Илья Володько: «Принимая решения об открытии новых гостиниц, стоит руководствоваться емкостью рынка и долгосрочными экономическими тенденциями»

Благополучную картину успешных темпов строительства омрачает вопрос, которым задаются отельеры и девелоперы: что делать с гостиничным фондом после окончания мундиаля?

15.08.2016

Может, стоит сократить количество гостевых мест, как это сделали в Нижнем Новгороде? Оценить ход возведения отелей и их дальнейшие перспективы «Вестник» попросил генерального директора консалтинговой компании MACON Realty Group Илью Володько.

По вашей оценке, насколько на сегодня реализован потенциал городов-участников ЧМ-2018 в части строительства гостиниц? И с какими проблемами сталкиваются отельеры? 
Изначально все города-участники ЧМ-2018 (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) характеризовались относительно низким уровнем развития индустрии гостеприимства. Как правило, российские региональные центры испытывали дефицит качественных средств размещения всех категорий, особенно находящихся под управлением крупных отечественных или зарубежных операторов. Ситуация в некоторых городах, например в Сочи, Казани Екатеринбурге, имела положительную динамику, но связано это было не с подготовкой к ЧМ, а с проведенными ранее крупными международными мероприятиями или с общим высоким уровнем деловой активности. В других городах динамика развития гостиничного рынка невысока. Специфика подготовки к мундиалю в части гостиничной недвижимости в том, что ее развитие финансирует бизнес. Объекты спортивной, транспортной, коммунальной инфраструктуры строятся и модернизируются в основном за государственные деньги. Муниципальные, региональные и федеральные власти в большей степени заняты реализацией инфраструктурных проектов. Это имеет свою логику, потому что именно от хода строительства данных объектов зависит в принципе возможность принятия чемпионата мира. Ситуация с объектами гостиничной недвижимости менее значима. Для того чтобы выполнить нормативы ФИФА по обеспеченности гостиничными номерами, необязательно строить новые объекты с высоким объемом инвестиций. Достаточно просто пройти аттестацию на «звездность» ранее существующим объектам и в крайнем случае провести реконструкцию с повышением категории наиболее значимых объектов.

инвестиции в гостиничные проекты.jpg

И бизнес не спешит вкладываться в строительство новых гостиничных объектов?
Да, это связано с ограниченными возможностями финансирования таких проектов, общим снижением уровня деловой активности в стране при больших требуемых инвестициях и длительных сроках окупаемости. Сам факт проведения ЧМ-2018 не способен стимулировать бизнес к реализации гостиничных проектов. В основном региональные города могут рассчитывать на проведение матчей вплоть до 1/4 финала. Всего до данной стадии запланировано 60 игр, то есть в среднем на один город придется по шесть матчей.

Средняя вместимость стадиона — 40 тыс. зрителей. Следовательно посмотреть матчи группового этапа и первых стадий плей-офф в каждом городе смогут около 240 тыс. гостей. С учетом заполняемости, которая, по нашим оценкам, не превысит 80-85%, данный показатель снизится до 200 тыс. человек. Доля туристов в общем количестве зрителей ЧМ составит не более 25%, таким образом, каждый город примет за период чемпионата около 50 тыс. человек, или 8-10 тыс. человек единовременно. С учетом перерывов между играми среднее время проведения ЧМ в каждом городе — 12-14 дней. Кратковременность мероприятия и относительно небольшой турпоток, который он будет генерировать, свидетельствуют: мундиаль, несмотря на его международный статус, не способен оказать существенное прямое влияние на экономику гостиничных проектов.

Три года назад много говорилось о том, что в большинстве городов-участников ЧМ не хватает качественных средств размещения уровня 2-3 «звезды» и хороших хостелов. Как изменилась ситуация сегодня? 
Если прирост качественных средств размещения уровня 2-3 «звезды» в городах-участниках ЧМ за последние годы не был существенным, то индустрия хостелов развивалась очень бурно. Их предложение за последние два года увеличилось в три-четыре раза. При этом значительно поднялся и качественный уровень.
Основной проблемой сегодня является рассмотрение законодательной инициативы, запрещающей размещение хостелов в жилых домах. Принятие данной нормы может уничтожить перспективный сегмент хостелов, что также негативно отразится и на подготовке городов к ЧМ.

И, наконец, главный вопрос, сформулированный несколько лет назад главой Hotels & Hospitality Group Дэвидом Дженкинсом: после краткосрочного роста выручки в течение чемпионата все отельеры столкнутся с проблемой — как зарабатывать дальше? 
Международный опыт проведения крупных спортивных мероприятий показывает, что они не оказывают однозначного положительного влияния на гостиничный рынок и даже могут иметь негативные последствия. Это обусловлено тем, что номерной фонд на период проведения спортивного мероприятия существенно возрастает, а туристический поток после его окончания, как правило, остается на прежнем уровне. В странах с развитой туриндустрией данный фактор сглаживается и не несет жестких деструктивных последствий, однако в странах с относительно низким турпотоком это неизбежно приводит к снижению показателей среднегодовой заполняемости гостиниц и их доходности. Например, в Германии через год после проведения ЧМ-2006 практически все показатели работы гостиниц вернулись к значениям 2005 года. В ЮАР после проведения ЧМ-2010 наблюдалось значительное падение заполняемости гостиниц и снижение выручки на доступный номер по сравнению с показателями 2009 года. Это является следствием избытка предложений на гостиничном рынке при резком снижении спроса после чемпионата. Создание развитой гостиничной инфраструктуры для проведения ЧМ-2018 в Ростове-на-Дону и Волгограде потребует вложения значительных средств и не гарантирует доходности в будущем, что связано с недостаточным уровнем развития российской туристической индустрии. Поэтому при принятии решений об открытии новых гостиниц было бы более целесообразно руководствоваться текущей емкостью рынка, долгосрочными
экономическими тенденциями и рыночными перспективами на период после 2018 года, а не спросом, предъявляемым в связи с проведением чемпионата.

Может, именно поэтому в Нижнем Новгороде количество строящихся к ЧМ гостиниц сократилось с 28, заявленных в 2013 году, до восьми, о чем было объявлено в мае 2016-го? Как вы оцениваете такую альтернативную сферу гостеприимства? 
Формирование временного гостиничного фонда из речных многопалубных кораблей — удачная идея. Подобный опыт был реализован на Олимпийских играх в Сочи, где гостей принимали четыре крупных круизных лайнера, спрос на которые был очень высок. Организация палаточных городков или размещение туристов в пригородных кемпингах и на базах отдыха также возможна. Во-первых, этому способствует теплое летнее время. Во-вторых, большая часть болельщиков — люди с не самыми высокими доходами, так что возможность экономии на проживании для них большой плюс. А главное удовольствие связано не с комфортом отеля а с футбольными эмоциями.

готовность инфраструктуры.jpg
Авторы: Ольга Лазуренко