Запас прочности

Запас прочности

неиссякаем, если говорить о простых советских и российских строителях

Есть в строительном деле такое понятие, как запас прочности. Специалисты применяют его в отношении строительных материалов и конструкций. Этот термин применим и к человеку: запас прочности российских строителей, их профессионализма просто колоссален. «Вестник» побеседовал с заслуженными представителями строительного комплекса о плюсах и минусах существовавшей полвека назад в Советском Союзе системы и о том, чего не хватает современной строительной отрасли.
Григорий Веретельников, первый вице-президент Союза строителей России, советник главы Госстроя РФ, генерал-лейтенант, академик, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка:
— Сейчас мы ушли от плановой экономики к рыночной не только в строительной отрасли, но и в тех отраслях, которые создают материальные блага. Это болезненный, но необходимый процесс, который надо было пережить. 70-е годы характеризовались масштабностью вложения средств и возведения объектов. Очень много заказов было от министерств — ​энергетики, автомобильной промышленности. На всех крупных стройках непременно существовали комсомольские штабы, шумихи было много, поверхностный иногда подход приводил к тому, что где-то страдало качество, но стремление во чтобы то ни стало построить и сдать не оставляло ни на минуту, с этим засыпали и с этим настроем просыпались, работали по ночам и в две смены. Вспомнить только строительство семи заводов КАМАЗ. 100 машин должны были пустить на Красную площадь к 25-му съезду партии. И выполнили эту сложную задачу в кратчайшие сроки.
Недостаток в качественных строительных материалах чувствовался особенно остро в жилищном строительстве. СССР строил только за счет собственных ресурсов, как ни делала ни одна страна в мире. И если кирпича, стеновых материалов было более или менее достаточно, то дефицит технического стекла особенно чувствовался. Это позже в Подмосковье и в Саратовской области появились стекольные заводы. Не хватало утеплителя. Как выходили из положения? Заменяли на материалы худшего качества. Вместо металла использовали черепицу или для облицовки вместо керамогранита белили известью. А что делать? Других вариантов не было: советским людям нужно было сдавать объекты, порой сразу несколько, — вот и сдавали. Приток стройматериалов почувствовали, когда стал пробиваться рынок, пришли первые зарубежные инвесторы. Сегодня современной России, мне кажется, особенно не хватает духа соревнования, стремления во что бы то ни стало проявить себя на стройке.
Евгений Ивакин, профессор, доктор экономических наук, заслуженный строитель России, президент Ассоциации строителей Дона, член правления Российского союза строителей:
— Сегодня я искренне советовал бы молодежи приобретать профессию строителя. Истинное удовольствие, когда на твоих глазах возводятся колоссальные объекты. Когда вокруг — ​десятки машин, экскаваторов, кранов, тут же прокладываются железнодорожные пути. Приведу пример, который ярко это иллюстрирует. В то время я работал в Новокузнецке: в 1970 году строительно-монтажному тресту «Южстальконструкция», где я трудился в качестве начальника участка высотного строительства, была поставлена задача возвести комплекс коксовой батареи на Западно-Сибирском металлургическом комбинате. На Запсиб прибыли ранней весной. Строители к тому времени еще не завершили бетонирование фундаментов, поэтому монтировать каркасы не было возможности. И тогда решили, чтобы не сидеть без дела, создать задел — ​укрупнить узлы, фермы, чтобы затем форсировать работы. Но и здесь ждала неудача. Ташкентский завод-поставщик прислал некачественные металлоконструкции: то швы недостаточно проверены, то изгибы. Монтажникам пришлось самим исправлять брак. Начали монтаж — ​и снова посыпались неувязки. То неожиданно изменят проект, то крана нужного нет, то с покраской конструкции не могут решить вопрос. Но мы постарались исправить положение. Это заняло целый месяц. На участок в течение месяца прибыли еще 150 монтажников, сварщиков из 10 управлений треста «Южстальконструкция»: из Азербайджана, Ростова, Таганрога, Краснодара, Волгограда, Астрахани и других городов. В итоге 200 монтажников, 20 инженерно-технических работников в короткий срок смонтировали 1,5 тыс. тонн металлоконструкций, дали возможность работать строителям на коксосортировке. Был завершен монтаж каркаса котельной установки сухого тушения кокса, и строители «одели» здание в железобетон, а внутри стали работать отделочники. Нагрузка на людей была сумасшедшая, но была и радость от того, что объекты, в создании которых участвовал и ты, ни с чем не сравнима.
Сергей Кучихин, президент холдинга «Строймаш-Вибропресс», вице-президент Российского союза строителей:
— В СССР было централизованное управление, координирующая роль принадлежала сообществу, состоящему из профессиональных строителей, обладающих большим опытом и знаниями. В стране было задействовано более 12 млн человек и 8‑9 млн смежников. Представляете, сколько всего было занято в строительстве людей? На стройке все было предельно ясно, финансами заведовал Промстройбанк — ​крупнейший кредитор советской, а потом и российской обрабатывающей промышленности, в 90-х годах входивший в десятку ведущих банков страны. Он жестко контролировал цены, кредитовал практически без процентов (1‑2%). Сейчас нет таких, к сожалению. Администрации районов и городов отвечали за инфраструктуру, подключение сетей коммуникаций и дальнейшую эксплуатацию новых объектов. Никто и не думал ставить строителей в какие-то сложные условия, чинить препятствия, потому что планы были расписаны, отчетность строгая. Тогда за недостоверную информацию жестко наказывали. Чего еще не хватает современной России? Во главе угла должно быть генеральное планирование городов и сел, любой территории. Во всем мире запрещено строить, пока нет генерального плана застройки территории, если нет коммуникаций, а сегодня 70% российских городов и территорий этого не имеют. В некоторых городах за последние 15 лет даже была ликвидирована должность главного архитектора, а в итоге — ​тысячи высоток, в которых неудобно жить. Отсюда громадная проблема с генпланистами и архитекторами, эти специалисты в большом дефиците.
Батырбий Тутаришев, гендиректор АО «Краснодарпроектстрой», зампредседателя комитета по вопросам строительства и ЖКХ Законодательного собрания Краснодарского края, член Совета Ассоциации «Национальное объединение строителей», координатор НОСТРОЙ по ЮФО, д.э.н., профессор:
— Лозунг «Кадры решают все!» как никогда актуален сегодня. Что бы я взял из прошлых, советских времен, так это наше образование. Взял бы все, ничего не меняя! В свое время президент США Рональд Рейган сказал: «Самое мощное оружие русских — ​это их образование». А мы это завоевание разрушили в 1990‑2000-х годах «до основания». Уничтожили ПТУ, СПТУ, где молодежь могла получить знания и навыки, стать высококвалифицированными специалистами. СМИ, киноиндустрия широко освещали и пропагандировали профессию человека труда, рабочего. Сегодня обозначился низкий общественный престиж начального и среднего профобразования и, пожалуй, главное — ​несоответствие системы подготовки кадров реальным потребностям экономики и рынка труда. Важное направление работы — ​создать стимулы для бизнеса инвестировать в подготовку кадров, в развитие системы профобразования. Решение проблемы нехватки квалифицированных рабочих кадров требует системного подхода и активного участия бизнеса в формировании механизмов подготовки кадров. Я благодарен Ассоциации «Национальное объединение строителей», так как именно она стала софинансировать проекты по обучению рабочих в образовательных центрах, инициировала национальный конкурс «Строймастер» для рабочих строительных специальностей, а также конкурс для инженерно-технических работников.
К большому сожалению, сегодня на наших выпускниках негативно отражается новая система образования, преду­сматривающая подготовку бакалавров и магистров, которая базируется на идее объединения российской системы образования и европейской и на которую в настоящее время перешли все государства. Сегодня жизненно необходимо на базе строительных компаний, имеющих соответствующие условия — ​опытный кадровый потенциал, лаборатории, оборудование — ​создавать центры по повышению квалификации студентов до уровня специалистов-инженеров! Студент должен видеть то, что изучает. На базе «Краснодарпроектстроя» работает кафедра технологии, организации и управления строительством Кубанского государственного технологического университета. Ежегодно более 75 студентов из строительных факультетов ведущих вузов Кубани проходят производственную и преддипломную практику. Ребята знакомятся и в меру своих возможностей участвуют в работе проектировщиков, строителей. Если этим вопросом не заниматься (а эта работа должна быть постоянной и кропотливой), то она действительно становится проблемой. Но в своей основе решением этого вопроса должны заниматься сами руководители и акционеры предприятий, если они хотят, чтобы их предприятие развивалось, повышалась конкурентоспособность. В АО «Краснодарпроектстрой» существуют доплаты за стажировки студентов, доплаты наставникам.
Хочу отметить государственный образовательный стандарт «Строительство уникальных зданий и сооружений». Это единственный стандарт, который сохранил классическое одноуровневое образование. Стандарт включает в себя все необходимые темы и предметы для обучения инженера, способного в современных условиях решать вопросы модернизации производства, возводить объекты качественно и безопасно. Уже в этом году в Кубанском государственном технологическом университете будет первый выпуск таких специалистов. Только совместными усилиями власти, частного бизнеса, образовательных учреждений, саморегулируемых организаций мы сможем обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов для экономики России.
Борис Сошенко, председатель профсоюза работников строительства и промстройматериалов РФ:
— Нельзя не отметить внимание, которое уделялось строительному комплексу. Государство контролировало все. Да, не хватало ресурсов, в том числе и людских. Москву строили приезжие. Я сам ездил в воинские части, приглашал в столицу на стройку ребят перед тем, как они демобилизовались, предоставляли временную прописку, общежитие. В советское время строительная отрасль не была бизнесом. Был такой принцип партийной работы — ​отбор, воспитание и расстановка кадров, и он работал. Выделившимся ребятам давали возможность учиться, сегодня это называется повышением квалификации, а тогда просто направляли в учебный комбинат, где парень или девчонка получали профессию, повышали свой разряд. Я непосредственный участник той советской системы, принимал экзамены у ребят. Идти в ПТУ — ​это не было плохо. Сегодня же единицы таких случаев, когда работодатель присмотрел кого-то из сотрудников, направил его на обучение и все оплатил. Остальные должны учиться сами, а затем, возможно, они получат повышение и другую оплату труда. Среди современных предприятий можно отметить потрясающую собственную систему обучения фирмы «Кнауф». Она совмещает теоретические знания и производственную практику.
Сейчас есть конкурс рабочих специальностей — ​«Ворлдскиллс», и я участвую в разработке профстандартов. Мы занимаемся созданием системы обучения по новым требованиям, учитывая, что это все ложится на коммерческую основу. К примеру, категорически не приемлю удаленного образования для будущих строителей.
Нельзя не отметить на высшем уровне организованную в советское время охрану труда и безопасность рабочего человека на стройке. Активно развивали профсоюзную сеть общественных инспекторов, назначали штрафы, если на вышке человек работал непристегнутым или без каски. Были неприятные случаи и в моей практике. Помню, как полый короб сорвался на человека, а тот внутри оказался живым и невредимым. Это и меня спасло. Считаю, что и сегодня функция охраны труда должна быть доверена профсоюзам: это прекрасный помощник, это структурированная система по всей России, по всему миру. В советское время люди чрезвычайно много трудились, но они знали, что делают это для себя. Их достоинство уважали, чувствовали, понимали. И сегодня есть отдельные предприятия, когда работодатели предоставляют общежитие, приглашают людей, дают квартиры, но это редкие, единичные примеры, потому что для этого нужны денежные средства, а сегодня по большому счету даже оборотных средств у стройкомпании нет.
Сергей Анпилов, заслуженный изобретатель РФ, почетный строитель РФ, д.т.н., профессор, советник Российской академии архитектуры и строительных наук:
— Поколение 70‑80-х вырастило огромное количество строителей, которые могли рисковать, решать проблемы и создавать нечто, чего до этого просто не существовало. У профессионалов-строителей была свобода выбора, право на риск и неудачу, ответственность, и мы как-то просто научились пользоваться этим. Была плановая работа, мы знали перспективу на годы вперед. Существовала система наставничества, через систему учебных центров повышалось профессиональное мастерство. Передовиков производства направляли по обмену опытом, например на выставку ВДНХ. Молодые, активные, настроенные на достижение результата, нам любое дело было по плечу. Наглядным примером может послужить известный опыт строительства Волжского автозавода, всей промышленности и жилого сектора города Тольятти коллективами строителей под руководством выдающихся профессионалов-организаторов, проявивших трудовой героизм: Ивана Комзина, Виктора Полякова, Николая Семизорова.
В 1966 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о строительстве завода, которое послужило началом нового громадного всенародного дела. Уже через 4 года, в 1970 году, ввели первую очередь по производству 220 тыс. автомобилей в год, затем вторую и третью. ВАЗ в то время справедливо окрестили в мире «русским чудом ХХ века». Это было под силу только самому мощному промышленному организму мира, благодаря которому разрушенная войной страна смогла встать на рельсы индустриализации и в невиданно короткие сроки превратиться в передовую державу.
Спустя два десятилетия, в 1990 году, отвечая запросам того времени я в числе единомышленников впервые в городе зарегистрировал малое предприятие «Соцкультбыт», которое вскоре превратилась в ТОО «Проектно-строительное предприятие «Соцкультбыт» — ​одно из крупнейших частных предприятий в Куйбышевской области с коллективом более 2 тыс. человек. В то время я молодой, 35-летний руководитель — ​замдиректора частного строительного предприятия по перспективному развитию, дважды обращался в Минстрой РФ. И оба раза вопросы были решены положительно и очень оперативно. В первый раз — ​когда мы запроектировали отдельно стоящее здание Сбербанка в Тольятти с импортным оборудованием. Технические службы пожнадзора Самарской области проект на его установку не согласовали из-за отсутствия норм и направили в Госстрой. После письменного обращения в приемную Ефима Басина в Москве меня направили к начальнику управления технормирования Валерию Тишенко. На третий день после обращения он пригласил в Минстрой меня и полковника пожарной службы и в порядке эксперимента согласовал предложенное проектное решение! Второй случай — ​когда я привез на согласование проектное решение с двухэтажными подземными манежными парковками под семиэтажным жилым домом в Тольятти (до нас такого опыта в регионе не было). Вы представляете, нам согласовали наше проектное решение на том же совещании за один день! И опять в порядке эксперимента! С середины 90-х наши пути с Валерием Тишенко больше не пересекались, но я на всю жизнь запомнил эти два случая, когда так оперативно, профессионально были решены вышеизложенные технические вопросы.
В Тольятти я более 40 лет, и видел, как слаженно работала строительная отрасль города, области и всей страны. Отмечу, что в 80-х и ранее профессионалы-строители работали под руководством Госстроя, Минстроя, без всякого рода лицензий и допусков СРО, без торгов. И возводили БАМ, Тольятти, Волжский автозавод и другие крупнейшие стройки страны.
Сегодня мы заново изобретаем велосипед. А надо изучать передовой опыт по истории восстановления и развития нашей Родины и других стран: Сингапура, ОАЭ, Китая и др., которые из пустыни делают «райские уголки», улучшающие благосостояние жителей этих территорий… Пока в строю остались ветераны тех лет, когда вся страна созидала, сегодняшней строительной отрасли России надо сесть за парты и внимательно, подробно изучить и внедрить российский опыт 80-х годов по организации работ в стройкомплексе, по подходу к решению задач в интересах государства. Надо довести этот государственный опыт до сознания главных руководящих работников страны и руководителей строительной отрасли в настоящее время во благо развития и процветания России. 
Логотип Вестник Строительство