Бизнес по-новому

Россия поднялась сразу на 67 позиций в мировом рейтинге по доступности строительства

24.01.2019

Всемирный банк опубликовал новое исследование благоприятности условий для ведения бизнеса, по итогам которого Россия заняла 31-е место среди 190 государств. Наибольший рывок в рейтинге Doing Business-2019 наша страна совершила по критерию «Получение разрешений на строительство».

Россия поднялась сразу на 67 позиций и заняла 48-е место в мире по доступности получения разрешений на строительство, говорится в ежегодном докладе Всемирного банка Doing Business-2019. В прошлом году по этому показателю страна занимала 115-е место. А с 2010 года Россия поднялась на 131-ю позицию.

Построить эталон
Новый доклад Всемирного банка рассказывает об исследовании бюрократических процедур, финансовых и временных затратах, необходимых для строительства «эталонного объекта». Под ним ВБ подразумевает двухэтажное складское помещение площадью 1300 кв. м, возводимое собственником на участке 929 кв. м, где имеется соответствующая архитектурная и техническая документация, необходимые лицензии и страховка, есть подъездные пути, будет осуществлено подключение к водоснабжению и водоотведению. По подсчетам Всемирного банка, для получения разрешения на строительство «эталонного склада» в России придется пройти 15,1 административных процедур (год назад — 14,4), это займет 193,8 дня (в прошлом году — 239,4) и обойдется инвестору в 1,2% от общей стоимости строительства (годом ранее — 1,3%).
Показатель благоприятности условий ведения бизнеса страны измеряется по шкале от 0 до 100, где 100 — наилучший результат. У России по критерию «Разрешение на строительство» 74,5 балла. У наших соседей из Китая — 65. В Казахстане показатель — 75 баллов, в Армении — 68, в Беларуси — 70, у Кыргызстана — 76. Наивысшие баллы — более 85 — получили Дания, Люксембург, Гонконг, Тайвань и ОАЭ. А наихудшие показатели — менее 45 баллов — у Камбоджи, Сьерра-Леоне, Либерии и ЦАР.

Электронное правительство
То, что сегодня российское законодательство в части обеспечения контроля строительства соответствует лучшим мировым практикам, не случайность. Правительством, и в первую очередь Минстроем, проделана серьезная работа. С 2014-го по 2017 год ведомство проводило реформы, которые позволили значительно упростить процедуру получения разрешения на строительство. В частности, «законодательно сокращен срок выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, градостроительного плана земельного участка, внедрен риск-ориентированный подход при проведении проверок строительных объектов, созданы условия для обеспечения предоставления услуг в сфере строительства в электронном виде», — пояснила статс-секретарь — заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Наталья Антипина.
«Также в последние несколько лет были приняты исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, сокращен срок выдачи разрешения на строительство с 10 до 7 рабочих дней, введена «ускоренная процедура» административного обжалования в градостроении, призванная оперативно восстановить права застройщиков и пресечь нарушения со стороны органов власти», — сообщил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Рачик Петросян.
Кроме того, по инициативе ФАС в августе этого года российское правительство утвердило планы мероприятий (комплексную «дорожную карту») по развитию конкуренции в отраслях отечественной экономики. Ключевая задача в разделе «Строительство» — создание современной цифровой платформы в строительной отрасли, предусматривающей перевод всех процедур в строительстве в электронный вид на базе системы «одного окна».
строительство.jpg
Две столицы
Для оценки позиции России использовались данные по Москве и Санкт-Петербургу, где представители Всемирного банка в начале 2018 года провели выборочное анкетирование экспертов о практике строительства в этих городах для подготовки результатов рейтинга.
Как считает руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин, повышение наших позиций произошло благодаря тому, что эксперты Всемирного банка в этом году учли реформы в области контроля качества и безопасности строительства, которые были проведены в Москве за несколько последних лет. «Мы освободили застройщиков от необходимости запрашивать документы, которые есть в распоряжении госорганов, открыли девелоперам доступ к информации об условиях и ограничениях использования территории, содержащейся в информационных системах», — сказал он.
Огромная работа проведена и в части оптимизации процедур в градостроительной сфере, сокращения сроков получения заявителями разрешительной документации.
Кстати, опыт Москвы по снижению административных барьеров в строительстве вышел на международный уровень. Столичных экспертов пригласили для участия в конференции по улучшению делового климата в Китае, приуроченной к опубликованию рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса-2019».
Представители Департамента градостроительной политики рассказали о методике Москвы по снижению административных барьеров в строительстве, отметив ключевые факторы для успешной организации и реализации реформ в рамках рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса». Столичная практика оценена как передовая и рекомендована для внедрения в других странах.
Петербург тоже внес свой вклад в улучшение позиций России в рейтинге Doing Business-2019, сообщил вице-губернатор Северной столицы Александр Говорунов. Этому способствовало внедрение Единой системы строительного комплекса Санкт-Петербурга. «Мы смогли перейти на электронное взаимодействие власти и бизнеса, стандартизировали процессы. Это привело к значительному сокращению сроков и избыточных процедур», — сказал вице-губернатор.
Сейчас в Петербурге общий срок получения разрешения на строительство, по оценкам экспертов Всемирного банка, сократился с 260 до 192 дней. Единой системой строительного комплекса пользуются 4 тыс. предпринимателей, в этом году в электронном виде оказано более 25 тыс. государственных услуг в сфере строительства.

От Москвы до самых до окраин
Несмотря на очевидные успехи исследования, многие эксперты отмечают, что доклад не в полной мере отражает ситуацию в регионах.
«Очень важно понимать, из чего состоит рейтинг. Если мы говорим о том, что Россия заняла 48-е место по итогам исследования Всемирного банка, то, скорее всего, есть регионы, которые далеки от этого показателя, а есть безусловные лидеры. Это Санкт-Петербург и Москва, которые являются драйверами», — считает председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству Дмитрий Котровский. — «Более того, на ряде совещаний просят ту практику, которой добилась Москва в плане выдачи разрешения на строительство, проецировать на другие регионы. Поэтому тут очень важно, чтобы все постановления и другие законодательные акты распространялись на все регионы РФ одинаково и чтобы результат у всех регионов был одинаковый, чего на практике, к сожалению, нет».
Согласен с этим тезисом и сопредседатель «Деловой России», глава совета директоров компании «Гранель» Андрей Назаров, заявивший порталу «РИА-Новости. Недвижимость»: «В регионах ситуация зачастую совсем иная, и на сроки, стоимость и удобство прохождения процедур по федеральным нормам плюсуются муниципальные законы и реалии. Сейчас нужно распространять успешные столичные практики в регионы и в целом работать над реальным улучшением инвестклимата по всей стране».
«Чтобы инвестклимат в РФ стал благоприятным для бизнеса, одного рейтинга недостаточно. Надо продвигать достижения стройкомплексов Москвы и Санкт-Петербурга в регионы РФ, — рассказал «Вестнику» заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Михаил Каминский. — Нужно снижать налоговую нагрузку на предпринимателей, обеспечить доступ к дешевым долгосрочным кредитам и решать многие другие вопросы, выходящие за рамки данной записки. Пока же ситуация другая. В стране начали расти ставки по кредитам. В 2019 году вырастет НДС с 18 до 20%, и это приведет к общему увеличению издержек для всего бизнеса, увеличит нагрузку на покупательную способность населения».

Работа будет продолжена
Конечно, результат еще далек от идеала, но, как вспоминает директор направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив Артем Аветисян, когда только начали готовить «дорожную карту» по стройке, предприниматели даже не могли точно сосчитать, сколько всего в России строительных процедур. От региона к региону их количество отличалось в разы.
О том, какие шаги необходимо сделать в разрешительной документации по строительству, «Вестнику» рассказал Дмитрий Котровский: «Чаще всего, когда мы сталкиваемся с проблемами, мы решаем не причину, а следствие. Если брать федеральный закон N° 214-ФЗ и возможность губернаторам предоставлять здоровым застройщикам компенсационные участки, возникает проблема. Нужно, чтобы компенсационные участки, которые передает государство, были не только с номером кадастра. Важно, чтобы государство помогло быстро получить на них разрешение на строительство, причем в «одно окно», не используя ресурсы бизнеса.
Еще один важный момент — с учетом новых поправок желательно обеспечить и выдачу проектного финансирования. Если бы у меня была возможность и необходимые компетенции, я бы наделил исполнительную власть возможностями предоставления полного пакета, который сопровождает земельный участок, выступающий в качестве компенсации. Иначе бизнес будет сталкиваться с проблемой — в обмен на этот земельный участок он будет вынужден профинансировать объекты, которые были еще вчера недостроями, а в результате получит объекты, по которым придется проходить все круги ада, и не факт, что он решит все проблемы. Поэтому государство должно выступить драйвером и решить эту проблему».
«Работа по улучшению позиций в рейтинге и в целом по повышению инвестиционного климата в России в сфере строительства будет продолжена, — заявил глава Минстроя России Владимир Якушев. — Новые инициативы и предложения по данному направлению уже нашли свое отражение в национальном проекте «Жилье и городская среда», а также в проекте Единого плана мероприятий «Трансформация делового климата», который в ближайшее время должен поступить в Правительство РФ на утверждение».
Кроме того, в настоящее время в трех субъектах: Москве, Московской области и Санкт-Петербурге — проводится эксперимент по переводу услуг по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения в электронный вид. Задачами эксперимента являются оптимизация состава документов в отношении всех видов сетей и перевод услуг по их подключению исключительно в электронную форму с подачей единой заявки через порталы госуслуг. В дальнейшем результаты эксперимента будут распространены и на другие регионы России.
Одновременно, по данным Минстроя РФ, разрабатывается законопроект о едином стандарте предоставления государственных и муниципальных услуг в строительстве, что в итоге обеспечит общую практику правоприменения законодательства о градостроительной деятельности по всей стране и заложит основы цифровизации услуг в стройотрасли.
Авторы: Дмитрий Подобед