Михаил Мень: «Мы запустили в строительной отрасли изменения, которые должны сделать ее более современной, прозрачной и эффективной»

1 ноября Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации исполнилось три года

29.12.2016

1 ноября Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации исполнилось три года. Казалось бы, что можно сделать всего за три года для отраслей экономики, где проблемы накапливались десятилетиями? Однако факты и цифры говорят о том, что сделать можно очень и очень многое. Коренным образом изменились подходы к решению важнейших вопросов в строительной и жилищно-коммунальной отраслях, произведены качественные изменения, сделавшие многие процедуры более прозрачными и надежными.
Рассказать о произошедших изменениях и дальнейших перспективах в эксклюзивном интервью Отраслевому журналу «Вестник» мы попросили министра строительства и ЖКХ РФ Михаила Меня.

Михаил Мень.jpg

Михаил Александрович, каков главный итог деятельности министерства за три года?
На мой взгляд, главное, что в стране появился единый регулятор строительной отрасли, в чем очень нуждалось профессиональное сообщество При отсутствии центра координации в строительстве никто не может гарантировать, что здания, в которых живут наши граждане, безопасны, а жить в них комфортно, что строители действуют по единым нормам и правилам, обеспечивающим равные конкурентные возможности и надлежащее качество работы. За время отсутствия регулятора накопилось много проблем, которые были подняты на Государственном совете по строительству, прошедшем весной 2016 года, кстати, впервые за многие годы. По его результатам мы получили поручения президента страны и начали системную работу, в том числе связанную с наведением порядка в сфере технического регулирования, с внедрением современных материалов и технологий. Государство впервые за 20 лет вернулось в эту сферу и, кроме того, активизировало свое участие в международных организациях по стандартизации в строительстве. Утвержден план соответствующей работы, который включает в себя разработку и актуализацию 247 нормативных технических документов до конца 2017 года и предусматривает ежегодное внесение изменений и дополнений. Не менее важный итог нашей деятельности за три года — создание единого института развития в жилищной сфере на базе Агентства ипотечного жилищного кредитования. Вместе с ним мы реализуем национальные проекты «Ипотека и арендное жилье» и «ЖКХ и городская среда». Предстоит создать условия для достижения высокой степени доступности жилья для населения, а также условия для развития городов, которые нужно сделать комфортными и современными. Это очень непростая задача, в решении которой задействованы архитекторы, проектировщики, градостроители, законодатели, ученые и многие другие.
Что касается непосредственно строительства, то, несмотря на непростую экономическую ситуацию, в 2015 году были введены в строй рекордные для нашей страны 85,3 млн кв. метров жилья. Немного меньше построено в 2016 году. Причем падение объемов происходит в частном секторе, а индустриальное домостроение демонстрирует динамику, аналогичную 2015 году. Позитивная динамика ввода нового жилья связана в том числе с государственным субсидированием процентной ставки по ипотечному кредитованию. Эта поддержка существенно повлияла на платежеспособный спрос населения. Зарегистрированы впечатляющие результаты: в 2015 году граждане взяли 700 тыс. кредитов на 1 трлн 100 млрд рублей, по итогам 8 месяцев 2016 года наблюдался подъем примерно на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. В 2016 году только за первые восемь месяцев выдано 528 тыс. ипотечных кредитов на общую сумму 899 млрд рублей, из них в рамках программы субсидирования ставок по ипотечным кредитам на приобретение жилья на первичном рынке — 189,1 тыс. кредитов на общую сумму 344 млрд рублей. Мы прошли за эти три года большой путь в законодательной сфере, разработав и приняв большой пакет законов, среди которых изменения в знаменитый 214-й ФЗ, защищающие права дольщиков и создающие условия для очищения рынка от недобросовестных застройщиков. В ближайшее время будет создан государственный компенсационный фонд, появление которого позволит нивелировать риски граждан при покупке жилья по договору долевого участия. Мы законодательно закрепили возможности использования экономически эффективных проектов повторного применения что позволит значительно экономить бюджетные средства. Стоит объективно признать, что ранее отсутствовали действенные стимулы для мотивации разработки по-настоящему эффективных проектов, вследствие чего нередко принимались безграмотные технические и технологические решения, бюджетные деньги вкладывались в не всегда качественные проекты. Кроме того, мы активно работаем над изменением системы ценообразования в строительстве, ввели в рамки закона процесс освоения промзон в городах.
Словом, мы запустили в строительной отрасли системные изменения, которые должны сделать ее более современной, прозрачной и эффективной. Первые результаты хорошо демонстрирует тот факт, что за время работы Минстроя РФ наша страна поднялась в рейтинге Doing Business по получению разрешений на строительство на 63 позиции.

высотные дома.jpg

Изменились ли подходы к жилищному строительству?
По-прежнему остается актуальной задача обеспечения качественным и доступным жильем наших граждан. Мы должны наращивать ввод жилья и выйти на показатель 100 млн кв. метров в год. Но сегодня мы меняем подход к созданию достойной социальной, транспортной внутриквартальной и инженерной инфраструктуры новых районов. У большинства регионов нет возможности реализовывать инфраструктурные проекты за счет собственных средств или средств муниципальных бюджетов. Поэтому мы считаем, что поддержка по этому направлению необходима. Планируется выделить 20 млрд рублей: 10 млрд — это средства, которые нам удалось аккумулировать в рамках программы ФЦП «Жилище» плюс 10 млрд рублей на субсидирование процентной ставки в части инженерной инфраструктуры. Что касается социальной и внутриквартальной транспортной инфраструктуры, то это могут быть прямые субсидии в регионы под конкретные проекты микрорайонов комплексной застройки.

Здесь, кстати, планируется задействовать проекты повторного применения, которых у нас уже больше 400. Это поможет сэкономить средства при строительстве социальных объектов. Регион может использовать и свой проект в случае если он будет экономически обоснован, а его целевые показатели будут не хуже, чем в проектах повторного применения. Архитектурные решения могут быть любыми.

В течение всех трех лет работы Минстрой РФ поднимал вопрос об эффективности института саморегулирования в строительной отрасли. Пришли ли вы к каким-то решениям по данному вопросу?
В весеннюю сессию 2016 года принято законодательство, решающее многие проблемы в данном вопросе. Мы внесли в Градостроительный кодекс изменения, которые освобождают малый бизнес от взносов в СРО. Максимальная ответственность сейчас на генподрядчике. Теперь руководитель любой компании вправе сам решить: хочет он самостоятельно участвовать в том или ином тендере, становясь генподрядчиком и обязательным членом СРО или нет. Это решение вызвало критику со стороны части руководителей СРО: они понимают, что мы сокращаем объемы средств, которые к ним будут стекаться. Кроме того, с 1 ноября 2016 года все СРО должны были перевести средства в банки, отвечающие требованиям, установленным Правительством России. Будут существовать два фонда: первый как и сейчас, — для возмещения ущерба третьим лицам, а средства второго фонда направлены на обеспечение договорных обязательств, то есть за неисполнение контрактов будут нести ответственность все члены СРО. По разным оценкам, с 2009 года, когда были созданы СРО, ими было собрано около 90 млрд рублей. За этот же период общий объем выплаченных компенсаций составил всего порядка 75 млн руб. Но по оценочным данным НОСТРОЙ, на сегодняшний день СРО недосчитываются по разным причинам до 30 млрд рублей. Как и почему это произошло, сегодня разбираются правоохранители и Ростехнадзор.
Мы рассчитываем, что система оздоровится — нам не хотелось бы возврата к лицензированию, как предлагают некоторые эксперты. Россия — цивилизованная страна, которая должна идти в сторону демократических преобразований и рыночных реформ. Проблема саморегулирования в нашей стране, как мне кажется, в крайне низкой цене репутации. Но я думаю, что через несколько лет ситуация изменится.

фонд капремонта.jpg

Есть еще одна сфера, находящаяся в компетенции министерства, — ЖКХ. Что удалось изменить в этой, пожалуй, самой проблемной отрасли?
В сфере ЖКХ уже сегодня можно констатировать серьезные изменения. Введено лицензирование управляющих компаний, развивается практика концессионных соглашений, запущена система капитального ремонта МКД, активно расселяется аварийное жилье и меняется система переработки мусора. Это также системные изменения, которые превращают ЖКХ из проблемной отрасли в понятную, прозрачную и экономически привлекательную, а главное, «настроенную» на потребителя услуг. Существенно дополнено и изменено законодательство, в том числе в части привлечения частных инвестиций на условиях концессий. В результате объем инвестиционных обязательств концессионеров с 2014-го по 2015 год увеличился в 10 раз — с 7,2 до 70,9 млрд рублей. Мы рассчитываем, что эта цифра продолжит расти за счет новых концессий.
Из последних примеров — строительство в Новосибирской области мусоросортировочных комплексов общей мощностью не менее 400 тыс. тонн отходов, перерабатываемых ежегодно.
Мы работаем над тем, чтобы потребители ЖКУ были защищены: подготовлено постановление правительства, которым вводятся штрафы в пользу потребителей. Если организация-исполнитель или лицо, отвечающее за начисление платы за коммунальные услуги, завышают ее размер, они будут должны, пересчитав платеж, выплатить дополнительно потребителю штраф в размере 50% от переплаты.
А если коммунальная услуга предоставлена некачественно, например, есть перерыв в предоставлении горячей воды более чем на 4 часа подряд, то штраф в пользу потребителя в этом случае составит 100 рублей в сутки — их должны выплатить каждому заявившему. Отдельно остановлюсь на расселении аварийного жилья, программа по которому завершается в сентябре 2017 года. По нашим оценкам, остается расселить порядка 3 млн кв. метров. Это вполне реалистичная цифра для регионов. В этом году 15 регионам, испытывающим трудности с изысканием средств региональных бюджетов на реализацию программы, оказана господдержка на общую сумму 6,7 млрд рублей А для четырех регионов в 2017 году предусмотрен дополнительный имущественный взнос в Фонд ЖКХ в размере 5,2 млрд рублей. Мы жестко следим за тем, чтобы регионы выполнили свои обязательства.

Как вы оцениваете эффект от введения лицензирования УК?
Я долгое время работал в регионе и не раз приходилось слышать жалобы от людей, что управляющая компания работает плохо, а управы на нее нет. Теперь эта ситуация изменилась: созданы условия работы для добросовестных и профессиональных компаний плохие или некомпетентные не получили лицензию. Всего было выдано 11 тыс. лицензий организациям, обратившимся до 1 апреля 2015 года, отказано в предоставлении лицензии 13% управляющих организаций. Однако при этом ни один дом не остался без управления: Минстроем России с участием регионов была запущена схема «временных управляющих организаций» на период пока собственники домов или муниципалитеты не выбрали новую управляющую организацию.
У жителей появился эффективный инструмент влияния на УК: они могут сменить плохо работающую компанию своим решением.
Введена также ответственность за фальсификацию результатов собрания собственников жилых помещений, чтобы исключить манипуляции этим ресурсом. Кроме того, как я уже упоминал, мы в корне решаем проблему завышенных платежей за ЖКУ. Ни разу за всю свою деятельность и на посту губернатора не слышал, чтобы УК «ошибались» в меньшую сторону. Это недопустимо, поэтому вводится штраф в пользу потребителя за неверно выставленный счет. Кроме того, мы прорабатываем вопрос о прямых договорах между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, чтобы убрать из цепочки лишних посредников.
Сегодня вместе с нашими коллегами из Минкомсвязи РФ мы завершаем работу над большой государственной информационной системой ГИС ЖКХ, которая позволит каждому гражданину заходить в эту систему, находить свой дом, свою управляющую компанию, проверять начисление платежей и так далее. Работа проделана большая, и скоро люди смогут воспользоваться ее плодами.

Как в целом реализуется программа капремонта, отношение к которой у населения было неоднозначным?
Сегодня все больше людей осознают значимость программы, доверие населения выражается в том числе в собираемых взносах по стране. По нашим данным, собираемость платежей за капремонт составляет в целом по стране почти 80%, а в некоторых регионах — более 90%. Это неплохой показатель, демонстрирующий эффективность проводимой по всей стране масштабной модернизации жилья. Изменился и характер обращений населения к органам власти: собственники уже не требуют отменить обязательные взносы, а интересуются, когда капитальный ремонт пройдет в их доме, как перейти на специальный счет, составить договор с поставщиком, грамотно провести приемку работ или провести дополнительные энергоэффективные мероприятия по дому. Государство готово помогать людям с капремонтом в рамках субсидий, они действуют так же, как и при других коммунальных платежах. К примеру, за прошлый год объем субсидий за капремонт составил почти 33 млрд рублей.
Кроме того, предусмотрена бюджетная компенсация на оплату капремонта общего имущества в многоквартирных домах отдельным категориям граждан. Речь идет о льготах на оплату капремонта пенсионерам возраста 70 лет в размере 50%, 80 лет — в размере 100%, всего из федерального бюджета на компенсацию оплаты капремонта данным категориям граждан в 2016 году выделено 4,2 млрд рублей.

Что, на ваш взгляд, станет самым важным в работе Министерства строительства России в будущем году?
Конечно, реализация приоритетных проектов и выполнение поручений главы государства по результатам Государственного совета. Нам также важно запустить ГИС ЖКХ и завершить реформу системы ценообразования. Впрочем, сегодня не реформирование по всем направлениям — основной вектор нашей работы. Отрасль должна функционировать в понятных и устойчивых правилах, большинство из которых уже создано. Нам предстоит донастраивать систему вместе с профессиональным сообществом в соответствии с запросами отрасли.