Слагаемые строительной революции

Слагаемые строительной революции

Строительство, точнее его результаты, всегда является самым наглядным памятником любой эпохи

Последние полтора десятилетия стали самым продуктивным периодом в истории строительной отрасли в России. За это время не только были созданы основные институты, обеспечивающие функционирование строительства в условиях рыночной экономики, но и реализованы беспрецедентные инициативы в различных сегментах отрасли — ​инфраструктурном, жилищном, общественном и деловом. Несмотря на два экономических кризиса и неизбежные болезни роста, строительство смогло стать одной из наиболее динамичных сфер российской экономики, которая обеспечивает рост в ряде смежных отраслей.

Новые стройки века
Строительство, точнее его результаты, всегда является самым наглядным памятником любой эпохи. С этой точки зрения, 90-е годы в России были десятилетием безвременья, которое не оставило после себя почти никаких знаковых построек. Не только государство в силу нехватки средств не могло инициировать и воплощать в жизнь новые проекты, сам строительный комплекс в это время переживал непростую трансформацию в связи с переходом на рыночные принципы.
Между тем формирование новой экономики требовало огромных вложений в строительство инфраструктуры — ​деловых центров, аэропортов, дорог, инженерных сетей, не говоря уже о новых предприятиях реального сектора.
Первые масштабные инфраструктурные вложения были предприняты на рубеже столетий в Москве, что неудивительно, поскольку даже в годы экономического спада 90-х столица оставалась центром притяжения российских и зарубежных капиталов, что и породило московский строительный бум начала нулевых годов. В 2001 году в Москве было завершено строительство «Башни 2000» — ​первого офисного небоскреба комплекса «Москва-Сити», который за несколько лет стал одним из главных символов российской столицы XXI века. Незадолго до этого в подмосковном Домодедово после полной реконструкции был открыт первый на тот момент отечественный аэропорт, который полностью соответствовал современным международным стандартам и надолго задал планку качества в своей отрасли. В эти же годы в столице был реализован крупнейший за постсоветский период проект в сфере дорожно-транспортной инфраструктуры — строительство Третьего транспортного кольца.
Первой стройкой века за пределами столицы, безусловно, стали объекты Олимпиады в Сочи, право на проведение которой Россия получила в июле 2007 года. Амбициозность задачи заключалась прежде всего в том, что всю инфраструктуру для будущих соревнований нужно было построить менее чем за семь лет фактически на ровном месте. До исторического решения МОК Сочи, в сущности, оставался советским курортом с множеством хронических проблем. Поэтому подготовка к Олимпиаде предусматривала не только строительство собственно спортивных объектов, но и реализацию тех планов по развитию курорта, которые долгие годы оставались на бумаге, например завершение постройки нового терминала аэропорта, прокладка Дублера Курортного проспекта и объездной дороги, реконструкция центра города, создание новых энергомощностей и т. д. Всего к Олимпиаде было возведено около 800 объектов капитального строительства.
По официальным данным, расходы на строительство спортивных сооружений Олимпиады и объектов, обеспечивающих их функционирование, составили 214 млрд рублей. На транспортные магистрали, очистные сооружения и другие объекты инфраструктуры было потрачено гораздо больше — ​1,3 трлн рублей. Но главное достижение заключалось не в том, что государство и частные инвесторы смогли изыскать эти немыслимые по меркам еще недавнего прошлого средства, а в том, что почти все планы олимпийского строительства были воплощены в жизнь. Хотя на нулевой стадии олимпийского мегапроекта в это было сложно поверить, поскольку для современной России это был первый такой опыт.
С самого начала олимпийская стройка находилась под постоянным контролем первых лиц государства — ​Владимира Путина, который за это время успел поработать президентом, премьер-министром и снова президентом, и вице-премьера Дмитрия Козака. Координация действий была непростой: руководство госкорпорации «Олимпстрой» за период подготовки к Играм менялось четыре раза. Но результат полностью оправдал издержки процесса: вопреки скептическим ожиданиям, Олимпиада в Сочи прошла на высочайшем уровне. «Мы хотели создать праздник для всего спортивного мира, всей планеты. И мы очень рады, что это получилось. Получилось масштабно, качественно и красиво», — ​заявил Владимир Путин сразу по завершении Игр, отдельно отметив достижения в создании спортивной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Следующий мегапроект стартовал, когда олимпийские стройки еще только показались из-под земли — ​в конце 2010 года, когда Россия выиграла право на проведение чемпионата мира по футболу‑2018. Эта стройка века оказалась еще масштабнее, поскольку затронула сразу 11 российских городов, где потребовалось строить новые стадионы, отели, дороги, реконструировать аэропорты, причем один из них — ​«Платов» в Ростовской области — ​был вообще построен в чистом поле всего за три года. До футбольного мундиаля осталось еще несколько месяцев, но сомнений в том, что его уровень не уступит Олимпиаде в Сочи, практически нет. «Сравнивая подготовку России и те чемпионаты Европы, которые я организовывал, могу сказать, что такого четкого исполнения обязательств, как в России, я не встречал нигде», — ​заявил в сентябре президент ФИФА Джанни Инфантино.
Наконец, еще один мегапроект, который во многом подводит итог первой четверти века новой истории строительной отрасли России, — ​это мост через Керченский пролив. Планы построить мост в Крым прорабатывались еще в годы Российской империи, но только присоединение Крыма к России в 2014 году сделало их реальностью. Как и в случае с Олимпиадой, российские строители вновь доказали, что объекты государственной важности могут возводиться в предельно сжатые сроки. Открытие автомобильной части моста длиной почти 17 километров намечено уже на конец 2018 года, и к этому времени, не исключено, уже будут определены параметры еще более амбициозного проекта — ​моста на остров Сахалин.
Утроение жилья
В начале нынешнего столетия российские строители могли только мечтать о тех объемах сданного жилья, которые были характерны для последних лет советской эпохи. Еще в 1992 году ввод жилья рухнул почти наполовину по сравнению с предыдущими годами (41 млн кв. м против 70,4 млн кв. м в 1989 году), и на протяжении довольно долгого периода становящийся на ноги рынок жилья фактически держался на советском заделе — ​той части жилищного фонда, которая была возведена в 50‑80-х годах.
Повышение доступности жилья стало одной из главных задач российского руководства после избрания президентом Владимира Путина, хотя к тому моменту объем ввода жилья упал до исторического минимума — ​всего 30,3 млн кв. м в 2000 году. «Строится мало, а то, что строится, еще часто не отвечает современным стандартам безопасности и качества. Причем новое жилье могут позволить себе купить лишь люди с высокими доходами. Отсутствие такой возможности у молодых семей сказывается на их планах по рождению детей. И еще довольно часто в одной квартире вынуждены проживать сразу несколько поколений», — ​констатировал Владимир Путин в послании Федеральному Собранию в мае 2004 года. Основной механизм решения «квартирного вопроса» — ​развитие ипотечного кредитования — ​был обозначен президентом уже в послании парламенту 2002 года. «Жилищно-коммунальная политика — ​это прежде всего обеспечение доступности жилья для граждан. Низкие доходы населения и высокие процентные ставки на финансовых рынках, неразвитый рынок жилья и огромные цены на строительство — ​это далеко не полный перечень проблем, которые можно и нужно решать с помощью механизмов ипотеки. Полагаю, что развитие системы ипотеки должно стать сферой приоритетного внимания и федерального правительства, и региональных властей», — ​отметил тогда Владимир Путин.
Первый значительный рывок на рынке ипотеки произошел в 2006‑2007 годах, когда общий объем выданных кредитов вырос с 270 млрд до более чем 500 млрд рублей. Таковы были первые результаты включения жилья в список приоритетных национальных проектов, объявленных Владимиром Путиным в сентябре 2005 года. В списке основных задач в отношении жилищной политики, которые обозначил президент, ипотека занимала ключевые места.
В количественных показателях реализация нацпроекта предполагала увеличение объемов ввода жилья на треть всего за три года, и эта задача была выполнена: если в 2004 году в России было сдано 41 кв. м жилья, то по итогам 2007 года — ​уже 61,2 млн кв. м. Но и этого, конечно, было мало, учитывая не раз заявленный ориентир — ​строить как минимум один квадратный метр жилья на одного жителя России в год. Жилье экономкласса должно быть доступно не менее 40% россиян, подчеркнул Владимир Путин на заседании президиума Совета по нацпроектам в августе 2009 года.
Кризис 2008‑2009 годов подтвердил, что жилищное строительство является для российских властей одной из важнейших отраслей национальной экономики. Именно в этот период был создан Фонд содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС), который способствовал окончательной переориентации рынка на жилье экономкласса. Основным направлением деятельности фонда стало включение в оборот строительства федеральных земель, которые не использовались или использовались не по назначению. Регионы передавали эти участки фонду, а затем они распределялись между застройщиками через аукционы. Катастрофы действительно не случилось. В 2009 году сдача жилья сократилась всего на 6,6% (59,9 млн кв. м против 64,1 млн кв. м годом ранее), а затем объемы строительства быстро восстановились, и уже в 2014 году Россия побила советский рекорд сдачи жилья в РСФСР, установленный в 1987 году, — 72,8 млн кв. м. Если же сравнивать с началом столетия, то объемы сдачи жилья увеличились почти в три раза, а индекс обеспеченности жильем (общая площадь жилых помещений в среднем на одного жителя) с 2000-го по 2015 год вырос с 19,2 до 24,4 кв. м.
«Строителям есть чем гордиться», — ​отметил Владимир Путин, поздравляя работников отрасли с рекордным объемом сдачи жилья в 2014 году. А в 2015 году этот рекорд был даже несколько превышен — ​до 85 млн кв. м. Несмотря на незначительную коррекцию ввода жилья в 2016‑2017 годах, уже со следующего года, по прогнозу АИЖК, вновь начнется рост объемов вводимого жилья. Начиная с 2004 года жилищный фонд в России вырос на 23% — ​до 3,7 млрд кв. м, а к 2023 году он может достичь уже 4,1 млрд кв. м. Ожидается, что к этому времени средняя ставка по ипотечным кредитам составит 7% годовых, а объем их выдачи может увеличиться до 5 трлн рублей. В результате объем ввода жилья возрастет с нынешних примерно 80 млн кв. м в год до 110 млн кв. м в 2023 году.
городская среда
городская среда
Урбанистический тренд
Наращивание фактических объемов строительства рано или поздно должно было неизбежно поставить вопрос о соотношении количества введенных «метров квадратных» и качества той среды, которая формируется в российских городах. Погоня за выполнением «плана по валу» чревата серьезными градостроительными ошибками и дегуманизацией городской среды, именно поэтому в последние несколько лет все более заметным приоритетом для российского строительного комплекса становится комплексное освоение территорий, предполагающее отдельный акцент на создании общественных пространств, системный подход к благоустройству и социальной инфраструктуре.
Этот новый тренд в российском градостроительстве был закреплен на уровне приоритетного проекта Правительства РФ «Формирование комфортной городской среды», в рамках которого к 2020 году в регионах России предполагается реализовать 400 комплексных инициатив по благоустройству и обучить 2 тыс. профильных специалистов. Куратором этого проекта был назначен «олимпийский» вице-премьер Дмитрий Козак, а главным исполнителем — ​образованное в 2013 году Министерство строительства и ЖКХ.
Стандарт современного подхода к благоустройству для всей России вновь задает Москва, которая на глазах превратилась в один из самых привлекательных мегаполисов мира и для его жителей, и для гостей. По оценке столичных властей, за последние несколько лет количество туристов, ежегодно посещающих главный город России, выросло с 12 до 21 млн человек — ​в значительной степени благодаря реализуемым в Москве масштабным программам комплексного благоустройства.
Главным символом новых веяний в развитии столицы стал ландшафтный парк «Зарядье», открытый в сентябре 2017 года к 870-летию столицы неподалеку от Кремля, на месте бывшей гостиницы «Россия» — ​тяжеловесной позднесоветской громады. Главной достопримечательностью парка стал Парящий мост — ​новая смотровая площадка без опор, с которой открывается вид на Кремль и Москву-реку. Как подчеркнул во время открытия парка мэр Москвы Сергей Собянин, ранее в центре столицы, в пределах Бульварного кольца, парка не было никогда, причем «Зарядье» — ​это не просто парк, а территория, интегрированная с памятниками исторического прошлого.
Принципиально важным для новых проектов развития городской среды является инициатива местных сообществ, обычных жителей, которые все больше включаются в местные проекты по благоустройству. «Важно, чтобы со стороны власти было встречное желание услышать, понять предложения инициативных граждан или инициативных групп. Я не раз говорил, что игнорировать предложения граждан, заниматься «бюрократическим футболом» категорически неправильно. При таком бюрократическом отношении толку, безусловно, не будет — ​ни с благо­устройством, ни с доверием граждан», — ​отметил Владимир Путин в своем августовском выступлении на Совете по развитию местного само­управ­ления. В тех муниципальных образованиях, где жители активно включаются в работу по благоустройству, подчеркнул президент, достигается совсем другой результат: формируется действительно современная среда для жизни и бережное, ответственное отношение людей к своему двору, улице и городу в целом. 
Логотип Вестник Строительство