Отрасли, увековеченные в искусстве

Темам строительства и ЖКХ посвящено множество великолепных отечественных фильмов

20.06.2016

В России 2016 год объявлен Годом российского кино. В честь этого события «Вестник» решил рассказать о том, как в советских и современных кинофильмах нашли отражение отрасли строительства и ЖКХ.

История реализма
Датой рождения советского кино принято считать 27 августа 1919 года — день, когда Владимир Ленин подписал декрет «О переходе фотографической и кинематографической промышленности в ведение народного комиссариата просвещения». В те годы на плечах кинолент лежала пропаганда и просвещение народа. Революция и гражданская война породили разруху в стране, и в сложившихся условиях фильмы были призваны поучать, разъяснять и агитировать, показывать достижения в основных отраслях народного хозяйства, в том числе и в строительстве. Задавая темп киноискусству, Иосиф Сталин так сформулировал стоящую перед киноиндустрией задачу: «Снимать такое кино, которое было бы в меру умным и доходчивым». 
В 1932 году на экраны выходит кинолента «Встречный». Эту оптимистическую драму о рабочих Ленинградского турбинного завода, сконструировавших первую турбину, необходимую для строительства гидроэлектростанций, можно по праву считать пионером фильмов на строительную тематику.

советское кино.jpg

Долгожданная оттепель
С приходом к власти Никиты Хрущева кино отчасти перестает быть оружием пропаганды и становится искусством в самом широком смысле слова. В СССР появляются фильмы о правде жизни, главными героями которых все чаще становятся строители социализма. Именно в эти годы строительная профессия получает заслуженный авторитет, и советский кинематограф активно поддерживает эту идеологию. Десятки фильмов, вышедших на экраны в эти годы, стали шлягерами и были разобраны на цитаты. Так, в фильме Эльдара Рязанова «Девушка без адреса» молодой строитель Паша Гусаров по дороге в Москву влюбляется в девушку и, не зная ее адреса, пытается разыскать ее. В нашумевшей киноленте Александра Зархи «Высота» бригада молодых монтажников-верхолазов приезжает на строительство комбината, где им предстоит осуществить монтаж домны. Преодолевая сложности, они укладываются в оговоренные сроки, строя не только сложный объект, но и свою любовь. Фильм Юрия Егорова «Добровольцы» рассказывает о судьбе поколения, вынесшего на своих плечах строительство первой очереди Московского метрополитена. В 50-70-е годы в стране начинается эра активного жилищного строительства. Десятки картин, которые выходят на экраны, не обходятся без кадров новостроек, новых микрорайонов или вновь построенных гражданских или промышленных объектов. 

Одной из главных задач государственной политики рубежа 50-70-х годов было обеспечение каждой семьи отдельной квартирой — следовало как можно скорее покончить с проблемой нехватки жилых площадей. Строительство домов велось «поточным» методом — быстро, дешево и много. Не случайно ставший обязательной традицией встречи Нового года фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром» начинается с сатирической заставки о создании и повсеместном распространении типовых архитектурных проектов, формирующих однотипную застройку в различных городах страны. Основу сюжета положил и одинаковый адрес в двух разных городах: улица Строителей, дом 25, квартира 12. Дома, квартиры, планировки настолько похожи, что главный герой, по ошибке прилетая в Северную столицу, твердо уверен, что он находится в своей квартире в Москве.

Об управдоме замолвили слово
Общественное сознание второй половины 60-х годов заряжает позитив хрущевской оттепели. Однако на практике наказы и запреты в СМИ продолжают существовать. Соответственно, в кинематографе появляются неопределенность и недосказанность. Пафос сменяется подтекстом, нюансами, полутонами. В конце 60-х на экраны выходит известная комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», вошедшая в классику советского кино. И хотя основной сюжет фильма прошел мимо строительной отрасли, здесь впервые с тонкой сатирой появляется образ очень авторитетного специалиста — советского управдома. Фразы героя Нонны Мордюковой: «Не будут покупать — отключим газ!», «...а у нас — управдом друг человека!» — заставляют с каждым просмотром заново восхищаться позитивом киноленты, обличающей добровольно-принудительные устои советского общества. 1975 год ознаменовался выходом советской комедии Георгия Данелия «Афоня», которая, продолжив тему ЖКХ, рассказывает о непутевом сантехнике Афанасии Борщове. 

Афоня.jpg

Автор сценария Александр Бородянский поделился секретом создания образа сантехника: «Я после окончания техникума работал маляром. И когда начал писать сценарий, главным героем сделал маляра. Но потом понял, что фигура сантехника будет зрителю более интересна».

Тему ЖКХ в кинематографе в 1988 году продолжил и режиссер Юрий Мамин. Его фильм «Фонтан» снят в жанре анекдота на «злобу дня». Действие происходит вокруг обычного питерского дома в котором постоянно что-то ломается Жильцы к этому привыкли, но не теряют надежды привести объект в надлежащий вид. В ЖЭКе их стремления разделяют далеко не все. Преобразования не нравятся начальникам, техникам, сантехникам, сотрудникам ремонтных служб Фильм в прокат не выпустила цензура «Было напечатано несколько копий и с ними артисты ездили по стране, зарабатывали деньги, — вспоминает Юрий Мамин. — А от выдвижения на Госпремию я отказался: «Лучше выпустите картину на экраны».

Последнее десятилетие XX века внесло в кинематограф небольшую сумятицу Предшествующая эпоха 90-х подкосила наследие советских лет. Устоявшийся образ жизни рухнул, и никто не мог даже предположить, что ожидает впереди. В продолжение темы разрушенного жилищно-коммунального комплекса страны в 2014 году появляется весьма амбициозный художественный фильм Юрия Быкова «Дурак». Сюжет киноленты развивается вокруг фигуры сантехника Димы Никитина, которого окружающие считают сердобольным дураком. Рискуя он решается спасти 800 человек из здания общежития, которое по его расчетам из-за постоянных коммунальных аварий вот-вот рухнет. С одной стороны, Юрий Быков пытается воссоздать образ великой фигуры — простого но знающего свое дело сантехника в чьих руках находятся судьбы людей. Но с другой, изношенная коммунальная инфраструктура, социальная нестабильность, коррупция и чиновничьи препоны являются непреодолимыми препятствиями для восстановления достойного образа жизни. Подобные фильмы в кинематографе играют роль социального разоблачителя, который, не протестуя открыто выявляет основополагающие аспекты реальности. 

С введением процедуры лицензирования управляющих компаний, изменениями в законодательстве и появлением на рынке добросовестных УК ситуация в сфере ЖКХ изменилась. И сегодня перед кинематографом стоят уже совсем иные задачи, ключевой из которых является просвещение граждан о новых возможностях и обязанностях собственников МКД.

Развлечение для просвещения
Современная задача заключается в возвращении утраченного авторитета сотрудников ЖКХ, в воспитании самоуважения, веры в себя и в стремлении стать лучше. Подобные темы уже неоднократно поднимались в документальных лентах, однако так и не получили полномасштабного размаха. Практически по такому же пути в последние годы развивается и строительная тематика в киноискусстве. На смену художественным жанрам пришли научно-познавательные программы и документальные фильмы, несущие в себе интересные истории и знаменательные факты как об уникальных масштабных стройках так и о технологиях возведения объектов. 

За последний год зрителям были представлены документальные киноленты «Самый-самый. Байкало-Амурская магистраль», повествующая о величайшей стройке XX века, «Самый-самый. Геопорт» — о строительстве уникального современного комплекса который станет южным форпостом МФД РФ в Новороссийске. Документальный фильм «Дело техника. Сетчатые покрытия Шухова» повествует о малоизвестных фактах изобретений Владимира Шухова — инженера первой телебашни Москвы. Лента раскрывает секреты инженера: ему удалось сэкономить на металле при строительстве перекрытия столичного ГУМа, и здание уже более 100 лет выдерживает любые нагрузки. 

В 2016 году в рамках авторской программы Аркадий Мамонтов снимает документальный фильм «Прораб Москвы». Его главным героем становится Владимир Ресин, заслуженный строитель РСФСР, превративший за последние 25 лет Москву в огромный столичный мегаполис. 

В России 2016 год объявлен Годом российского кино. С точки зрения властей, Год кино обещает быть интересным, ярким и творческим. Хочется верить, что российский кинематограф не оставит без внимания такие топовые темы, как строительство и ЖКХ, и подарит в этом году зрителям множество увлекательных новинок.
Авторы: Марина Коренец