Батырбий Тутаришев: «Все принимаемые меры направлены на развитие строительного комплекса»

Батырбий Тутаришев: «Все принимаемые меры направлены на развитие строительного комплекса»

Непростым выдался год для профессионального сообщества: внесение очередных поправок в законодательство о саморегулировании и долевом участии в строительстве заставило многих участников рынка задуматься о работе в новых условиях

О достижениях строителей, их проблемах и чаяниях мы поговорили с Батырбием Тутаришевым — генеральным директором АО «Краснодарпроектстрой», членом совета Ассоциации «Национальное объединение строителей», координатором НОСТРОЙ по Южному федеральному округу.

Батырбий Зульевич, с момента нашей прошлой встречи прошел год. Как вы ощущаете проблемы сегодняшнего дня как строитель, как депутат и как ученый? Прежде всего оцените изменения, произошедшие в системе саморегулирования.
Как член совета Ассоциации «Национальное объединение строителей», координатор НОСТРОЙ по ЮФО не могу не отметить факт динамичного развития саморегулирования в строительной отрасли. Вспомните: на протяжении многих лет, практически со дня зарождения саморегулирования, СМИ пестрели публикациями с жалобами на работу так называемых коммерческих организаций. А сколько денег строителей кануло в банковских учреждениях с отозванными лицензиями?! А «загон» практически всех предприятий строительной отрасли в СРО со взносом в компфонд от 300 тыс. рублей?! Теперь это история! Сегодня саморегулирование живет по новым законам и правилам: избавление от коммерциализации, денежные средства компенсационных фондов размещены на спецсчетах в уполномоченных банках, определен перечень лиц, которые должны быть членами СРО, а взнос в компфонд снижен до 100 тыс. рублей. Все это не упало с неба, а выстрадано многими моими коллегами.
Безусловно, решение этих и других проблем саморегулирования было бы невозможно без повседневной рутинной работы Ассоциации «НОСТРОЙ», руководство которой с пониманием ситуации взялось за ее исправление. Большую работу в этом направлении вел и экспертный совет НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере. Помогли усовершенствовать законодательство и регулярные связи и контакты руководителей ассоциации с органами законодательной и исполнительной власти. Так что о дальнейшей судьбе саморегулирования можно не беспокоиться — ​ошибки исправляются, а деятельность СРО совершенствуется.

Еще один вопрос, который находится у всех на устах, — ​новые правила, по которым живут с 1 июля этого года и застройщики, и граждане, желающие приобрести жилье, и банки. Как вы относитесь к этим изменениям и как застройщикам теперь выстраивать свою работу?
Я как руководитель компании-застройщика более чем с 30-летним стажем хочу заметить: благодаря схеме долевого участия в строительстве мы смогли помочь нашим гражданам решить жилищный вопрос. При этом у моих коллег — ​знакомых строителей во всех уголках нашей страны, которые строили добросовестно и качественно, проблем по срокам ввода в эксплуатацию жилья не возникало. Проблемы возникали в двух случаях: когда деньги отдавались застройщикам, не имеющим права строить (не был оформлен участок, договоры не оформлялись в Росреестре и т.д.) и в случае финансовых пирамид.
Последние три года моей работы в Законодательном собрании Краснодарского края я со своими коллегами работаю над решением проблем обманутых дольщиков. Работа сложная. Но в результате принят закон, единственный в стране, который должен помочь людям реализовать их мечту о жилье.
С 1 июля 2018 года началась реформа долевого строительства. Остановлюсь на новелле, на мой взгляд, основной — ​поправками предусмотрено проектное финансирование строительства. Это означает, что строительные компании должны привлекать к работе над проектами уполномоченные банки. В банке застройщик сможет взять целевой кредит. И деньги, полученные за квартиру от покупателя, будут храниться в банке на специальном счете (эскроу-счет). Эти вклады заморозят, застройщик сможет получить их только после завершения строительства. Покупатели будут передавать средства не напрямую застройщику, а банку, финансирующему строительство жилья. На время стройки эти средства резервируются на счету банка и переводятся застройщику после того, как он передает ключи дольщикам. В случае банкротства девелопера дольщики получают деньги обратно.
Пока противоречий и вопросов и у нас — ​застройщиков, и у граждан, которые уже стали обращаться ко мне за разъяснением действующего законодательства, больше, чем решений. На сегодняшний день самого механизма реализации еще нет, и эту задачу только предстоит решить строительному сообществу. Самое тревожное для застройщиков — ​то, что между застройщиками и банкирами не выстроены отношения. Если финансирование строительства идет путем привлечения кредита, то проектные издержки, безусловно, возрастут. Прежде всего это будет вызвано дополнительными расходами, связанными с участием банков в проекте. Это и проценты по целевому кредиту, и затраты на его обслуживание, и расходы на банковский надзор и контроль за объектами строительства. Возможно, в стоимость кредитования будут заложены затраты на обслуживание счетов эскроу, чтобы не перекладывать их на гражданина, который обязан внести деньги на такой счет. Все эти факторы отразятся на себестоимости конечного продукта. А что за специалисты в банках будут курировать застройщиков? Обладают ли они знаниями? Ведь это должны быть не только финансисты и юристы, но и лица, имеющие отношение к строительной отрасли. Но главная проблема — ​ставки, по которым будет предоставляться проектное финансирование. Сегодня мы имеем ставку рефинансирования 7,25%. Банки прибавят к ней свою маржу. И даже если она будет минимальной — ​2‑5%, мы получим среднюю ставку по проектному финансированию не менее 12,25%. А она, по моим подсчетам, должна быть не более 6%.
Еще один денежный вопрос — ​откуда будет брать деньги дольщик? Еще до вступления в силу закона мы видим, что продажи квартир упали, потому что снизились доходы населения. Да, берут сейчас ипотеку только благодаря тому, что снизилась процентная ставка, и это стимулирует наших граждан.

Еще одна животрепещущая проблема касается кадрового дефицита в отрасли. Как повысить качество специалистов строительного комплекса и популяризации профессии строителя?
Буквально на днях сбылась моя мечта — ​в Кубанском государственном технологическом университете состоялся первый выпуск специалистов, получивших образование по курсу «Строительство уникальных зданий и сооружений». Подготовка шла 6 лет. Это классическая подготовка инженера, а не так называемая Болонская система — ​бакалавриат и магистратура. Это первые выпускники, а со следующего года к ним присоединятся и выпускники Кубанского государственного аграрного университета. Получать образование по этому специалитету нелегко, но знания будут непременно востребованы. Прошел выпуск. А сколько за этим стоит трудов и сил! Приходилось доказывать на всех уровнях власти необходимость перехода подготовки инженеров по классическому образованию. И вот первые ласточки!
В деле популяризации профессии строителя большую роль играют конкурсы профессионального мастерства. Один из них — национальный конкурс «Строймастер». В начале июля в Краснодаре прошел окружной этап конкурса. Отмечу, что ежегодно расширяется представительство в конкурсе саморегулируемых организаций ЮФО. В этом году участниками стали строители из Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей, Краснодарского края и Республики Адыгея.
Логотип Вестник Строительство