Мы наш, мы новый мир построим,

а поможет в этом советским и российским строителям песня

11.08.2017

Мощным зарядом оптимизма и одновременно значимостью главного капитала строительной отрасли — добросовестными, ответственными, самоотверженными людьми отличаются все творческие музыкальные произведения, посвященные этой необходимой людям профессии — строитель.

БАМ.jpg

В праздничном 1956-м, когда страна впервые отметила День строителя — повсеместно, шумно, с концертами и песнями, в центральных газетах ЦК КПСС обратился ко всем членам ВЛКСМ — основной молодежной организации страны, обладающей мощными ресурсами по организации и управлению советской молодежью («ко всем комсомольским организациям, к комсомольцам и комсомолкам, ко всей советской молодежи...»), с призывом приступить к освоению Сибири и Дальнего Востока. Только-только закончились великие стройки коммунизма, но продолжались работы на гидроэлектростанциях Братской, Каховской на Днепре, Тахиаташской на Амударье, Куйбышевской и Сталинградской, превосходящих самые большие гидроэлектростанции США на тот момент.
Начинается активная агитация. Счастливые обладатели партийных путевок, энтузиасты, молодые и энергичные отряды комсомольцев-добровольцев, преисполненные романтики походной жизни и за неимением других «клубов по интересам», объединенные общей целью, поставленной пленумом, почти мгновенно отправляются на крупнейшие стройки СССР. В стране молодых ребят называют стройотрядовцами, еще чаще — бойцами. Их отправляют на трудовой фронт, а вместо оружия в руках кирки и лопаты. Тогда они еще не догадываются, что пришли на смену заключенным ГУЛАГа — главной бесплатной рабочей силы до середины 50-х годов. Тем не менее движение набирает сумасшедшую популярность. Строить новую светлую жизнь весной 1959 года едут первые студенты-физики МГУ им. Ломоносова, едут поднимать целину в Казахстан. Для бойцов шьют одежду с символикой вуза, в зависимости от региона и выполняемых работ молодежь называет ее по-разному: строевка, бойцовка, целинка и, конечно, воспевает в стройотрядовских песнях: «Вот моя целинка, а на ней значок и много-много нашивок, ведь я не новичок, эмблема, имя отряда, год набора рядом, надпись «ССО» и больше ничего». Нельзя не отметить, что в творчестве наступает качественно новый этап: на смену боевой, революционной советской песне приходят жизнерадостные произведения, демонстрирующие сплоченный облик народа-созидателя, строителя новой мирной жизни. Талантливые современники тонко просматривают запросы широких слоев общества, проникаются атмосферой времени, появляются эмоциональные, запоминающиеся художественные и музыкальные произведения, магистральная тема которых — труд и строительство молодого социалистического государства.

Ты пел про Бригантину и верил в чудеса
Николай Добронравов после поездки на Ангар пишет песню «Марчук играет на гитаре». Там в суровейших условиях, так как закончить нужно несмотря ни на что к 50-летию Октября, зимой, когда река подо льдом стала, строят грандиозную плотину и огромное здание ГЭС, ну а в песне звучит обращение: «Жил ты, друг и брат мой, в Братске так, как надо, пел про Бригантину, верил в чудеса...» Слова адресованы не вымышленному персонажу, а реальному, но от этого не менее удивительному человеку, Выпускнику МИСИ, доктору технических наук, главному научному сотруднику Института физики Земли им. О. Ю. Шмидта, профессору МГСУ Алексею Марчуку. Именно он тогда предложил «прямо со льда бурить в скалистом дне скважины». В его лице объединен образ тысячи строителей-современников, целое поколение, строившее будущее, опираясь лишь на идейную мечту: «А нынче отстроенный Братск легендарен, и катер по морю плывет, Марчук играет на гитаре, и море Братское поет». У Евгения Евтушенко выходит поэма «Братская ГЭС», также посвященная этому строительству, за нее с автора великодушная партия снимает все обвинения в космополитизме. Несколько слов о тяжелых буднях соотечественников-строителей Асуанского гидроузла появляются в проникновенной песне «Напиши мне, мама, в Египет»: «Жар пустыни нам щеки щиплет, и песок забивает рот, напиши мне, мама, в Египет, как там Волга моя живет...» Ее в неповторимой и узнаваемой манере исполняет Марк Бернес, но после разрыва дружественных отношений двух стран она попадет в «черный список». Параллельно с промышленными объектами в стране разворачивается массовое строительство доступного жилья, советских типовых хрущевок, а позже и молодежных жилых комплексов (МЖК). Миллионы советских граждан покидают бараки и подвалы, получив отдельные квартиры. Поистине это период, когда результаты труда строителей изменили общественное сознание, сам стиль жизни. В тот момент наверняка неслучайно в МИСИ — широко известной кузнице строительных квалифицированных кадров — в 1961 году зародился знаменитый на всю страну и любимый многими поколениями КВН — Клуб веселых и находчивых. В первой мисийской команде — Геннадий Хазанов, Леонид Якубович, Михаил Лесин, Александр Гуревич и другие. Кстати, один из легендарных студентов МИСИ — Владимир Высоцкий, институт он не окончил, и профессия строителя-созидателя, что удивительно на общем фоне воодушевления, не получила большого отклика в его творчестве.


А кто я есть — рабочий малый
Зато о значимости строителя, о том, что именно его руками из руин поднимаются улицы, города, восстанавливаются десятки тысяч фабрик, поет в 1964 году любимец советских людей легендарный Марк Бернес: «Стоят дворцы, стоят вокзалы и заводские корпуса, и заводские корпуса, могу назвать вам адреса. А без меня, а без меня тут ничего бы не стояло, тут ничего бы не стояло, когда бы не было меня.» Простые слова Льва Ошанина, отражающие действительность, жизнерадостный аккомпанемент Оскара Фельцмана — и «Песенка моего друга» на слуху у всей страны. Чувства и настроения миллионов советских людей — мирное созидание, как залог счастливого будущего с особенной силой обобщают в себе песенные образы, пришедшие из кинофильмов. 


Под легкий и звучный баритон Эдуарда Хиля «Мы счастливее очень многих и, пожалуй, богов сильней, если землю творили боги, мы творим города на ней» (кинофильм «Песни и праздники») объявляется всесоюзной ударной стройкой в 1974-м Байкало-Амурская магистраль. Туда прямо из Кремлевского Дворца Съездов едет первый комсомольский отряд. Лица 20-летних ребят светятся улыбками, они счастливы от осознания своей важной миссии. Об ударной стройке, о героическом, самоотверженном труде говорится везде: снимают множество фильмов, пишут песни, книги, редкая программа «Время» обходится без репортажа с БАМа. Заказная работа появляется в репертуаре ВИА «Самоцветы» — самого популярного музыкального коллектива СССР: «Рельсы упрямо режут тайгу, дерзко и прямо, в зной и пургу, веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче — БАМ». 


Но, пожалуй, самая популярная на тот момент, зафиксировавшая яростный дух созидания, энергию молодости, плещущую через край, песня «Яростный стройотряд» из кинофильма «Моя любовь на третьем курсе», создана в 1976 году Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым. «Радостный строй гитар, яростный стройотряд. Словно степной пожар, песен костры горят» — ее вспоминают и сегодня на праздничных концертах, посвященных Дню строителя, но первый исполнитель — это Александр Градский. 


После выхода фильма на экраны цитата из песни: «Мы сильные духом, мы дети земли...» превратилась в девиз практически всей советской молодежи. Многие из тогдашних комсомольцев-строителей с удовольствием вспоминают это время как одно из самых радостных. Вскоре необходимость в студенческой рабочей силе сходит на нет. В сентябре 1991 года прекращает деятельность ВЛКСМ, а с 1993-го распадается и движение студенческих отрядов.

строители.jpg

Прекраснее в мире профессии нет
Непродуманные либеральные реформы приводят практически к полному прекращению строительства жилья в 90-х, но с началом нового тысячелетия вместе с улучшением общей ситуации в стране, политической стабилизацией и экономическим ростом отрасль вновь идет на подъем, а вместе с этим звучат и новые музыкальные произведения. МИСИ меняет статус и становится Московским государственным строительным университетом (МГСУ). Заметным событием, возможно, снова неслучайно, ведь в стране строительство получает новый виток развития, становится принятие высшей профильной школой Москвы в 2006 году собственного официального гимна: «Введен дом, построен» — в коротеньких строчках нам слышатся отзвуки ярких побед, ведь он — созидатель, строитель и зодчий, прекраснее в мире профессии нет!»

Год спустя, в 2007 году, народный артист Лев Лещенко на праздновании профессионального праздника исполняет гимн строителям: «Созидатели всюду нужны, расцветает родная столица, города, обновляясь, растут. И мы знаем, нам есть чем гордиться — мы строители, это наш труд!» И города действительно обновляются, в 2008 году Дмитрий Медведев, тогда в должности президента РФ, подписывает указ о развитии жилищного строительства. И надо сказать, что задачи, поставленные в этом проекте, а также в ряде других, постепенно выполняются. Из кризиса строительная отрасль, как и вся страна, выходит медленно, но обновленной, более модернизированной и высокотехнологичной. Она переживает настоящую технологическую революцию — воздвигаются уникальные высотные здания, о которых еще несколько лет назад можно было только мечтать. Среди новых российских ударных строек века, закончившихся и действующих, больше 200 спортивных объектов в Сочи к зимней Олимпиаде 2014 года, в том числе стадион «Фишт», военная база «Арктический трилистник», космодром «Восточный», газопровод «Сила Сибири», Крымский мост, стадионы FIFA-2018 и многое-многое другое. Строительная отрасль и сегодня находит отражение в творчестве многих современников. Автор известных современных строк: «Гуляет над стройкою ветер, но каску, приятель, поглубже надвинь» — талантливый Алексей Косенков, а тематических гимнов и маршей, посвященных труженикам отдельных городов или регионов не счесть: санкт-петербургским, донским, сочинским, молдавским... Кстати, на официальном канале YouTube проекта «Крымский мост» недавно появился видеоклип на песню «Я забиваю», здесь имеется в виду забивание свай. Автор и исполнитель песни — Константин Хоменко, проектировщик из института «Гипростроймост — Санкт-Петербург», разработавшего проект сооружения. Выбрать же официальный гимн строителям Крымского моста, автором которого может стать любой желающий, предлагается в ходе Всероссийского конкурса песен и стихов «Мы строим мост», который призван зафиксировать во времени строительство стратегически важного моста через пролив. Он впервые в истории соединит Крым с материковой частью России и станет рекордсменом по протяженности в нашей стране, растянувшись на 19 километров. Песню автора лучшего произведения споет звезда эстрады, ее презентуют на конкурсе «Новая волна», а автор лучшего стихотворения получит приз — поездку на стройку века. Сегодня мы также строим, пишем и поем свою историю, чтобы через многие годы потомки с гордостью назвали наше поколение созидательным. 
            bool(false)