Владимир Якушев: «База, которую мы подготовим и будем руководствоваться до 2024 года, должна стать максимально продуктивной, эффективной и жизнеспособной»

Обозреватель «Вестника» проанализировал публичные выступления министра строительства и ЖКХ России Владимира Якушева и пришел к выводу: задачи, поставленные перед его командой президентом в новых национальных проектах, очень амбициозные, но осуществимые. Главное — грамотные управленческие решения, профессиональный подход и последовательность действий

21.03.2019
Яндекс.Дзен Instagram
Про болевые точки и их устранение
— Болевые точки отрасли известны любому в нашей стране: взаимоотношения собственников с управляющими компаниями, обеспечение коммунальными ресурсами, обманутые дольщики, аварийное жилье… Всегда остро воспринимается населением тема повышения тарифов, и это понятно: каждый ощущает его на своем кошельке.
Когда я был губернатором, мне постоянно задавали вопрос: «Что для вас важнее: здравоохранение, образование, дороги, коммунальная сфера?» И я всегда говорил: «Все». То же самое отвечаю как министр. Нельзя сегодня направить все силы на ЖКХ и бросить стройку, или наоборот. Важно всю поляну видеть полностью. Если что-то упустить, будет перекос.

Про федеральный проект «Жилье»
— Главный показатель — ​120 млн кв. метров к 2024 году. Однако необходимо не только строить такой объем жилья, но и обеспечивать его качество. В паспорте национального проекта присутствуют мероприятия, связанные с уменьшением административных барьеров, созданием новых и актуализацией устаревших сводов правил для того, чтобы технологии, которые применяются в стройкомплексе сейчас, были современными. Также предусмотрены совместные мероприятия с Минпромторгом по новым инновационным стройматериалам.

Про новые методы финансирования строительства
— Решения, принятые в рамках перехода на цивилизованные методы финансирования жилищного строительства, предстоит реализовать в максимально сжатые сроки. Мы прекрасно понимаем, что на первом этапе (в 2019‑2020 годах) реформа приведет к снижению объемов строительства. Но после того как рынок очистится и система заработает, мы нарастим объемы и к 2024 году подойдем к параметрам, прописанным в указе президента. Сегодня мы очень плотно работаем с Центральным банком, головными офисами основных банков, которые будут осуществлять непосредственно проектное финансирование. Важно, чтобы аналогичная работа проводилась в регионах.

Про реновацию в масштабах страны
— Чтобы двигаться в режиме реновации, мы должны обладать более мощным финансовым ресурсом во всех субъектах. Отдельные субъекты могут себе это позволить. На площадке Госдумы такой законопроект начинает обсуждаться. Есть механизмы, которые отрабатываются в Москве. Я думаю, в рамках региональных полномочий тем, у кого будет желание, ничто не станет мешать работать в данном направлении.

Про расселение аварийного жилья
— Программа расселения домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года, была рассчитана до конца 2017-го, однако в процессе работы выявлены неучтенные дополнительные объекты. Их продолжают расселять, но, видимо, все равно есть регионы-двоечники, которые не справляются.
Тем временем заработала программа расселения домов, пришедших в негодность на 1 января 2017 года. От региональных коллег поступило предложение перейти через границу указанной даты — ​при условии существования определенных ресурсов, конечно. Считаю, это вполне объективно и посильно за счет средств субъектов и внебюджетных источников. Если на местах готовы расселять большие объемы, мы — ​только «за».
Президент также поставил задачу расселять многодетные семьи или семьи, имеющие в своем составе инвалидов, не в пропорции «метр на метр», а по социальным нормам. Глава государства поручил просчитать параметры такой поддержки, мы над ними работаем.
Задача стоит глобальная — ​ликвидировать еще 10 млн кв. метров аварийного жилья. За шесть лет объем финансирования из федерального бюджета составит 432 млрд рублей.

Про формирование комфортной среды
— 300 млрд рублей на 85 регионов за шесть лет — ​не столь большие деньги. Поэтому была серьезная дискуссия о том, что средства нужно направить на благоустройство общественных пространств — ​парков, скверов, набережных, а дворы оставить на попечение региональных и местных бюджетов. В результате дискуссии решили: в 2019 году благоустройство дворов также будет поддерживаться из федерального бюджета. Общую результативность программы оценим по итогам 2018 и 2019 годов. А затем на основании полученных данных при необходимости внесем коррективы в правила финансирования на следующие годы. Кстати, в прошедшем году в рамках программы «Комфортная городская среда» благоустроено 22 тыс. объектов. В ней участвовало более 3 тыс. муниципалитетов с населением около 107 млн человек.

Про качество регуляторики
— Указ президента поставил перед нами амбициозные задачи, и предстоит серьезно поработать, чтобы решить их. Та нормативно-правовая база, которую мы подготовим и которой будем руководствоваться до 2024 года, должна быть максимально продуктивной, эффективной и, самое главное, жизнеспособной.
Проработав более 12 лет губернатором, я прекрасно понимаю, что такое градостроительная политика и регуляторика в системе жилищно-коммунального хозяйства. ЖКХ без стройки жить не может, и наоборот.
Это взаимосвязанные системы. Выполняя задачи, поставленные президентом, очень важно не зарегулировать то, что уже и так зарегулировано.
Нужно максимально упростить процедуры, но не в ущерб вопросам безопасности и другим вещам, которые должны четко соблюдаться. Чтобы достигнуть этой цели, надо работать в режиме диалога. Если нормативный документ уже принят, дискутировать поздно — ​следует исполнять.

Про теорию и практику функционирования отрасли
— По количеству рабочих мест, по объему капитальных вложений строительство — ​в числе лидеров. И, конечно, один из локомотивов развития экономики.
К сожалению, когда речь идет о практике — ​беда. Когда мы делаем проектную документацию — ​сильных проектантов нет. Когда производим строительные работы на гражданских объектах, в дорожном строительстве, при создании мостов и развязок — ​беда, профессионализма остро не хватает. Важно сделать наш стройкомплекс настоящим драйвером развития. Я хочу, чтобы это были не просто декларации и призывы, а мы вместе поработали над этим.

Про «умные города» и цифровизацию
— В рамках национального проекта «Цифровая экономика» наше министерство ведет два подпроекта: «Умный город» и «Цифровое строительство».
В рамках «Умного города» нужно консолидировать усилия многих людей, чтобы реализовать наши задумки. С этой целью в 38 городах, расположенных в 33 регионах России, запускаются пилотные проекты. Это очень важная задача, которая должна сопровождаться соответствующим интеллектуальным ресурсом. Большое число специалистов выразили согласие войти в экспертный совет, который будет обсуждать вопросы ЖКХ, управление городским хозяйством с учетом применения цифровых технологий. Мы намерены плотно с ними работать, чтобы понять, что надо сделать и какой результат получить.
Подпроект «Цифровое строительство» имеет прямое отношение к «Умному городу». Когда мы начнем активно работать с цифрой при проектировании зданий и городов, очень оперативно пользоваться библиотекой технических решений, их можно будет привязывать к земле и быстро строить, применяя самые лучшие практики.