Ни холодно ни жарко

Ни холодно ни жарко

Производители теплоизоляционных материалов нашли возможность расти при стагнирующем четвертый год стройкомплексе

В 2018 году производители теплоизоляции чувствовали себя гораздо лучше, чем отрасль строительных материалов в целом, — на фоне серьезного падения в секторе цемента, кирпича, газобетона, отделочных материалов ТИМ выросли по разным позициям от 1 до 40%. Эксперты указывают, что рост обусловлен прежде всего постоянным (и успешным) поиском новых рынков сбыта. Кроме того, теплоизоляция — один из немногих российских товаров, конкурентоспособных на международном рынке.

В числе положительно повлиявших на рынок теплоизоляции факторов отмечаются госпрограммы поддержки: капремонт, реновация, строительство жилья в отдаленных регионах, сельской местности, ипотечное кредитование.
Положение на российском рынке теплоизоляционных материалов в 2018 году хотя и не было таким оптимистичным, как, например, в 2013-2015 гг., когда он рос не менее чем на 30% в год, но все же гораздо лучше, чем в других сегментах стройматериалов. По данным производителей и отраслевых ассоциаций, объем выпуска данной продукции в целом вырос на 3-4% и превысил 55 млн куб. метров. «Наиболее популярным теплоизоляционным материалом остается минеральная вата — порядка 70% рынка ТИМ, — говорит исполнительный директор ассоциации производителей современной минеральной изоляции Евгения Свиридова. — Минеральная вата является многофункциональным материалом и обладает рядом преимуществ перед другими утеплителями. Это высокие тепло- и звукоизоляционные свойства, устойчивость к высоким температурам, безопасность, долговечность (не менее 50 лет) и соответствие самым высоким стандартам качества. Достоинством минеральной ваты является и то, что с ее помощью можно строить как быстровозводимые конструкции, так и использовать при капитальном ремонте зданий». Все эти характеристики, по ее словам, позволяют минеральной изоляции занимать лидирующие позиции на рынке ТИМ.

Начинка для сэндвича
По предварительным расчетам Abarus Market Research, рынок базальтовой ваты вырос на 5-6% (в 2017 году был рост 2%), рынок стекловаты — на 2-3% в 2018-м (в 2017-м было снижение на 14% за счет того, что львиная доля ушла на экспорт). По данным ТЕХНОНИКОЛЬ, рынок экструзионного пенополистирола (XPS) увеличился на 1%. Что касается наиболее быстрорастущего сегмента, то здесь, по словам отраслевых экспертов, вне конкуренции относительно новый для рынка теплоизоляционный материал — плиты PIR, рост производства которого аналитики Abarus оценивают в 30-40%. PIR является одним из самых быстрорастущих сегментов не только в России, но и во всем мире, говорит генеральный директор ППК «Технониколь» Владимир Марков. По его данным, в 2016 году объем продаж этого материала в нашей стране составлял 1,4 млн кв. метров продукции, в 2018-м — примерно 3,5 млн кв. метров, то есть объем продаж увеличился более чем в два раза за два года. «С другими теплоизоляционными материалами ситуация сложнее. Это связано со стагнацией на строительном рынке, что в свою очередь определяется макроэкономическими факторами. В 2017 году каменная вата выросла на 5%, по итогам этого года динамика примерно в районе 0%. Экструзионный пенополистирол вырос на 1%. Однако в дальнейшем мы все же ожидаем ежегодный рост в этом сегменте примерно на 4-5%, что связано с повышением требований к энергоэффективности строений, появлением новых нормативов, в том числе в отношении заглубленных частей здания», — говорит Владимир Марков.

Эксперты отмечают, что производители теплоизоляции растут на стагнирующем строительном рынке по целому ряду причин. Так, директор по исследованиям Abarus Market Research Вера Никольская говорит, что стремление инвесторов удешевить строительные работы привело к расцвету рынка сэндвич-панелей. Сейчас, по ее словам, практически все строительство коммерческих объектов, в том числе производственных, — это легкие металлические конструкции плюс сэндвич-панели, а начинка панелей в основном делается из базальта, пенополистирола и панелей PIR. «Большой объем потребления теплоизоляционных материалов берет на себя сектор вентилируемых фасадов, который хоть и не рос в 2018 году, но остается стабильным и важным для игроков ТИМ. Здесь в основном используется базальтовая вата, хотя жесткие стекловатные плиты тоже встречаются», — говорит Вера Никольская.
Утеплить дом
В числе положительно повлиявших на рынок теплоизоляции факторов эксперты отмечают также государственные программы поддержки: капитальный ремонт, реновацию, строительство жилья в отдаленных регионах, сельской местности, ипотечное кредитование.
«Заметно также более активное потребление утеплителей в частном секторе. Грамотность индивидуальных застройщиков при проектировании и строительстве домов повышается, все научились считать и экономить, а сделать это удается в первую очередь за счет тщательного утепления всех элементов дома (пол, фундамент, крыша). С помощью качественных утеплителей можно также серьезно облагородить жилье, сделать его более эстетически привлекательным, удобным», — говорит Вера Никольская. Программа по повышению энергоэффективности зданий, реновации жилищного фонда и капитальный ремонт, безусловно, оказали значимое влияние на рынок ТИМ, подтверждает Евгения Свиридова. «Мировая практика строительства энергоэффективных зданий и повышения энергоэффективности в существующих зданиях показывает, что утепление дает максимальный эффект за минимальные затраты. Эффективная теплоизоляция на основе минеральной ваты является неотъемлемой частью программы по энергосбережению», — говорит она.
Логично, что производители стараются по максимуму использовать данный тренд, причем не только увеличивая производственные мощности и выводя на рынок технические новинки. Так, как рассказал Владимир Марков, важным техническим новшеством стало появление сервисов, которые позволяют потребителям самостоятельно просчитать количество необходимой им теплоизоляции. Многие ведущие производители разработали специальные приложения, калькуляторы и другие программы, которые позволяют посчитать необходимую толщину утеплителя для различных зданий и сооружений с учетом действующих норм, выбрать энергоэффективное решение и подходящий теплоизоляционный материал. «Мы совместно с Научно-исследовательским институтом строительной физики также разработали теплотехнический калькулятор с учетом неоднородностей, калькулятор расхода тепловой энергии и другие инструменты, которые помогают потребителю выбрать наиболее энергоэффективную модель здания или сооружения», —говорит он.

За последние несколько лет наметилась еще одна важная для рынка ТИМ тенденция — производители материалов активно идут на смежные рынки, например в сектор технической теплоизоляции — это огнезащита, утепление трубопроводов и т.д., говорит Вера Никольская. Например, как рассказал «Вестнику» Владимир Марков, в 2018 году ТЕХНОНИКОЛЬ закупила для завода по производству каменной ваты в Хабаровске оборудование, позволяющее выпускать судостроительную изоляцию.
По его словам, оно предназначено для каширования плит из каменной ваты стеклотканями и пока не имеет аналогов на российском рынке. Сейчас предприятие изготавливает судостроительную изоляцию для двух больших паромов и четырех ледоколов-снабженцев, которые будут эксплуатироваться в регионе. Не так давно ТЕХНОНИКОЛЬ вложилась в производство монтажной пены. «За каких-то два года мы сумели серьезно укрепиться в этом сегменте, — говорит Владимир Марков. — Если раньше в данном сегменте превалировали зарубежные производители, то в прошлом году отечественные продукты заняли уже около 50% рынка, и большую роль в этом сыграло в том числе и производство нашей компании».

Изменение структуры рынка теплоизоляционных материалов в 2014-2017 гг., в %

Год Каменная вата Стекловата Пенополистирол XPS PIR/PUR Прочее Всего
2014 49 25 11 13 1 1 100%
2015 48 25 13 12 1 1 100%
2016 47 26 14 11 1 1 100%
2017 45 27 15 11 1 1 100%
2018 44 26 15 11 3 1 100%
Безопасность превыше всего
Одной из важнейших тенденций на рынке ТИМ, которая и в дальнейшем будет сильно влиять на его развитие, эксперты называют повышение требований к экологичности и пожарной безопасности зданий. Последние происшествия, связанные с пожарами в зданиях во всем мире и в частности в России, продемонстрировали огромные пробелы как в законодательной базе, так и в надзорной системе. Это послужило пересмотру ряда законопроектов и повышению надзорных функций. «Например, сейчас в Думе рассматривается законопроект, который предполагает возврат органам государственного пожарного надзора функции по контролю соблюдения требований пожарной безопасности от начала проектирования зданий, согласования проектно-сметной документации до всех этапов строительства и реконструкции зданий.
А также допускает выявлять и предупреждать отступления и подмену материалов на более дешевые, небезопасные и низкокачественные. Мы как ассоциация производителей пожаробезопасных решений на основе минеральной изоляции поддерживаем данные инициативы», — говорит Евгения Свиридова. По ее словам, в ряде развитых стран мира после резонансных пожаров и трагичных последствий запретили горючие материалы на фасадах и кровлях зданий. «В связи с пожарами в торговых центрах в рамках общественного движения «Пожарам НЕТ», которое было создано ассоциацией в прошлом году, предложено приравнять торговые центры по противопожарным нормам к больницам, детским садам, школам и другим зданиям, где могут находиться маломобильные группы населения», — отмечает Евгения Свиридова.
Нововведения есть и в области сертификации. С 27 декабря 2018 года теплоизоляционные материалы, в частности минеральная изоляция, обязаны подтверждать соответствие своих характеристик путем деклараций. Введение обязательного декларирования предоставило возможность сравнивать теплоизоляционные материалы по характеристикам, измеренным едиными методами, и закрепило ответственность за качество продукции за производителями. Весь прошлый год в ассоциации действовала акция «Проверь свой утеплитель», где каждый желающий за счет ассоциации мог проверить любой теплоизоляционный материл в независимой аккредитованной лаборатории по двум характеристикам: теплопроводности и пожаробезопасности. Были проверены два производителя полимерных материалов и два огнезащитных, результаты акции продемонстрировали несоответствие заявленных характеристик.
В первом случае показатели теплопроводности занижены до 20%, во втором материалы оказались горючими. Введение обязательного декларирования позволит повысить ответственность как недобросовестных производителей, так и некомпетентных лабораторий, выдающих сертификаты с несоответствующими характеристиками.

Значимые изменения на рынке связаны с вопросами долговечности и энергоэффективности. Например, как отмечает Владимир Марков, Минстрой РФ подписал приказ, по которому с августа этого года вступит в силу СП 17 «Кровли».
В нем прописано, какие типы теплоизоляционных материалов следует применять на кровлях в зависимости от режима эксплуатации. До этого часто возникали ситуации, когда на кровле устанавливали утеплитель, который по своим характеристикам не может выдерживать сложный режим эксплуатации — постоянное обслуживание оборудования, ходьбу по кровле большого количества людей. В итоге утеплитель деформировался, кровельное покрытие начинало напоминать батут, возникали протечки, обледенения, аварийные ситуации, появлялись сосульки, представляющие большую опасность для прохожих. Теперь, благодаря СП, эти проблемы удастся минимизировать. «Меняются нормативные документы в области энергоэффективности. Вступили в силу изменения в СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», которые регулируют утепление заглубленных частей здания. Несмотря на суровый климат в нашей стране, эти вопросы раньше нормативно не регулировались. Изменения позволят повысить энергоэффективность строений — мы станем меньше «отапливать улицу», что обеспечит бережное отношение к ресурсам и улучшение экологической ситуации», — уверен Владимир Марков. 
Логотип Вестник Строительство