Футбольное послевкусие

С 2013-го по 2018 год суммарный эффект от мундиаля составил 952 млрд рублей, или около 1% годового ВВП России

28.01.2019

В течение 5 лет в стране создавалось до 315 тыс. рабочих мест ежегодно. Увеличение ВВП привело к росту трудовых доходов населения на 469 млрд рублей, налоговых доходов бюджета — на 164 млрд. Значительная часть инвестиций направлена на инфраструктуру — транспортную, коммунальную и социальную, в дальнейшем она способна обеспечить дополнительное увеличение ВВП в 150-210 млрд рублей. Таковы итоги исследования Оргкомитета «Россия-2018».

По подсчетам РБК, с учетом региональных бюджетов и дополнительных расходов общие траты России на подготовку и проведение чемпионата мира по футболу составили около 883 млрд рублей при полученных дивидендах в 952 млрд рублей. Таким образом, наша страна заработала как минимум на 69 млрд больше, чем вложила, не считая мультипликативного эффекта, благодаря которому в перспективе цифра увеличится еще значительнее.
«Чемпионат принес нам огромный экономический эффект, особенно для отрасли туризма: многие гости изъявляют желание вернуться в Россию. Созданная инфраструктура не была нацелена только на проведение мундиаля — ​она уже значилась в планах, вопрос был только в сроках. Из построенных объектов нет ни одного, который бы не улучшал жизнь граждан, так что все затраты оправданы», — ​заявил генеральный директор Оргкомитета «Россия‑2018» Алексей Сорокин.
В денежном выражении экономический эффект от ЧМ‑2018 оказался выше, чем от первенств в Южной Корее (2002), Германии (2006), ЮАР (2010) и Бразилии (2014).
Чемпионат принимали 11 городов РФ. Четыре — ​Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Казань — ​уже имели опыт приема спортивных соревнований международного уровня, поэтому им не потребовалось строить и реконструировать многочисленные объекты. В то время как остальным семи пришлось развернуть масштабную стройку, за ходом которой следило все мировое сообщество. В большинстве случаев работа была выполнена качественно и в срок, отсюда высокие оценки со стороны инспекторов ФИФА и рядовых болельщиков.
Согласно заключению Оргкомитета «Россия‑2018», от ЧМ выиграли все города-хозяева. Для большинства из них вклад мундиаля составил 2‑6% ВРП в год, а для Калининградской области и Мордовии — ​20% и 17% соответственно. Этому есть свои объяснения.

Калининград
В преддверии ЧМ Калининградская область обзавелась энергетической инфраструктурой, которой ей не хватало для полноценного развития. Прежде всего была сдана в эксплуатацию подстанция 110 кВ «Береговая» трансформаторной мощностью 50 мегавольт-ампер — ​уникальный объект, первая и пока единственная в регионе подстанция закрытого типа. Ее строительство стартовало 12 августа 2015 года, а финишировало 26 декабря 2016-го, на полгода раньше утвержденного срока. Торжественный запуск состоялся 14 ноября 2017 года, команду на включение объекта дал лично президент России Владимир Путин.
Другая подстанция — ​110 кВ «Храброво» — ​обеспечивает электроэнергией международный аэропорт Храброво. Трансформаторная мощность первой очереди — ​20 мегавольт-ампер. Технические характеристики были выбраны с учетом максимальных нагрузок в период чемпионата и на перспективу.
Энергетики также обновили воздушные линии 110 кВ N°119, 120 и 159, связывающие подстанции в Калининграде, Зеленоградске, районе аэропорта Храброво и Пионерском. Сетевой узел — ​это почти 50 км линий электропередачи, 392 анкерные и промежуточные опоры отечественного производства.
«В Калининградской области выполнен один из самых больших объемов по созданию новой энергетической инфраструктуры. ЧМ дал импульс для развития региона, новые энергомощности повысят его инвестиционную привлекательность. Остров Октябрьский — ​уже готовая площадка для бизнеса», — ​прокомментировал заместитель министра энергетики РФ Андрей Черезов.

Саранск
В случае с Мордовией полученный эффект объясняется сравнительной скромностью размеров экономики республики и объемов инвестиций в нее в прошлом.
В рамках подготовки к соревнованиям в Саранске реконструировано большинство дорог и улиц. Соединив улицу Севастопольскую с путепроводом, Химмаш — ​с юго-западом, а юго-запад — ​со «Светотехстроем», власти соединили между собой городские районы. Тем самым они избавили население от необходимости ездить через центр и частично решили проблему автомобильных пробок. Открытие участка объездной дороги от аэропорта до Ялги разгрузило Саранск от тяжелого транзитного транспорта.
Модернизации подверглись железнодорожные вокзалы в Рузаевке и Саранске. Второе рождение пережил аэропорт.
Благодаря тому, что Саранск вошел в соответствующую программу Всемирного банка развития и Правительства России, удалось закольцевать водоснабжение города в одну систему и ликвидировать перебои с водой. Реконструированы все старые насосные станции и введена в эксплуатацию новая станция на Химмаше. Полностью модернизированы очистные сооружения.
Построен новый жилой микрорайон стоимостью 25 млрд рублей, из которого одинаково удобно добраться как до центра Саранска, так и до вокзала и аэропорта. Он полностью обеспечен социальной инфраструктурой, включая три детских сада, школу на 1,5 тыс. мест и единственную в городе взрослую поликлинику.
Полностью обновлен парк пассажирского транспорта. Муниципалитет получил 88 новых автобусов и 57 троллейбусов, а дорожные организации — ​205 единиц современной коммунальной техники.
«По мнению экспертов, сегодня по уровню инфраструктурного развития Саранск опережает не только аналогичные, но и более крупные города на десятки лет. Наследие чемпионата уже реально работает для людей», — ​подчеркнул глава Мордовии Владимир Волков.

Ростов-на-Дону
В Ростове заработал аэропорт Платов — ​первая воздушная гавань, построенная в России с нуля за последнюю четверть века. Инвестиции превысили 45 млрд рублей, из них 19 млрд вложила компания «Ренова». «Это лучший на сегодня проект в отечественной авиации», — ​заверил председатель совета директоров «Реновы» Виктор Вексельберг. Общая площадь пассажирского терминала составляет 50 тыс. кв. м, пропускная способность — ​1800 человек в час, или 5 млн в год. Терминал оборудован девятью телескопическими трапами. Аэродромная инфраструктура включает взлетно-посадочную полосу длиной 3600 м и шириной 45 м, способную принимать все типы современных воздушных судов.
Осуществлена масштабная модернизация подвижного состава пассажирского транспорта донской столицы: приобретено 200 автобусов и 30 трамваев.
В рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» город вошел в программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Ростовской агломерации и получил рекордное финансирование в объеме 2 млрд рублей: 1 млрд из федерального и 1 млрд — ​из регионального бюджета.
В историческом центре выполнен капитальный ремонт 342 многоквартирных домов и 87 фасадов.
«А как преобразилась левобережная зона! Проведена реконструкция Ворошиловского моста, построены современные развязки и эстакады. Раньше на южном подъезде люди часами стояли в пробках, а теперь все летает!» — ​не скрывал эмоций мэр Ростова Виталий Кушнарев.
ЧМ-2018.jpg
Волгоград
Волгоград благодаря большому футболу обзавелся современным аэропортом. Как рассказал председатель совета директоров компании-инвестора «АЕОН Корпорейшн» Роман Троценко, в рамках масштабной модернизации построены новая взлетно-посадочная полоса длиной более 2,8 км и два новых терминала, реконструирован аэродромный комплекс, способный принимать даже тяжелые магистральные лайнеры. Теперь воздушная гавань города-героя может обслуживать 720 человек в час, то есть три рейса на вылет и прилет одновременно.
Согласно намерениям региональных властей в перспективе аэровокзал преобразится в полноценный транспортный узел, где будет налажено сразу авиационное, автобусное и железнодорожное сообщение. Для этого уже построена новая ж/д ветка протяженностью 1,2 км, соединяющая станцию «Гумрак» с аэропортом, оборудована ж/д платформа с пропускной способностью до 2600 пассажиров в час.
Ключевой дорожный объект Волгограда, включенный в программу подготовки к ЧМ, — шоссе Авиаторов. Реконструировано более 10 км магистрали, она значительно расширилась, заменены бордюры, обустроены наружное освещение, дождевая канализация и пешеходные тротуары. В результате из аэропорта можно быстро и без проблем добраться до центра города.
Важнейший объект — ​новая рокадная дорога протяженностью почти 6,5 км. Она соединила три района Волгограда и стала полноценным дублером проспекта Ленина, разгрузив центр от транспортных потоков.
«Подготовка к чемпионату положительно сказалась на психологическом состоянии волгоградцев: они увидели, что к городу проявляют интерес иностранцы, что он вполне может нравиться туристам. Это особенно важно для молодых людей, которые ценят позитивные впечатления», — ​заметил эксперт Агентства стратегических инициатив Антон Лукаш.

Екатеринбург
Одна из приоритетных задач, стоявших накануне мундиаля в Екатеринбурге, — ​реконструкция воздушной гавани города. Со слов исполнительного директора аэропорта Кольцово Алексея Пискунова, сейчас она имеет две полноценные, оснащенные по всем требованиям, комфортные для пилотов взлетно-посадочные полосы. Построено еще 20 мест для стоянки самолетов. Внутри терминала расширены и обустроены дополнительной аппаратурой зоны предполетного досмотра. На 15 единиц увеличено число кабин паспортного контроля. Расширена «стерильная» зона международного терминала, и открыто еще два зала повышенной комфортности.
Постарались и дорожники. «При подготовке к чемпионату проделана большая работа по реконструкции транспортного узла и дорожной сети возле «Екатеринбург Арены». Проспект Ленина соединен с улицей Татищева, реконструированы улицы Репина и Пирогова, Пестеревский переулок. Теперь эта сеть работает не только на подъезд к стадиону, но и организует пути его объезда», — ​сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Василий Старков.
На ремонт екатеринбургских дорог из федерального и регионального бюджетов было выделено 1,5 млрд рублей. В наследство от мундиаля городу осталось почти 0,5 млн кв. метров новых магистралей.
«Фактически за пять лет подготовки к мундиалю в развитие Екатеринбурга вложен объем средств, равный его годовому бюджету. Все построенные объекты будет использовать население. Самый главный эффект — ​наследие, которое мы получили: спортивную инфраструктуру, отели, транспорт и др.», — ​отметил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
Нижний Новгород. Среди подарков, которые получили к футбольному первенству жители Нижнего Новогорода, — ​станция метро «Стрелка», 15-я по счету, рассчитанная на пассажиропоток порядка 100 тыс. человек в сутки. Благодаря новому узлу горожане получили возможность без лишних пересадок добраться до парка и набережной, а болельщикам, чтобы попасть на стадион, достаточно преодолеть лишь несколько ступеней.
Есть и другие дивиденды. «Чемпионат позволил ускорить процесс благо­устройства Нижнего Новгорода. Масштабы колоссальные: наконец завершился ремонт Нижневолжской набережной, приведены в порядок дороги и тротуары, появились новые места для отдыха, отремонтированы фасады домов», — ​перечислил уполномоченный по защите прав предпринимателей в регионе Павел Солодкий.
Дополнительный плюс — ​инфраструктура для торгово-экономического сотрудничества со многими государствами мира. «Сейчас мы видим заинтересованность со стороны тех стран, которые ранее не проявляли интереса к взаимодействию с нами, — ​призналась директор департамента внешних связей правительства Нижегородской области Ольга Гусева. — ​Считаю, ЧМ расширит географию деловых контактов региона с ближним и дальним зарубежьем. Так, мы ждем бизнес-миссии не только из Хорватии, но и из Латинской Америки».
ЧМ-2018.jpg
Самара
По информации руководителя департамента планирования и развития дорожного хозяйства Минтранса Самарской области Сергея Неретина, при подготовке к чемпионату в региональном центре введен в эксплуатацию новый пассажирский терминал аэропорта Курумоч, необходимую подготовку прошел железнодорожный вокзал. Реконструированы Московское шоссе на участке более 9 км и трасса Волжский — ​Курумоч на участке 4 км. Для обеспечения транспортной связи со стадионом построены улицы Дальняя и Арена протяженностью 2,5 км каждая. Открыта трамвайная линия от ул. Ташкентской до стадиона длиной 2,5 км.
Всего в Самаре отремонтировано 213 км автодорог, построено и реконструировано 35 км магистралей. Благоустроены десятки дворов и общественных пространств, включая одну из крупнейших площадей в Европе — ​имени Куйбышева, ставшую местом проведения фестиваля болельщиков. На треть обновлен подвижной состав общественного транспорта, в том числе приобретено 30 трамваев и 125 автобусов. Отремонтированы четыре больницы, закуплено более 1,3 тыс. единиц медицинского оборудования, 67 автомобилей скорой помощи.
«Все это будет служить жителям региона и гостям на протяжении многих лет», — ​выразил уверенность губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. 
Авторы: Данил Савельев