Я б в строители пошел... Пусть меня научат!

Лучшие практики популяризации профессии строителя  

23.01.2018

С давних времен быть строителем считалось уважаемо и почетно. Однако в последние годы статус профессии значительно снизился. Чтобы переломить эту ситуацию, общественный совет Минстроя РФ разработал программу «Я — строитель будущего», предполагающую целый ряд мероприятий популяризации профессии строительных специальностей среди детей и молодежи. О том, как привлечь молодежь в строительные вузы, шла речь на пленарном заседании общественного совета Минстроя в Екатеринбурге.
  
Как отметила помощник министра строительства и ЖКХ РФ Светлана Кузьменко, одной из приоритетных задач Минстроя России является формирование кадрового потенциала строительной отрасли. «Мы понимаем, насколько важно уделять внимание знакомству юного поколения с профессиями строительной сферы, включать студентов в активную работу над формированием обликов наших городов и поддерживать в ребятах желание посвятить свою жизнь созиданию. Именно от нас зависит, как будет выглядеть и какими темпами будет развиваться строительная сфера через 5, 10 лет и на дальнейшие периоды. Поэтому сегодня Минстрой России поставил для себя задачу по развитию отраслевого профессионального обучения как ключевого фактора успешного и стабильного роста строительной сферы, а впоследствии и экономики страны», — отметила помощник министра.
строительное образование
Малыми шагами к великим делам
Сегодня министерство работает над проектом создания единой научно-исследовательской системы профориентационного образования, которое будет находиться в ведомстве Минстроя РФ. Аналогов среди других министерств в настоящее время не существует.
«Стоит сделать акцент на том, что для успешного становления отраслевого образования необходим не отдельный научно-исследовательский институт, а именно система, которая выступала бы единым органом, консолидирующим в себе представителей власти, бизнеса, научного сообщества и строительных союзов. Эта система станет площадкой для диалога между лучшими специалистами, теоретиками, практиками и студентами», — добавила Светлана Кузьменко.
Эту идею подержал и проректор по научной работе МАРХИ Георгий Есаулов, отметивший, что создание системы образования — исключительно важное дело. Для этого необходимо обеспечить поддержку высших архитектурных образовательных учреждений России и строительных школ.
«Сегодняшняя система образования — это не совокупность неких неизменных постулатов. Это постоянно обновляемая система. На что ориентировать программы, к чему готовить выпускников? Совершенно очевидно, что вызовы, которые стоят перед человечеством, затрагивают профессию синтетическую. Ведь без тесного сотрудничества архитектора, градостроителя, строителя, специалиста в области инженерной инфраструктуры это невозможно. Трудно представить, каким набором навыков и способностей должен обладать будущий архитектор. Мы знаем, что это должна быть общекультурная подготовка, он должен неплохо рисовать, уметь представлять, воображать, фантазировать, сочинять. Но он должен разбираться и во многих других вещах, таких как изменение климата. Одна треть населения городов земли проживает в 60-километровой прибрежной зоне. А из-за таяния ледников, поднятия уровня воды к 2050 году предполагается 200 млн мигрантов. Безусловно, архитектор должен знать это, а строитель должен помочь ему осуществить проекты, связанные с этим знанием. Что происходит с отходами производства, бытовыми отходами, как их перерабатывать? Что делать с пластиковыми островами, которые скопились в мировом океане? Что дают информационные технологии? Пожалуй, стало уже общеизвестным понимание «умный дом», «умный город». Я попытался продолжить эту цепочку, добавил «умная система расселения». Вероятно, человечество к этому придет. И ко всему этому нужно подготовить тех, кто сегодня сидит на вузовской скамье или за партой в школе, тех, кто еще выбирает профессию. А вот как ее выбрать и чем заинтересовать — это забота всего общества», — подчеркнул Георгий Есаулов.
Начальник управления молодежной и информационной политики МГСУ Екатерина Чеботаева отметила, что в последние годы происходит повышение интереса к профессии строителя со стороны молодежи. Самый важный вывод, который можно сделать по итогам проведенного недавно опроса первокурсников, — молодежь делает осознанный выбор профессии, чего не было еще 5 лет назад. И чтобы помочь школьникам определиться с профессией, в вузе проводятся просветительские встречи. Работает центр технологической поддержки образования, где ребята могут заниматься на практике и проводить эксперименты по физике, 2D- и 3D-моделированию.
Основная задача при подготовке школьников к поступлению в университет и осознанному выбору профессии, дальнейшему освоению этой профессии — это проектно-исследовательская деятельность. Создаются небольшие группы — 3-5 учеников с одним педагогом, который на протяжении всего года ведет ученика с проектом, помогает его реализовать. При этом получаются интересные, значимые проекты, которые после небольшой доработки можно внедрять в жизнь.
МГСУ запустил недавно научно-инженерную школу «Город будущего». Ребята на выездном мероприятии в дни своих каникул уезжают за город, где им отраслевые педагоги читают интересные лекции, проводят мастер-классы, тренинги, семинары, а по итогам создают свои мини-проекты. Такие инженерные каникулы создаются и на площадке самого университета для тех, кто не имеет возможности заниматься отдаленно от дома.
«Благодаря этим мероприятиям у учеников формируется осознанное понимание выбора профессии инженера-строителя, развеивая мифы о стройке, что это обязательно резиновые сапоги в грязи, кирпичи, нецензурная лексика на заборе. Нет, строитель — это полный цикл, начиная от созидания и заканчивая утилизацией, это информационные технологии и, конечно же, архитектурное направление», — добавила Екатерина Чеботарева.
строительное образование
От детского сада до школьной скамьи
Директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, куратор программы «Город будущего» Владимир Вайнер считает, что популяризация профессии важна не только для школьников и студентов, но и для малышей. «Именно в детском саду нужно начинать воспитывать правильную культуру у детей, чтобы на ближайшие 10-15 лет обеспечить вузы будущими абитуриентами и в принципе создать другое отношение к профессиям, которые формируют среду для жизни».
Такие практики уже реализуются сегодня. Например, строительный детский садик во Владивостоке, где дети проектируют, а затем из безопасных кирпичиков самостоятельно строят беседки.
Еще один пример — фонд «Рауль» в Санкт-Петербурге, трудоустраивающий выпускников детских домов. При этом строительные корпорации самостоятельно обучают школьников азам уникальных профессий, например профессии наладчика суперсовременного котлового оборудования в коттеджах. В результате воспитанник детдома становится социализированным, трудоустроенным и любящим профессию специалистом.
Еще одну интересную практику вовлечения в профессию молодежи представила заместитель директора по международной деятельности строительного института Уральского федерального университета Евгения Мальцева. На протяжении 3 лет в университете реализуется проект «Инвест-Строй-Драйв», предполагающий активное вовлечение школьников в развитие их городов. Осуществляется широкая рассылка в школы анкет с вопросом ученикам: «Чего не хватает в вашем городе, что бы вы сами хотели построить?» Дети проводят опрос молодежи в городе, делают полную аналитику инициатив. В школах создаются команды, в рамках вебинаров читаются установочные лекции по экологии, энергосбережению, зеленому строительству, основам макетирования. Ученики идут в администрацию города, говорят, какой объект хотят построить, и просят помочь выбрать подходящую площадку. Затем рисуют план и разрез своего здания (чаще выбираются спортивные сооружения, потому что в малых городах не хватает именно их), делают макет, присылают фотографии и сканы своих чертежей в вуз.
«Активнее всего принимают участие в нашем проекте малые города, которые не имеют возможности прийти в большой вуз и там получать какие-то навыки. Только в последнем проекте было 15 малых городов. 10 тыс. человек на начальном этапе участвовали в проекте. Ребята, завоевавшие первые места, получили +3 балла к своим ЕГЭ и поступили в наш строительный институт. С такой интересной практикой нам нужна поддержка в других вузах, чтобы это был единый круг. Тогда мы бы охватили гораздо большее количество молодежи в малых городах и привлекли их к нашей профессии», — предложила Евгения Мальцева.
Для сбора интересных практик популяризации профессии строителя на сайте общественного совета Минстроя РФ создан раздел, в котором каждый человек может рассказать о мероприятиях по привлечению в профессию молодежи. Наиболее интересные предложения и передовой опыт будут взяты на вооружение для тиражирования по всей стране.
Параллельно с пленарным заседанием в выставочном зале «Екатеринбург Экспо» в рамках Международного форума 100+ общественный совет Минстроя и ИД «ЕвроМедиа» организовали сборку моста, символизирующего дорогу в будущее. Школьники с огромным энтузиазмом самостоятельно построили мост, который затем был подарен музею города Екатеринбурга. Кстати, некоторые дети после мероприятия на вопрос, кем они станут, без сомнения отвечали: «Строителями!» Наша задача — это стремление в них сохранить и воспитать любовь к профессии. И тогда лет через десять в отрасль придут молодые целеустремленные креативные строители и архитекторы, которые будут строить счастливую жизнь. 
Авторы: Елена Лозовая