Виктор Прядеин: «Мы защищаем интересы и строительных компаний, и добросовестных СРО»

Сегодня институт саморегулирования в строительстве переживает самый масштабный за всю историю своего существования этап реформирования

24.04.2017

Сегодня институт саморегулирования в строительстве переживает самый масштабный за всю историю своего существования этап реформирования, старт которому задан федеральным законом № 372-ФЗ. О перезагрузке деятельности саморегулируемых организаций и о том, какие задачи решаются сейчас на пути масштабных реформ, рассказал в беседе с журналистом «Вестника» исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин.

Виктор Прядеин.jpg

Виктор Васильевич, реформа саморегулирования в самом разгаре, однако некоторые участники строительного сообщества до сих пор сомневаются в эффективности новых механизмов зачистки рынка от недобросовестных СРО. Какие механизмы защиты актуализировал федеральный закон № 372? 
Сомнения строителей неоправданны, поскольку законодатель ввел два основных момента, подрывающих основу глобальной коммерции в саморегулировании, — принцип регионализации и контроль над расходованием средств компенсационных фондов. Реализация этих новшеств решит сразу несколько задач в отношении недобросовестных организаций. В саморегулировании не останется крупных мегамонстров — СРО с численностью свыше 4-5 тыс. членов. В таких организациях невозможно осуществлять соответствующий требованиям закона контроль за деятельностью своих членов. Проверки в таких СРО проводятся зачастую чисто номинально несодержательно. Схема работы таких организаций базируется на постоянной ротации членов, которых они легко принимали до начала реформы, заманивая разными «льготами» при проверках а потом так же легко и массово начали исключать уже во втором полугодии 2016 года. Через эти СРО проходит огромный поток строительных компаний а это огромные суммы членских взносов и взносов в компенсационные фонды СРО. Принцип регионализации сужает географию работы СРО до границ субъекта Российской Федерации. В таком масштабе подобная коммерческая деятельность неэффективна. Снизить коммерциализацию позволит и новый подход к формированию компенсационных фондов и размещению их на спецсчетах уполномоченных банков. Специфика хранения средств на спецсчетах заключается в том что эти деньги невозможно похитить: уполномоченный банк контролирует все расходные операции, перечень которых определен законом. Таким образом недобросовестная игра теряет один из главных стимулов — экономический.

В преддверии перемен недобросовестные СРО стали активно проводить внеплановые проверки и за малейшие нарушения исключать строительные компании из своего состава. Какие меры законодательства призваны защитить сегодня интересы строителей? 
У каждой СРО есть положения о проверках, в которых, как и требует закон прописано, что в случае внеплановой процедуры решение по каждой строительной компании должно приниматься индивидуально, на основании каких-либо жалоб или обращений. Обязательным условием является рассмотрение жалобы в присутствии самого нарушителя с изучением всех предоставленных им документов. Однако на практике мы сталкиваемся с коллегиальным решением СРО о проведении внеплановой проверки всех членов, что является нарушением внутренних регламентов СРО. После рассмотрения дела, по итогам проверки, в строительную компанию направляется письмо с требованием предоставить через три дня необходимый пакет документов, собрать который за столь короткий срок невозможно. Через три дня комиссия требует исключить строительную компанию из состава членов СРО. В большинстве случаев саморегуляторы не уведомляют строительную компанию об исключении из состава членов. Строитель узнает об этом самостоятельно, не находя названия своей фирмы в реестре. Казалось бы, нарушения налицо. Но оспаривать такие незаконные решения строителям достаточно сложно. Приходится идти в суд за защитой от недобросовестных действий руководства СРО. Однако если копнуть глубже, становится очевидно что зачастую строители сами виноваты в таком исходе. Вступая в свое время в СРО, которую сегодня мы называем недобросовестной, компании уже на том этапе сталкивались с очевидными нарушениями. Например, некоторые строительные фирмы не имеют в штате требуемых законодательством специалистов — с определенным стажем, опытом и квалификацией. А СРО или же консалтинговые компании, работающие при них за небольшое вознаграждение, оказывали строителям услуги по обеспечению необходимыми «специалистами», предоставляя ложные сведения о наличии таковых в штате. Уже тогда строители нарушали законодательство, но их устраивало это положение вещей. Также часто вступая в такие СРО, строители в обмен на рассрочки по формированию компенсационных фондов выдавали узкому кругу лиц доверенности на право представлять их интересы на общих собраниях членов. Таким образом, они сами давали возможность недобросовестному руководству СРО принимать «пакетные решения» без оглядки на реальные нужды строителей. Поэтому сегодня, когда строители сталкиваются с нарушениями со стороны СРО, следует понимать, что эти нарушения изначально были видны невооруженным глазом. Конечно же, встречаются и другие ситуации, когда компании действительно незаконно исключают из состава членов саморегулируемой организации. В любом случае единственной защитой является суд. НОСТРОЙ активно участвует в защите прав таких компаний. Некоторые фирмы передают нам доверенность на представление их интересов в суде. Мы сегодня одновременно участвуем в полусотне судебных споров инициированных членами СРО, и готовы дальше оказывать содействие в случаях массовых нарушений со стороны саморегуляторов.

Сегодня в госреестре России 268 СРО.jpg

С какими случаями чаще всего приходится разбираться?
Например, когда СРО была исключена из госреестра, но продолжает существовать как юридическое лицо, оставаясь некоммерческой организацией. Такая СРО по требованиям Градкодекса должна передать дела членов и оставшийся компенсационный фонд в НОСТРОЙ. Но если выполнять эти требования у бывшей СРО желания нет, то в одностороннем порядке это не сделать — у нее не опишешь имущество, не наложишь аресты на счета. Это можно сделать только через суд. Сегодня со всеми организациями, которые не вернули компенсационные фонды, мы ведем разбирательства в суде, настаивая, чтобы правоохранительные органы понудили их выполнить требования законодательства. В некоторых случаях обращаемся за помощью в прокуратуру. Так, одна СРО в Волгоградской области недавно была исключена из госреестра за ряд нарушений. Мы обратились в областную прокуратуру, которая вынесла предписание об устранении нарушений. Это помогло, бывшая СРО вернула нам остаток компфонда и дела своих членов. Однако из пяти исключенных из госреестра СРО частично нам вернули средства лишь две организации. Сегодня на спецсчете НОСТРОЙ находится уже около 67 млн рублей, и мы решаем, как эти деньги полученные далеко не в полном объеме вернуть строителям. Это их деньги.

Каким образом НОСТРОЙ может повлиять на исключение СРО из госреестра и, соответственно, наоборот?
У Совета национального объединения сегодня есть полномочия по утверждению заключений о возможности исключения СРО из госреестра. Заключения мы направляем в Ростехнадзор, который на основании собственной проверки, проведенной с учетом изложенных нами фактов, принимает окончательное решение. В целом с 2016 года и по настоящее время на Совете НОСТРОЙ было рассмотрено восемь таких заключений из которых четыре саморегулируемые организации Ростехнадзор исключил из госреестра. По одной СРО сегодня переданы документы на рассмотрение в Ростехнадзор, и пока этот процесс в стадии рассмотрения. А три оставшиеся СРО устранили нарушения выявленные в ходе проверки. Хочу подчеркнуть, что данная система контроля не ставит первоочередной целью выявление и последующее исключение СРО из госреестра, а ориентирована на наведение порядка в институте саморегулирования. То есть те СРО, которые в срок устраняют ошибки, безболезненно возвращаются к своей деятельности и продолжают успешную работу. Соответственно, функцию контроля саморегулируемых организаций, я считаю мы выполняем. Приведу еще пример. В октябре 2016 года руководством СРО «Строительный комплекс Волгоградской области» была представлена программа по устранению выявленных нарушений. Изучив ее, члены Совета НОСТРОЙ единогласно проголосовали за то, чтобы дать саморегулятору шанс на исправление до 1 июля 2017 года. Такой же шанс сроком в пять месяцев был предоставлен санкт-петербургской СРО «Союз строителей нефтяной отрасли Северо-Запада». Однако после сбора части средств на восполнение утраченного компфонда процесс застопорился и члены Совета, не видя дальнейшей динамики, приняли решение об утверждении заключения по исключению данной СРО из госреестра. Столь категорическое решение принимается лишь тогда, когда саморегулятор не идет на контакт. В целях защиты прав и интересов строителей НОСТРОЙ предоставляет всем СРО возможность исправить свои нарушения. Сегодня процедура проверок начата по пяти СРО, которые допустили масштабные нарушения прав своих членов при реализации ФЗ № 372: массово исключали из состава строительные компании, не перечисляли средства компфонда и пр.

НОСТРОЙ.jpg

Появляются ли сегодня на рынке новые игроки?
В России 13 субъектов Федерации, где никогда не было саморегулируемых организаций. Но в законе прописано, что в таких случаях строители могут вступать в СРО любого региона, граничащего с местом юридической регистрации компании. Многие регионы сегодня ведут работу по созданию новых СРО. Новые СРО планируется создать в Карачаево-Черкесии и Ингушетии. В Курганской области на базе филиалов действующих СРО готовится к получению статуса новая некоммерческая организация. Бурятия уже предоставила нам комплект документов на создание новой, первой в республике, СРО. Сейчас они дорабатывают свой пакет документов. Новый саморегулятор появился в Ульяновске а в Пензу перерегистрировалась одна из московских СРО. При этом правительство Пензенской области планирует организовать еще одну региональную организацию, чтобы обеспечить рынок здоровой конкуренцией. Как правило работа по созданию новых СРО в регионах ведется при заинтересованности и активном участии правительства субъекта, региональных отраслевых министерств и ведомств.

Участники строительного сообщества с замиранием сердца ожидают 1 июля 2017 года, когда стройкомплекс России заиграет по новым правилам. Все ли нюансы учтены законодателем или доработка нового закона все-таки неизбежна?
Безусловно, принцип регионализации формирование спецсчетов, ведение единого реестра членов, единые стандарты для деятельности всех СРО и многие другие положения, утвержденные федеральным законом № 372-ФЗ, коренным образом меняют систему саморегулирования в строительстве. Но жизнь многогранна и интересна и порой демонстрирует недоучтенные ситуации возникающие в ходе недобросовестного исполнения норм закона. К сожалению такие ситуации выявляются лишь на практике, их невозможно предугадать Так, ход реализации ФЗ № 372 уже выявил определенные несовершенства, узкие места, требующие оперативной доработки нормативной базы Экспертным Советом НОСТРОЙ на основе многочисленных обращений и сообщений о проблемах, поступающих из регионов, составлен список из 32 поправок. После завершения переходного периода с 1 июля 2017 года, Минстрой РФ, обобщив всю информацию, поступившую от национальных объединений, строительных компаний и контролирующих органов планирует одним пакетом сформировать и направить в Правительство Российской Федерации и в Государственную думу некоторые поправки в закон. 

Для включения в НРС специалист должен отвечать следующим критериям:
— высшее образование в области строительства;
— стаж работы в строительстве на инженерных должностях — не менее трех лет;
— общий трудовой стаж в строительстве — не менее 10 лет;
— повышение квалификации специалиста не реже одного раза в пять лет;
— для иностранных граждан — разрешение на работу.
Специалист должен обратиться в СРО, предоставив нотариально заверенное заявление на включение в НРС и комплект подтверждающих документов (копия диплома заверяется нотариально). Также специалист может направить документы (заявление, копии СНИЛСа и диплома, заверенные нотариально) непосредственно в НОСТРОЙ по почте. НОСТРОЙ проверит достоверность представленных документов. При отсутствии замечаний данные о заявителе вносятся в НРС.

Ключевые этапы реорганизации системы саморегулирования в строительстве:
Март 2017 г.:
— Решение о реорганизации СРО или о формировании комп-фондов СРО в соответствии
с новыми требованиями.
— Минстрой РФ утверждает приказ по ведению ННР, НОСТРОЙ утверждает регламент по ведению Национального реестра строителей.
— СРО начинает работу по сбору заявлений и документов на включение в НРС данных
о специалистах.
Май 2017 г.:
— Начало опытной эксплуатации НРС.
— СРО утверждают разработанный НОСТРОЙ квалификационный стандарт «Специалист по организации строительства».
Июль 2017 г.:
— Приведение в соответствие с ГрК документов, компфондов и списка членов СРО.
— Подача СРО в Ростехнадзор документов для подтверждения статуса.
— Ввод НРС в промышленную эксплуатацию.
— Подтверждение наличия в штате строительной компании двух специалистов по организации строительства, сведения о которых внесены в НРС.
— Утверждение перечня стандартов НОСТРОЙ на процессы выполнения работ, обязательных для членов СРО.
С 1 октября 2017 г.:
— Исключение Ростехнадзором из реестра СРО в случае неподтверждения статуса.

Новости
К 1 июля 2017 года все строительные организации, являющиеся членами СРО, обязаны иметь в штате минимум двух специалистов по организации строительства, включенных в Национальный реестр специалистов в области строительства (НРС).
Авторы: Марина Коренец