Спортивные игры в политику

Спортивные игры в политику

Олимпиада 1980 года в Москве обошлась госбюджету в 15 раз дешевле, чем Игры в Сочи

Строительство объектов к первым в истории России времен СССР масштабным спортивным соревнованиям дало толчок целым отраслям индустрии тогдашней социалистической супердержавы. Большая их часть и сегодня работает по своему прямому назначению.

Игры разума
Провести такой крупнейший спортивный форум, как Олимпийские игры, было мечтой советской партийной геронтократии еще с конца 60-х годов прошлого века. Логика Кремля понятна и проста: к началу 70-х рухнула колониальная система в мире, и десятки неожиданно ставших «свободными» стран Азии и Африки стояли на распутье: на кого именно ориентироваться дальше — на бывшие метрополии с привычным способом управления посредством сапога под зад и пробкового шлема над местной экономикой либо на малознакомый пока социализм с тем же сапогом под зад, но с халявными кредитами и фактически безвозмездными поставками техники, вооружения и продовольствия всего лишь за скромные и маловразумительные обещания «идти по социалистическому пути».

Южная Америка с ее чуть ли не ежегодными военными переворотами нуждалась в постоянных вливаниях извне. Откуда именно, нищим латиноамериканцам в амазонской сельве и кокаиновым баронам в Андах в принципе было неважно. Да и «партнеров» по Варшавскому договору, которые радовали политбюро КПСС постоянными бучами (ГДР, Венгрия, Чехословакия Польша), также неплохо было бы встряхнуть, продемонстрировав «страну победившего социализма», пусть даже посредством грандиозной потемкинской деревни. После оглушительной оплеухи нашим бледнолицым братьям с Потомака во Вьетнаме и на Кубе Брежневу и Ко просто необходимо было «выкинуться осетром» с демонстрацией достижений первого в мире соцгосударства.


Спорт в тот момент, конечно, отходил на второй, но не на третий план: победа на Играх планировалась такая же оглушительная, как и плюха в джунглях Меконга. Результат должен был продемонстрировать всему миру, и в особенности «странам-флюгерам», кто в настоящий момент на глобусе хозяин. Без всяких крылатых ракет и подводных лодок. Для такой колоссальной пиар-акции СССР обычного фестиваля молодежи и студентов или даже Универсиады было мало. Ради этой святой цели никаких народных денег не жалко. В начале 70-х, когда арабские страны картеля ОПЕК объявили эмбарго на поставку нефти поддерживающему Израиль Западу, в СССР как раз началась промышленная разработка безбрежных океанов сибирских углеводородов на Самотлоре (14 млрд баррелей). Тогда-то над беспринципным политбюро, которого мало волновали экономические блокады с подачи третьих стран, и пролился «золотой дождь» от взлетевших до небес цен на нефть (с 1970-го по 1980 год они поднялись на 1300%). Можно было не реформировать собственную экономику, а просто подставлять карманы под долларовый ливень. Само собой, известная часть этих средств была использована для олимпийских целей. Сколько именно, вряд ли возможно достоверно установить. Скажем, страны ОПЕК только с октября 1973-го до конца 1974 года заработали на росте цен $80 млрд. СССР тогда довел суточную добычу до 9,9 млн баррелей, что при мировых ценах в $27 за бочонок выливалось более чем в ежедневные $250 млн для кремлевских дедушек и их мировых революционных забав. Иными словами, было на что покатать чиновников МОК за «железный занавес».

Деньги на бочку
По разным данным Олимпиада-80 обошлась СССР в 0,1% годового бюджета страны и 10% бюджета Москвы, который в том году составил 302,7 млрд рублей. В итоге легко подсчитать, что это составило немногим более 300 млн по тогдашнему курсу — чуть более $500 млн (по другим, более пессимистическим данным, эта сумма достигала $2-3 млрд). К примеру, зимние ОИ того же года в Лейк-Плэсиде обошлись США в $363 млн, а летние 1984 года в Лос-Анджелесе — в $1,1 млрд. Понятно, что о какой-либо финансовой прибыли от Олимпиады никто и не мечтал, тем более что до этого Игры «ради денег» и не проводились. С другой стороны, советские источники утверждали, что строительство почти всех олимпийских объектов (всего 78) было заранее внесено в план развития народного хозяйства СССР на X пятилетку. Убытки от Игр оценивали в 150 млн тогда еще вполне полновесных рублей. Впрочем, небольшая часть расходов впоследствии была компенсирована за счет экономической программы оргкомитета «Олимпиада-80», предусматривавшей получение доходов от лотереи «Спринт», использования эмблемы и других символов ОИ на товарной продукции отечественных предприятий и зарубежных фирм, от специальных выпусков марок, сувениров и продажи прав на показ соревнований по телевидению. Спустя 34 года зимняя Олимпиада в Сочи, согласно официальным данным, обошлась государству в 1,524 трлн рублей, или 37,5 млрд евро (значительная сумма из этих средств была потрачена за счет частных инвестиций). 


В СССР, не проводившем к этому времени никаких крупных международных соревнований подобного уровня, не было ни опыта возведения сооружений по международным стандартам, ни масштабных объектов. Даже крупнейший в Восточной Европе «Центральный» стадион имени Ленина в Лужниках, вмещавший 103 тыс. зрителей, не соответствовал требованиям МОК. То есть пришлось фактически с нуля строить огромный спорткомплекс «Олимпийский», гребной канал и велотрек в Крылатском, конноспортивный комплекс в Битце, Олимпийскую деревню, гостиницу «Космос». Кардинальной реконструкции подверглись стадионы в Киеве, Ленинграде, Минске (на них проводились предварительные матчи олимпийского футбольного турнира), Лужниках, телецентр «Останкино», аэропорт Шереметьево-2.

Не обошлось, конечно, и без подковерной свары за право проведения олимпийской парусной регаты: таллинские товарищи при всей анекдотичности эстонского менталитета оказались куда проворнее товарищей из Ленинграда и Риги. Зато «город вождя» в порядке компенсации выговорил себе право чеканить олимпийские медали на Монетном дворе в Петропавловской крепости. Олимпийские объекты специально сконцентрировали в отдельных зонах: Лужниках («Центральный» стадион), спорткомплексы на Ленинградском проспекте (стадионы «Динамо», ЦСКА, Юных пионеров и «Крылья Советов») Крылатском (гребной канал, велотрек и кольцевая дорога для велогонок), Измайлово (плавательный бассейн, демонстрационный зал), Сокольниках (Дворец спорта, крупнейшие в стране легкоатлетический и футбольный манежи).

Модельный подиум
СК «Олимпийский» изначально задумывался как многофункциональный центр. В 1977 году его начали строить на месте одного из самых старых спортивных сооружений столицы — профсоюзного стадиона «Буревестник». Для этого пришлось демонтировать не только производственные здания опытного химико-металлургического завода и фабрики «Восход», но и жилые дома Выползова, Тополева и Самарского переулков. Сам СК группой архитекторов во главе с Михаилом Посохиным, Борисом Тхором и Леонасом Аранаускасом задумывался как комплекс из двух спортивных сооружений — гигантского здания, в котором располагается крытый стадион на 45 тыс. мест (вместимость нынешних открытых стадионов к мундиалю-2018) и овального здания с несколькими плавательными бассейнами на 10 тысяч. Настоящей фишкой стадиона стала звуконепроницаемая перегородка высотой в восьмиэтажный дом. Перегородка, состоящая из 26 панелей, собирается всего за 2,5 часа и позволяет разделять арену на две части, что дает возможность проводить одновременно сразу два мероприятия. В конце 80-х когда на одной половине «Олимпийского» проходил футбольный турнир, на другой — собирал полный зал рок-концерт мировых звезд хард-рока. В 1980 году, на момент открытия, «Олимпийскому» не было равных в мире. Сегодня спорткомплекс считается самым большим крытым стадионом в Европе. 

Велотрек в Крылатском благодаря своей геометрии и покрытию из сибирской лиственницы считался самым быстрым в мире. На нем можно было развить скорость до 90 км в час. Неудивительно, что во время олимпийских соревнований на велотреке установили 13 мировых рекордов. Построенный рядом с гребным каналом похожий на плывущего ската трек был перекрыт стальной висячей мембраной двоякой кривизны, опертой на четыре арки пролетами по 170 м без промежуточных опор. 

Универсальный спортзал в Измайлово рядом с многобашенным жилым комплексом Олимпийской деревни потребовал от инженеров использования самых современных на тот момент технологий. Мембранное покрытие зала размером 66 на 72 метра полностью собрали и сварили на земле, а затем специальными устройствами подняли целиком и установили в проектное положение. 

Конноспортивный комплекс в Битце стал самым большим в Европе (50 га). Журнал «Олимпиада-80» тогда писал: «Как известно, знаменитые английские газонные покрытия, считающиеся эталоном в конном спорте, выращиваются на протяжении десятков лет. А в «Битце» подобные работы начались три года назад. Как показали контрольные испытания, газонные покрытия конноспортивного комплекса высокого качества и могут полностью удовлетворить требования взыскательных знатоков конного спорта, мастеров выездки и конкура». 

Все спортивные сооружения по большей части строились с 1977-го по 1980 год. За три года усилиями всего СССР и собранных в Москве более 2 тыс. инженеров были построены объекты инфраструктуры спорта и отдыха. Сегодня лишь футбольные стадионы сильно перестроены в связи с современными тенденциями в строительстве при проведении чемпионата мира по футболу 2018 года. Велотрек, «Олимпийский», бассейн, гребной канал работают по своему прямому назначению. Никаких пресловутых «белых слонов» от той Олимпиады не осталось.

Опасная безопасность
Чтобы к спорт-сооружениям было сподручнее добраться, реконструкцию прошел столичный метрополитен. На станциях перед ними даже перевели эскалаторы на повышенную скорость — с 0,75 до 0,94 м/с Была обновлена информационная система метро, установлены световые табло, указатели на русском и английском языках. На станции «Площадь Революции» — центральная справочная, на остальных — посты информации, где была представлена схема метрополитена с названиями станций, написанными латинскими буквами, правила пользования метрополитеном на русском и английском языках, справочный телефон. Набрав номер 21, пассажир получал ответ на русском языке, 22 — на английском, 23 — на французском, 24 — на немецком, 25 — на испанском. Было установлено более 100 справочных телефонов. 


Вопросы безопасности проведения соревнований — конек что СССР, что РФ с их развитыми силовыми ведомствами. Разница лишь в том, что в 1980 году те, у кого служба опасна и трудна, собирались бороться с диссидентами и «вражескими вылазками», а в 2014-м — с терроризмом. Функции по обеспечению безопасности Олимпиады-80 были возложены на КГБ СССР и лично заместителя Юрия Андропова генерал-полковника Виктора Чебрикова. Под его руководством был создан 11-й отдел 5-го Управления КГБ, в функции которого входила борьба «с подрывными элементами». Он же координировал деятельность коллег из Восточного блока, поставлявших ему информацию о своих «левых». В исполнение решения приняли несколько секретных постановлений, самое известное из которых в период Игр вводило ограничения на въезд граждан в Москву и направление ее жителей в пионерлагеря, стройотряды и другие места отдыха. За 101-й км от столицы выслали лиц с уголовным прошлым и «антиобщественные элементы» — широко трактуемое понятие, куда входили не только «не существующие в стране» проститутки и наркоманы, но и инакомыслящие. Не обошлось без страшилок по поводу того, что «по достоверным данным, западные спецслужбы изыскивают возможности для включения в составы национальных олимпийских делегаций лиц, связанных с НТС и другими формированиями, ведущими подрывную работу против СССР. Вопрос о подборе и внедрении членов НТС в олимпийские команды некоторых стран в качестве переводчиков, мастеров-ремонтников, конюхов врачей и т. п. специально обсуждался на заседании совета НТС в ноябре 1977 года... Противник планирует использовать этот канал для засылки в нашу страну террористов, эмиссаров и агентов враждебных организаций и бывших советских граждан, выдворенных или выехавших ранее из Советского Союза. Предполагается их использование в осуществлении террактов, массовом распространении антисоветской и клеветнической литературы, пропаганде антисоциалистических и антикоммунистических идей, склонении советских граждан к выезду в капиталистические страны, провоцировании антиобщественных и враждебных проявлений, сборе материалов о «нарушении прав человека», а также о некоторых негативных явлениях».

По данным архива КГБ, к маю 1980 года на контроль по въезду было поставлено более 2700 лиц, подозревавшихся в причастности к подготовке террористических и иных экстремистских акций. В проверку были взяты более 400 человек, высказывавших намерения совершить террористические действия. Один из ветеранов-силовиков впоследствии вспоминал, что накануне открытия Олимпиады МВД пошло на экстраординарные меры: «В одно июльское утро оперативники МУРа задержали 20 самых известных воров в законе и криминальных авторитетов, которых доставили на Огарева, 6, в здание МВД СССР. Здесь с ними встретились министр Николай Щелоков и его первый заместитель Юрий Чурбанов, высказавшие требование «избавить столицу от нежелательных эксцессов в период Олимпиады». Подобные пожелания были встречены присутствовавшими лицами с полным пониманием». Верить или нет в подобное, не нам решать, но факт остается фактом: со спортсменами и зарубежными гостями во время Олимпиады не случилось ни одного инцидента. 
Логотип Вестник Строительство