Хамит Мавлияров: «Мы формируем единую и современную систему технического регулирования»

С основным докладом на конференции «Техническое регулирование в строительстве. Актуальные вопросы строительной физики» выступил замглавы Минстроя России Хамит Мавлияров

03.10.2016

С читателями «Вестника» заместитель министра поделился своим видением развития в нашей стране системы технического регулирования.

Хамит Давлетярович, что уже сделано и что еще предстоит сделать в сфере технического регулирования в строительстве?
В целях совершенствования и развития системы технического регулирования было сформировано государственное задание, и теперь государство в системном режиме участвует в процессе технического нормирования в проектировании и строительстве. Это позитивно принято профессиональным сообществом: в последние годы система развивалась так, что строители, проектировщики были вынуждены работать в условиях, где нормы, правила, регламенты не складывались в согласованную систему документов. Противоречия, устаревшие нормы, дублирование, невозможность применять новые современные технологии и материалы — не полный перечень накопившихся проблем. Для их решения в прошлом году Министерством строительства России был утвержден План разработки и утверждения новых сводов правил и актуализации уже существующих на 2015-2017 годы, предусматривающий разработку и актуализацию порядка 400 нормативных технических документов.

Работа уже идет: разработаны и актуализированы 124 свода правил, 22 из которых были утверждены в 2015 году еще 102 свода правил размещены для публичного обсуждения. Среди обновленных СП — востребованные строительной отраслью уточненные климатические параметры и общее сейсмическое районирование, уточненные требования к проектированию зданий и сооружений, обеспечивающие доступность для инвалидов жилых помещений, объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Кроме того, в рамках деятельности Технического комитета 465 «Строительство», который работает на базе подведомственного Министерству строительства и ЖКХ РФ ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС»), ведется плановая работа по разработке и актуализации государственных стандартов в том числе на строительные материалы, изделия и конструкции, применяемые при строительстве — за 2015 год подготовлен 231 стандарт.

Хамит Мавлияров.jpg

Появление новых документов вызывает множество вопросов, специалистам требуется помощь, чтобы разобраться в нарастающем потоке информации. Что предпринимается в этом направлении? 
Формируется и в постоянном режиме будет актуализироваться автоматизированная информационная система технического нормирования и оценки соответствия в строительстве, которая сделает информацию доступной для профессионального сообщества и обеспечит прозрачность этой сферы. Это относится и к сводам правил, и к документам, подтверждающим пригодность новой продукции для применения в строительстве ФАУ «ФЦС» запустило интернет-портал где размещается и регулярно актуализируется справочная, методическая и нормативная техническая документация в области технормирования и оценки соответствия в строительстве. Специалисты уже сегодня могут получить самую свежую информацию, осуществлять выборку в специализированных перечнях нормативно-технических документов, через «личный кабинет» отслеживать этапы прохождения и обработки документов.

Что послужило главной причиной для начала масштабной работы? Какова цель мониторинга и анализа действующих нормативно-технических документов?
Анализ состояния нормативно-технических документов в строительстве показал, что допущено существенное отставание в развитии технормирования: с 1995 года разработка нормативно-технических документов не была системной, из-за чего многие нормы не актуализировались. По инициативе самых разных организаций появлялись те или иные нормы и правила, отсюда дублирование и путаница. Обязательных для применения строительных норм и правил и вовсе не стало. В начале 2000-х, например, такой важный документ, как СНиП 10-01 «Система нормативных документов в строительстве», был отменен. Ситуация зашла так далеко, что вопрос был поставлен на Госсовете по строительству, который прошел этим летом. Среди задач, поставленных президентом по его результатам, — наведение порядка в сфере технормирования, исключение ситуации, когда важнейшие нормативно-технические документы появляются без согласования с Минстроем России.
Минстрой уже подготовил законопроект по внесению изменений в федеральный закон № 364-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», чтобы на законодательном уровне до конца этого года закрепить за собой роль главного федерального регулятора по утверждению нормативно-технической документации в строительстве. Развитие системы технического нормирования должно значительно повлиять на экономию бюджетных средств, повышение прозрачности на всех стадиях строительства, внедрение современных технологий и материалов и в результате повысить конкурентоспособность отечественного стройкомплекса.

Какова цель возвращения России к активному участию в работе международной организации по стандартизации (ISO) в области строительства?
По итогам Госсовета по строительству нам поручено принять меры по гармонизации отечественных и международных стандартов с учетом лучших мировых практик. Чтобы работа в этом направлении была максимально эффективной, мы должны быть в одной обойме с международными экспертами. Не секрет, что ISO/ИСО оказывает очень важное влияние на разработку европейской нормативной базы стандартов. В состав ИСО входят национальные органы по стандартизации из 163 стран. Стандарты ИСО гарантируют безопасность и качество продуктов и услуг, это удобные стратегические инструменты для компаний по экономии и снижению расходов за счет возможности минимизации отходов, увеличения производительности. Они помогают бизнесу получить доступ к новым рынкам, гармонизировать технические характеристики товаров и услуг, делают отрасль более эффективной и способствуют устранению барьеров в международной торговле.
Поэтому России необходимо занять равноправное положение с другими странами в разработке международных стандартов, что позволит гармонизировать российские и международные нормативно-технические документы. Давно являясь полноправным членом ISO, Россия, к сожалению, с 2000 года не принимала непосредственного участия в экспертизе международных стандартов в строительстве, а значит, не могла полноценно отстаивать отечественные интересы в сфере стандартизации При этом данная работа важна не только для России: мы являемся частью ЕАЭС, и сейчас идет активная работа по созданию Техрегламента ЕАЭС. Мы считаем что можем быть носителями интересов Союза в области техрегулирования и на международном уровне Правительством России Минстрою РФ дано поручение подготовить изменения в национальное законодательство в части установления обязательных строительных норм и правил добровольного применения, которые впоследствии будут учтены при разработке техрегламента ЕАЭС.