Города поворачиваются к людям

В ближайшие несколько лет новые стандарты российского градостроительства будут определяться региональными инициативами

24.01.2019

Национальный проект «Жилье и городская среда», на реализацию которого планируется потратить порядка 1,1 трлн рублей из федерального и региональных бюджетов, призван найти оптимальное соотношение между валовыми объемами вводимого в стране жилья и современными стандартами градостроительства, которые пока в России приживаются далеко не везде. Но если раньше стандарты качества городской среды задавали главным образом столицы, то теперь к этой работе все активнее подтягиваются регионы, ведь от того, насколько грамотно проработанными будут их девелоперские проекты, зависит уровень их поддержки со стороны федерального центра.

Нацпроект длиною в жизнь
Структура нацпроекта включает четыре федеральных проекта: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Основной количественный целевой показатель, заложенный в проект, — ​выход на годовой показатель 120 млн кв. метров жилья (из них 80 млн кв. метров — ​многоквартирные дома, а оставшиеся 40 млн кв. метров предусмотрены под индивидуальное жилищное строительство). Это примерно в полтора раза больше, чем строится в России на данный момент. Однако без создания принципиально нового качества жилой среды это достижение вряд ли впечатлит тех, ради кого разрабатывался проект, — ​покупателей квартир в будущих домах: жить в этих квартирах им предстоит гораздо дольше, чем период реализации нацпроекта.
Появление жилья нового качества должно начаться с «азов» — ​с модернизации строительной отрасли. «В паспорте национального проекта присутствуют мероприятия, связанные с уменьшением административных барьеров, созданием новых сводов правил и актуализацией устаревших сводов правил, для того чтобы технологии, которые применяются на данный момент в строительстве, обновлялись и были современными. Также предусмотрены совместные мероприятия с Минпромторгом РФ по новым инновационным строительным материалам в жилищном строительстве», — ​отметил руководитель нацпроекта, министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев на брифинге по стратегическому развитию по нацпроектам, прошедшем в сентябре 2018 года.
Решение задачи формирования комфортной городской среды предполагает максимальное вовлечение граждан в процесс городского развития и благоустройства. На реализацию этого подпроекта планируется затратить 298 млрд рублей из общего бюджета; за счет этих средств будет модернизировано 25 тыс. общественных пространств и 200 тыс. дворовых территорий. Особое внимание будет уделяться малым городам, где на конкурсной основе отберут по 80 лучших проектов, направленных на сохранение самобытности и культуры страны. Такой подход соответствует идеологии пространственного развития, сформулированной в последнем по времени послании президента Федеральному Собранию: право на будущее имеют не только агломерации и крупные города.
Необходимая институционная база для этого, по словам заместителя главы Минстроя РФ Андрея Чибиса, уже создана. «У нас во всех муниципалитетах, где проживает более тысячи человек, сформированы и утверждены пятилетние программы благоустройства», — ​отметил замминистра на прошедших в октябре слушаниях в Госдуме по нацпроекту «Жилье и городская среда».
В рамках подпроекта по расселению аварийного и ветхого жилого фонда до 2024 года планируется потратить 507 млрд рублей, из них федеральных денег — ​431,9 млрд рублей. По данным Минстроя РФ, на 1 января 2018 года площадь аварийного жилья в России составляла 12,23 млн кв. метров, в нем проживали 748,5 тыс. человек. Планируется, что в период 2019‑2024 годов будут расселены 531 тыс. человек, которые проживают в аварийном фонде площадью 9,5 млн кв. метров, сообщил на парламентских слушаниях советник министра строительства и ЖКХ Максим Егоров. Проект будет реализован на базе успешно реализованных программ переселения граждан из аварийного жилья 2013‑2017 годов, но с уточнениями параметров признания аварийности жилья.
Одним из ключевых факторов успеха нац­проекта является дальнейшее повышение доступности приобретения жилья. Как и прежде, основным механизмом стимулирования спроса является ипотека. «Наша общая задача — ​сделать ипотеку удобной. Чтобы ее просто было брать — ​чтобы на это уходило мало времени», — ​заявил на обсуждении нацпроекта в Госдуме генеральный директор Единого института развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ».
Разработка нацпроекта происходила на фоне очередных рекордов, установленных российской ипотекой. За первое полугодие 2018 года, по данным рейтингового агентства RAEX, в РФ было выдано жилищных кредитов на сумму более 1,3 трлн рублей — ​на 16% больше аналогичного периода 2017 года. При этом в первом полугодии 2018-го активно росло кредитование на покупку как первичной, так и вторичной недвижимости, что напрямую связано со снижением ставок: в 2015‑2016 годах, когда реальные ставки были высоки, основное количество ипотечных сделок заключалось в сегменте новостроек, где государство субсидировало значительную часть стоимости кредита. В результате на приобретение готового жилья темпы прироста выдачи за шесть месяцев 2018 года составили 71%, а на первичное жилье — ​43%.
Из 80 млн кв. метров многоквартирного жилья, планируемых к вводу к 2024 году, ипотека должна занимать около 53 млн, при этом правительство планирует снизить ставку по ипотечному кредитованию с 10,6 до 7,9%, отметил на осенней пресс-конференции заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. «И если сейчас на ипотечном рынке по объемам приобретения лидирует вторичное жилье, то к 2024 году покупки ипотечного жилья в новостройках должны сравняться со вторичкой», — ​добавил депутат.
городская среда.jpg
Соревнование регионов
На этапе подготовки нацпроекта свои рекомендации в него внесли 37 российских регионов — ​почти половина субъектов Федерации. Многие из этих пожеланий и замечаний предполагают изменение действующей нормативной базы в сфере жилищного строительства. Кроме того, в проект внесены предложения учитывать климатические особенности каждого региона, а также его транспортную доступность, экономическую специализацию и, конечно же, архитектурные традиции и местный ландшафт.
Ряд механизмов нацпроекта будет действовать в соответствии с тем опытом, который уже накоплен в регионах. Например, с 2019 года вступит в силу программа, которая позволит при расселении ветхого и аварийного жилья отдавать старую квартиру в зачет первоначального взноса на новую, а на остаток будет выдан кредит под льготные 5‑7%. «Новая программа расселения аварийного жилья заработает с 1 января 2019 года. Также обсуждение шло, что ряд нормативных механизмов, которые наработаны сегодня по переселению в субъектах, после доработки может в принципе быть осуществлен на всей территории России. Согласно поручению главы государства, мы должны подготовить такие поправки на весеннюю сессию», — ​отметил Владимир Якушев на XVI Всероссийском съезде строительных саморегулируемых организаций.
Похожие условия жилищного кредитования уже реализуются в нескольких регионах: Кемеровской, Рязанской и Тульской областях, Красноярском крае, Адыгее, Дагестане, на Алтае. В Республике Саха (Якутия) с 2001 года реализуется социальная программа, которая позволяет отдавать старое жилье, признанное аварийным или ветхим, в счет уплаты первого взноса за новую квартиру, который может достигать 50%.
В августе 2018 года в Госдуму внесен законопроект, которым предлагается разрешить обеспечивать граждан при переселении из аварийного жилья жилыми помещениями в другом населенном пункте. «Внесение предлагаемых изменений позволит решить проблему обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в малонаселенных местностях, в первую очередь в тех, где наблюдаются неблагополучная экологическая обстановка, отсутствие необходимых объектов социальной инфраструктуры и рабочих мест, отсутствие перспектив дальнейшего развития населенного пункта», — ​отмечается в пояснительной записке к документу.
Такая практика расселения также применяется в ряде регионов России — ​соответствующие примеры есть в Карелии и Ямало-Ненецком автономном округе. В рамках программы «Сотрудничество», работающей с 2012 года в ЯНАО, около 5,3 тыс. семей получили новое жилье взамен на юге Тюменской области, где были образованы новые районы Ямальский‑1 и Ямальский‑2.
С начала 2018 года во многих регионах также начали работать льготные ипотечные программы, которые позволят осуществлять кредитование по ставке от 6%. Как пояснял в одном из интервью Александр Плутник, по этим программам субъект субсидирует часть ставки для определенных категорий населения, ДОМ.РФ обеспечивает регионам ставку по кредитам примерно на уровне 9%, а регионы из средств своих бюджетов софинансируют ее еще на 2‑3 процентных пункта. В этой программе уже участвуют Владимирская, Новгородская, Калининградская, Воронежская области, Республика Карелия, а с января 2019 года к ним присоединяются Московская область, Ростовская область, Чувашия, Татарстан и Мордовия.
Стоит отметить, что с начала 2018 года во всех регионах России действует и программа ипотечного кредитования по ставке 6% для тех семей, у которых второй или третий ребенок родился в период с 2018-го по 2022 год. Стартом для программы стало выступление президента в ноябре 2017 года на заседании ​координационного совета по реализации национальной стратегии в интересах детей на 2012‑2017 годы. «Покупая жилье на первичном рынке или рефинансируя ранее полученные ипотечные кредиты, семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6% годовых», — ​заявил тогда Владимир Путин. По оценке Минстроя РФ, в предстоящие пять лет эта программа может охватить свыше 500 тыс. семей.
Значительный вклад регионы уже вносят и в формирование стандартов городской среды. Лучшими субъектами по благо­устройству городских территорий по итогам конкурса, учрежденного Минстроем в 2018 году, были признаны Калужская и Калининградская области, Чеченская Республика, Красноярский край. Министр строительства Калужской области Егор Вирков отмечает, что благоустройство города — ​это прежде всего инициатива самих граждан. «Программа успешно реализуется второй год. Прошлый был пилотным, мы только в конце года включились в работу, а по результатам вошли в топ лучших регионов, которые завершили реализацию. Это единственная программа, которая полностью формируется инициативными гражданами, а не министерством. Только в прошлом году у нас наметилась 41 общественная территория, 357 дворов. В этом — ​251 двор, 54 общественных пространства», — ​сообщил Егор Вирков на градостроительном форуме, прошедшем в Калуге в августе 2018 года.

В качестве отдельного нового направления можно выделить цифровое благоустройство городов, связанное с развитием технологий «умного города». Изначально их внедрение подразумевало способы использования ИТ-инфраструктуры для создания виртуального пространства города в информационном обществе, затем — ​интеллектуальные технологии, которые повышают эффективность городской инфраструктуры в таких сферах, как электроэнергетика и транспорт, в проектах общественной безопасности, за счет чего муниципалитеты решают узкий круг задач.
Сегодня «умные» городские технологии уже внедрены в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, развиваются в татарстанском Иннополисе, в Сколково, в Новосибирске, в жилом микрорайоне Академический в Екатеринбурге. В последнем случае речь идет о целом микрорайоне многоквартирных домов, построенном и оснащенном по современным технологиям — ​с электрическим отоплением, индивидуальной вентиляцией, управлением расходами ресурсов через мобильное приложение, «умными» детскими игровыми площадками и т.д. В середине этого года программа создания такой городской среды стала в Свердловской области региональной. «Цель создания и развития «умного региона» предельно проста: повышение качества, комфорта, безопасности жизни людей, упрощение взаимодействия граждан и организаций с государственными структурами. Это дает возможность сократить издержки бюджета и повысить эффективность госуслуг», — ​заявил на старте программы губернатор региона Евгений Куйвашев. Очевидно, что уже в скором будущем подобные проекты перестанут быть редкими инновационными очагами: на сегодняшний день «умными» собираются стать еще несколько десятков городов России.