Янош Эгуд: «Если бы оценка рынка была более адекватной, удалось бы избежать многих проблем»

Один из крупнейших мировых производителей листового стекла корпорация Guardian Industries, в отличие от многих других зарубежных инвесторов, пришла в Россию довольно поздно

06.06.2016

Свой первый завод компания построила в Рязани в 2008 году, второй — в Красном Сулине в 2012-м, в то время как немалая часть иностранных тяжеловесов начинала свой бизнес на открывшемся постсоветском рынке еще в конце 90-х. Бывший генеральный директор «Гардиан Стекло СерBисиc» Янош Эгуд рассказал «Вестнику» о причинах задержки и о том, как результаты маркетинговых исследований рынка влияют на инвестиционный потенциал регионов России.

Янош Эгуд.jpg

Янош, почему все-таки Guardian пришел в Россию лишь в конце 2000-х?

Главным фактором для принятия решения является политическая стабильность страны, и в середине — конце 90-х прогнозы по России были неблагоприятными. Большую тревогу вызывали проблемы становления банковской системы. Кроме того, поскольку строительная отрасль также находилась в упадке, рынок не был готов к продукции Guardian. Прибавьте сюда еще и сложности взаимодействия нашей весьма консервативной компании с концептуально отличающимся подходом в области административного управления местных органов власти, что для нас также имеет большое значение... В начале XXI века ситуация улучшилась по всем фронтам. Правда, получилось так, что производство в Рязани мы запустили в кризисном 2008-м. И здесь было важно оценить свои преимущества. Главным из них стало то, что мы предлагаем российскому рынку стекло высочайшего уровня. К тому же помимо флоат-стекла мы производили и стекло с покрытием, которое способно снижать теплопотери зимой и защищать от солнца летом. До этого такая продукция в Россию только завозилась, причем в довольно ограниченном количестве. Эти два конкурентных преимущества помогли нам справиться с кризисом в то время.

Как выбирали место для организации будущих производств? И почему выбор пал на Ростовскую область?

В то время, согласно нашим исследованиям, наиболее удачными для инвестирования были признаны рынки Москвы Санкт-Петербурга, Калуги, Нижнего Новгорода, Казани и Екатеринбурга. Второе место занимали города Московской области, Воронеж, Ростов-на-Дону, Калининград. Но в большинстве перечисленных городов уже располагались стекольные заводы. В Москве и Нижнем Новгороде активно развивался Glaverbel, в Поволжье были саратовский и самарский стекольные заводы. Что касается Екатеринбурга то рынку этого региона требовалась максимум треть стекла, производимого крупным заводом. Поэтому Ростовская область в то время выглядела наиболее привлекательно. Делая выбор в пользу Красного Сулина мы учитывали и то, что он находится недалеко от украинской границы: планировалось экспортировать в соседнюю страну существенную часть объема производства этого завода. И вначале мы действительно поставляли туда большое количество продукции. Затем из-за сложившейся политической ситуации мы стали расширять также поставки на Кавказ, в Центральную Азию (особенно в Казахстан). Постепенно наладили достаточно крепкие экспортные отношения с Турцией.

Власти Ростовской области помогали вам с организацией бизнеса?

Наши взаимоотношения с местными властями и в Ростовской, и в Рязанской области были прекрасными, ведь именно это стало последним определяющим фактором при выборе региона. На всем протяжении моей работы в России (с 2007-го по 2014 г. — Прим. ред.), особенно в донском регионе, при возникновении любых проблем я обращался к профильному специалисту в министерстве или правительстве, и вопрос решался. Донские власти всегда оказывали нам всестороннюю поддержку. Например, во время подготовки проекта мы обсуждали с областным правительством, что состояние как подъездной дороги к трассе так и дороги до украинской границы оставляет желать лучшего. Пообещав что украинская часть дороги будет отремонтирована к моменту запуска производства, а подъездная — в течение нескольких месяцев после, руководство области выполнило все в точности.

производство стекла.jpg

Какой в целом вы увидели Россию с точки зрения иностранного инвестора?

Выбирая площадку для завода, я посещал Томск, Екатеринбург, Тюмень и множество других городов. И повсюду региональные власти были открыты для сотрудничества. Проблема по сути лишь одна — оценка рынка. Я бывал на юго-западе Сибири, где в то время тоже пытались привлечь инвесторов, в частности по производству стекла. Они готовы были обсуждать и решать любые трудности, но настоящая сложность была в том, чтобы верно оценить рынок. Ведь невозможно входить в регион, который не готов принять твою продукцию. И очень часто я не мог им этого объяснить: «Хорошо, даже несмотря на то, что вы предлагаете нам налоговые и другие льготы, но я просто не смогу продать здесь то количество стекла, которое мы будем производить! И в этом ключе никакие дополнительные бонусы не имеют значения».
Практически в каждом регионе профильные компании и организации проводят исследования рынка. Но многие из них, к сожалению, не соответствуют действительности. Если бы оценка рынка была более адекватной, удалось бы избежать многих проблем в дальнейшем.

Возможно ли, с вашей точки зрения, сегодня привлечь зарубежных инвесторов в Россию? И как это лучше делать?

Сложный вопрос. Помимо того, о чем я уже сказал, огромной проблемой является слишком высокий уровень инфляции. Когда я приехал в Россию доллар стоил 25 руб., когда был построен завод в Рязани — 30 руб., когда был сделан проект в Ростовской области — около 35 руб., а когда уезжал из страны — в районе 52 руб. А сейчас — 80 руб.! Такие условия не способствуют инвест-привлекательности, потому что предприниматель не знает, что будет дальше, учитывая, что значительная часть вложений напрямую зависит от доллара или евро — то же высокотехнологичное оборудование в основном приходится покупать за рубежом. И вернуть такие инвестиции в существующих условиях становится практически невозможно. Сегодня интерес к России со стороны европейского бизнеса гораздо меньше, чем в конце 90-х — начале 2000-х. Все ждут, когда стабилизируется экономика. 
Авторы: Ольга Лазуренко