Владимир Путин: «Пик кризиса российская экономика миновала»

Владимир Путин: «Пик кризиса российская экономика миновала»

17 декабря президент РФ провел ставшую уже традиционной большую ежегодную пресс-конференцию — одиннадцатую по счету

На нее были аккредитованы порядка 1400 журналистов из России, ближнего и дальнего зарубежья, в том числе главный редактор журнала «Вестник. Северный Кавказ» Максим Федоров. За три часа Владимир Путин ответил на несколько десятков вопросов. Чаще всего они касались экономики и политики, причем в глобальном масштабе.

Про кризис и его последствия
— Когда в начале 2014 года мы говорили о том, каковы наши планы и как мы будем выходить из кризиса, то исходили из того, что средняя цена на «Брент» будет 100 долларов за баррель. А в конце того же года уже были вынуждены все пересчитывать, потому что цена упала в два раза. Мы посчитали бюджет следующего года как раз из этой цифры — 50 долларов за баррель, и это очень оптимистичная оценка... Но сейчас, сколько она уже, 38 долларов? Поэтому мы вынуждены будем, наверное, и здесь что-то корректировать. После падения цен на наши основные энергоносители ВВП сократился на 3,7%, инфляция с начала года выросла на 12,3%, инвестиции в основной капитал за десять месяцев уменьшились на 5,7%. Вместе с тем статистика показывает, что российская экономика кризис в целом миновала, во всяком случае, пик кризиса. Со второго квартала наблюдаются признаки стабилизации деловой активности. В сентябре-октябре прирост ВВП составил 0,3-0,1% к предыдущему периоду. Начиная с мая, перестал сокращаться и объем выпуска промышленной продукции: в сентябре-октябре зафиксирован небольшой, но все-таки рост — 0,2-0,1%. Положительную динамику демонстрирует сельское хозяйство — рост не менее 3%. Устойчивая ситуация наблюдается на рынке труда: уровень безработицы — около 5,6%.

Международные резервы России составили 364,4 млрд долларов. Внешний долг страны снизился на 13% по сравнению с прошлым годом. Существенно сократился отток капитала, более того в третьем квартале отмечен чистый приток. Конечно, было бы хорошо, если бы мы имели выход на внешние рынки рефинансирования и все эти деньги оставались внутри нашей экономики, помогали развиваться. С другой стороны, перезакредитование — тоже плохой признак.

Про качество работы правительства
— Никаких изменений, существенных, во всяком случае, в правительстве не предвидится. Мы вместе думаем о том, как сделать его работу эффективнее на наиболее чувствительных направлениях в экономике, социальной сфере.
В начале прошлого года был подготовлен и начал реализовываться антикризисный план. Согласно проведенному анализу 35% — больше трети намеченных мероприятий, к сожалению, пока не выполнены. Это говорит о том, что административных усилий, организаторских усилий по различным направлениям в различных министерствах, ведомствах, конечно, предпринято еще недостаточно для того, чтобы оперативно, своевременно и качественно реагировать на вызовы, которые перед нами стоят. Но в целом стратегически правительство делает нужные шаги и действует эффективно.

Про новые правила игры с Украиной
— Я вам искренне говорю: мы не заинтересованы в обострении конфликта на юго-востоке Украины. Наоборот, мы заинтересованы в том, чтобы этот конфликт как можно быстрее был разрешен, но только не способом физической ликвидации людей. Кстати говоря, посмотрите на результаты муниципальных выборов на юго-востоке. Там везде (по-моему, в девяти или десяти регионах) оппозиционный блок занял 1-2-е место. А на тех территориях Донбасса и Луганской области, которые контролируются украинскими властями, за оппозицию проголосовали 43 с лишним процента. Киевские власти этого не видят? Не хотят учитывать настроения и ожидания своего собственного народа?.. Мы не собираемся вводить в отношении Украины какие бы то ни было санкции. Просто с 1 января 2016 года она не будет пользоваться никакими льготами и преференциями в торговле с Россией. Мы всячески боролись за то, чтобы этого не произошло, но нас не захотели услышать. Однако будем работать и в тех условиях, которые складываются.

Про перспективы взаимоотношений с Турцией...

— Мы считаем, что действия турецких властей — не недружественный, а враждебный акт: сбили военный самолет, погибли люди. Что нас особенно возмутило? Если бы это был несчастный случай, как мы потом слышали... Что делают в таких случаях? Сразу снимают трубку и объясняются друг с другом. Вместо этого сразу побежали в Брюссель кричать: «Караул, нас обижают!» Кто вас обижает? Мы кого-то трогали там? Нет...

Что нас еще задело? Ведь мы же не отказывались от сотрудничества... Мы проявили готовность сотрудничать с Турцией по самым чувствительным для нее вопросам. Зачем надо было это делать? Я не понимаю... А чего они добились? Думали, что мы убежим из Сирии? Нет, конечно, Россия — не та страна. Мы свое присутствие в Сирии увеличили... Если раньше Турция там еще летала и постоянно нарушала воздушное пространство Сирии, теперь пускай полетают!.. На межгосударственном уровне я не вижу перспектив наладить отношения с турецким руководством, а на гуманитарном — конечно. Нужно продолжать контакты с близкими нам этнически тюркоязычными народами России, которые являются частью нашей страны. В этом смысле и турецкий народ, о котором я говорил в послании Федеральному Собранию как о дружественном нам народе, и другие тюркоязычные народы как были нашими партнерами и друзьями, так и остаются.

...и Египтом
— Решения, которые мы приняли по ограничению полетов нашей гражданской авиации в Египет, не связаны с недоверием к египетскому руководству, это не политическое решение. Они связаны с необходимостью обеспечения безопасности наших граждан. Террористическая деятельность угрожает и России, и Египту. Президент Египта Абдельфаттах Сиси проявляет удивительное мужество в борьбе с этой угрозой, но требуется время для того, чтобы купировать все проблемы. Как только мы отработаем механизмы, которые надежно обеспечат безопасность наших людей, то все ограничения снимем. Такая работа, в принципе, с египетскими партнерами идет.

Про главные итоги 15-летнего нахождения у власти
— Думаю, если мы хотим быть объективными, то должны признать, что итоги, прежде всего, в значительном увеличении доходов населения, в укреплении экономики. Объем нашего ВВП вырос почти в два раза — вот в чем итоги. Укрепление обороноспособности страны, возможностей Вооруженных сил — вот в чем итоги. Борьба с терроризмом, проявления которого мы еще не до конца побороли, но хребет точно переломили, — вот в чем итоги.
Логотип Вестник Строительство