тех субъектов, которые уже готовы к осуществлению у себя программ реновации, и это не случайно. Регион находится на третьем месте в России по показателю обеспеченности жильем в расчете на одного жителя — 30,6 кв. м на человека при среднем по стране уровне в 24,9 кв. м, а сфера жилищного строительства была одним из главных приоритетов губернатора Евгения Савченко на протяжении четверти века, что он бессменно возглавляет Белгородчину.
строительство.jpg
СЗФО: найти новые точки роста
Особенность строительной отрасли Северо-Западного федерального округа состоит в высокой степени концентрации строек вокруг Санкт-Петербурга при явно недостаточных объемах как жилищного, так и инфраструктурного строительства в других регионах (исключением, пожалуй, может считаться Калининградская область, находящаяся на положении эксклава). Для понимания сложившихся диспропорций можно привести такие показатели: в прошлом году в Санкт-Петербурге ввели в строй 3,95 млн «квадратов» жилья, в Ленинградской области (а по сути, в пригородах Петербурга) построили еще 2,646 млн кв. м — в совокупности это почти 70% от всего жилья, которое было введено в СЗФО.
«Проблема со стройкой — это наша боль, — честно признал в одном из своих первых выступлений в нынешней должности врио губернатора Мурманской области Андрей Чибис, совсем недавно занимавший пост замминистра строительства и ЖКХ РФ. — Из региона «вымывает» людей в том числе потому, что невозможно купить достойное жилье за адекватные деньги. Мы готовы думать о взаимодействии с Госзаказом, Госжилфондом, чтобы дать отрасли стимул к развитию. Прошу Минстрой подготовить комплексный план исправления, это будет ваша «контрольная работа», по итогам которой будут приняты управленческие решения».
Мурманская область, напомнил Андрей Чибис, мощнейший и очень богатый регион, богатый и человеческим потенциалом, и ресурсами. Однако по объемам жилищного строительства он давно находится на последних позициях в России: в прошлом году там было построено всего 46,4 тыс. кв. м жилья. Теперь же планируется, что в разработке концепции «большого рывка» в стройке примут участие профильное министерство, экспертное и профессиональное сообщество, в том числе Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области. Аналогичные проблемы нужно решать и в других регионах СЗФО, стремительно теряющих население — республиках Коми и Карелии, Псковской, Новгородской и Архангельской областях. Остановить отток людей в Петербург, Москву и другие регионы, где на рынке недвижимости нет нехватки в предложении, может только формирование в них условий комфортной жизни, среди которых доступность жилья находится на одном из первых мест.
аэропорт Платов.jpg
ЮФО: дополнить жилье инфраструктурой
В Южном федеральном округе в последние несколько лет сформировалась еще одна важная точка роста в жилищном строительстве — Ростовская область, где благодаря ряду новых проектов комплексного освоения территорий удалось значительно нарастить объемы вводимых домов. Лидером же округа неизменно остается Краснодарский край: в прошлом году здесь сдали 4,391 млн кв. м жилья, что превышает показатели Москвы или Санкт-Петербурга.
Однако у этих успехов есть совершенно определенная обратная сторона: темпы строительства жилья в ЮФО давно опередили возможности развития инфраструктуры — как транспортной, так и социальной. Ситуация усугубляется большой сезонной нагрузкой, которую Юг испытывает летом, в период отпусков. Поэтому основным драйвером строительной отрасли ЮФО сейчас является именно развитие инфраструктуры.

Список крупных долгосрочных проектов в инфраструктуре ЮФО в последние годы выглядит весьма внушительно: строительство Крымского моста, нового аэропорта «Платов» в Ростовской области и нового терминала международного аэропорта «Симферополь», федеральной трассы «Таврида» и т.д. В этом году к ним прибавилось еще несколько серьезных проектов: строительство так называемого глубокого обхода Аксая в Ростовской области стоимостью 77,4 млрд рублей, создание Багаевского гидроузла на Дону (оценивается в 22 млрд рублей), строительство нового терминала аэропорта «Геленджик» пропускной способностью в 630 тыс. пассажиров в год и стоимостью в 4 млрд рублей, который планируется ввести в эксплуатацию до конца 2021 года.
Из будущих инфраструктурных проектов ЮФО, обсуждаемых уже сегодня, можно прежде всего отметить постройку системы скоростного транспорта в Ростове-на-Дону — столице федерального округа. Скорее всего, это будет не метро в традиционном понимании, а так называемый легкорельсовый транспорт (ЛРТ), для которого не требуются масштабные подземные работы. Строительство его регион планирует начать уже в 2021 году, сообщил недавно губернатор Ростовской области Василий Голубев.

СКФО: обеление Дагестана
Для Северного Кавказа, доля которого в общем объеме жилищного строительства России традиционно низка (меньше только Дальний Восток), актуальны практически все перечисленные выше задачи. Жилья в регионе с самой высокой рождаемостью в стране по-прежнему строится мало, до полной ликвидации аварийного фонда еще очень далеко, инфраструктурные проблемы стоят остро, несмотря на активное строительство новых дорог, школ и больниц, модернизацию аэропортов и т.д. А на это накладывается проблема неурегулированных земельно-имущественных споров, которые в той или иной степени присутствуют в каждом регионе СКФО.
Наиболее масштабно вопрос о приведении строительства в рамки правового поля стоит в Дагестане — самом густонаселенном регионе Северного Кавказа. В прошлом году в Дагестане сдана 891 тыс. кв. м жилья — более чем вдвое меньше по сравнению с прошлым годом. Такое резкое падение связано с тем, что новое руководство республики во главе с Владимиром Васильевым приняло принципиальные решения по обелению рынка. Раньше в отчетность попадало все жилье, в том числе и то, что строилось с явными грубыми нарушениями законодательства.
«Мы хотим сохранить высокие объемы строительства в Дагестане — 1960 тыс. кв. м жилья, но не любой ценой. Так, как строили, больше строить нельзя», — подчеркнул Владимир Васильев на одной из встреч с представителями строительного комплекса Дагестана. Одновременно были активизированы работы по развитию инфраструктуры. Например, в прошлом году в Дагестане построили 10 объектов водоснабжения и водоотведения на сумму более 400 млн рублей в 16 населенных пунктах, общая численность населения которых составляет порядка 250 тыс. человек.
сапсан.jpg
ПФО: сохранить импульс мундиаля
В предшествующие годы одним из главных драйверов для строительного комплекса Поволжья стало проведение чемпионата мира по футболу — матчи мундиаля прошли сразу в четырех региональных центрах ПФО (Казани, Нижнем Новгороде, Самаре и Саранске). Теперь регионы имеют возможность сохранить полученный импульс за счет участия в федеральных программах. Например, проект «Формирование комфортной городской среды» затронул не только крупные города — в этом году 17 малых городов Поволжья вошли в число 80 победителей конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.
Что касается развития инфраструктуры, то программным документом для ПФО на предстоящие годы стала Стратегия пространственного развития России. В ней, в частности, к крупнейшим формирующимся агломерациям, генерирующим более 1% экономического прироста в стране ежегодно, отнесен тандем «Самара — Тольятти». В этом году в Самарской области завершено строительство Фрунзенского моста через реку Самара, который способствует формированию международного коридора «Европа — Западный Китай» и сократит дорогу примерно на 300 км по сравнению с альтернативными путями. В следующем году планируется начало строительства магистрали «Центральная» в Самаре стоимостью 7,4 млрд рублей, она должна будет связать районы города и обеспечить беспрепятственный выход на региональные автотрассы.

УФО: федеральные драйверы стройки
Важнейшие задачи, стоящие перед стройкомплексом на Урале, имеют значение для всей страны. Прежде всего Урал намечен в качестве одного из тех макрорегионов, где развернется строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). В начале этого года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил проект строительства ВСМ Челябинск — Екатеринбург, которая должна быть построена к 2024 году. Эта магистраль дает серьезный импульс развитию регионам УФО и поспособствует созданию третьей по величине агломерации в России после Московской и Санкт-Петербургской, которая определит новый вектор развития территорий на десятилетия вперед.
Челябинск, в последние годы заметно отстававший от своих соседей — Екатеринбурга и Тюмени, имеет отличный шанс наверстать упущенное. В 2020 году здесь пройдет саммит СОШ и БРИКС, к открытию которого запланировано построить несколько крупных инфраструктурных объектов, прежде всего новый аэровокзальный комплекс, отвечающий всем современным требованиям и рассчитанный на пассажиропоток 2 млн человек. Также планируется существенно обновить центральные туристические улицы и набережную города.
«Новый аэропорт в Челябинске по некоторым характеристикам будет лучше, чем в Екатеринбурге. После реконструкции наш аэропорт Баландино станет единственным всепогодным международным аэропортом на Урале», — заявил в прошлом году губернатор Челябинской области Борис Дубровский по случаю начала строительства аэропорта. Теперь этот проект курирует новый глава региона Алексей Текслер, в недавнем прошлом первый заместитель министра энергетики РФ. Появление в Челябинской области руководителя с богатым опытом работы в федеральном центре — еще одно свидетельство того, что этому региону Урала уделяется самое пристальное внимание.
мост.jpg
СФО и ДФО: расширение глобальных связей
Развитие инфраструктуры в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах направлено прежде всего на создание условий для устойчивого экономического роста востока страны за счет сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанскими регионами. Одним из крупнейших совместных российско-китайских объектов, завершенных в этом году, стал мост через Амур длиной километр, соединяющий Благовещенск и китайский Хэйхэ. Поток пассажиров по мосту составит порядка 6 млн человек в год, а поток грузов — около 6 млн тонн, или почти 300 тыс. автомобилей. Технически мост должен быть готов к концу этого года, еще несколько месяцев отводится на пусковые работы и оформление.
«Для Амурской области это важнейший объект транспортной инфраструктуры. Значение автодорожного моста через Амур сложно переоценить. Он создает экономические предпосылки для реализации целого ряда инвестпроектов на территории области, потому что значительно удешевляет логистику. Мы надеемся, что благодаря этому по-новому взглянем на возможность экспорта продукции сельского хозяйства. И ряд месторождений природных ископаемых также становится рентабельным, так как за счет моста можно сократить затраты на логистику», — отмечает губернатор Амурской области Василий Орлов.
Зимняя Универсиада, проведенная в марте этого года в Красноярске, подтолкнула развитие инфраструктуры города, где построили не только спортивные объекты, новый терминал аэропорта, дороги и другую инфраструктуру, но и возобновили строительство метрополитена. «Красноярск изменился кардинально, — констатировал губернатор Красноярского края Александр Усс. — Прошлый год мобилизовал все наши силы, нам удалось выполнить беспрецедентный объем дорожного ремонта, ввести крупные транспортные развязки и пешеходные мосты, обустроить более полутора сотен дворов, обновить многие общественные пространства. Нам удалось наполнить жизнью целый ряд знаковых мест краевой столицы, где при активном участии крупного бизнеса создана современная архитектурно-световая среда. Без ложной скромности скажу, что те, кто приезжает в столицу края, восхищены ею. Соцсети переполнены фотографиями ночного Красноярска». 
Авторы: Елена Оленина