Михаил Мень: «Ситуация в отрасли в целом стабильна»

Строительная отрасль, в отличие от многих других сегментов экономики, продолжает поступательное развитие

31.12.2015

Сохраняются объемы жилищного строительства, открываются новые производства стройматериалов, устраняются барьеры для бизнеса. Об итогах 2015 года и о планах работы ведомства в 2016 году «Вестнику» рассказал министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Пень.

Михаил Александрович, если подводить предварительные итоги, как можно охарактеризовать уходящий 2015 год для строительной отрасли?

Анализ текущего состояния дел в строительной отрасли свидетельствует в целом о стабильности ситуации. По состоянию на 1 декабря 2015 г. в Российской Федерации введено 66,7 млн кв. метров жилья, что на 3,4% больше аналогичного периода 2014 года. По итогам года при сохранении наметившихся тенденций объем ввода жилья ожидается в размере 74 млн кв. метров. Однако кризисные процессы в экономике не могли не отразиться на строительстве жилья. Покупательская активность населения снизилась, при этом объемы кредитования ипотеки и застройщиков сократились на 40%. Минстрой России ведет регулярный мониторинг рынка ипотечного кредитования жилищного строительства. По состоянию на 1 ноября 2015 г. в Российской Федерации было выдано 526,7 тыс. ипотечных кредитов на общую сумму 870 млрд рублей (на 34% меньше, чем в аналогичном периоде 2014 г. в количественном и на 37% в денежном выражении).

Меры господдержки показали свою эффективность

Объемы российской ипотеки хоть и снизились в 2015 году, но не так сильно, как предсказывали пессимисты. Сработала ли программа господдержки ипотеки? Планируется ли ее продолжить в будущем?


Безусловно, программа показала свою эффективность. Для получения жилищных кредитов на новостройку были созданы привлекательные условия — процентная ставка по программе господдержки не превышает 12%, а некоторые банки предлагают и того ниже. В программу вошли 37 банков. На сегодня уже выдано почти 150 тыс. ипотечных кредитов с господдержкой на общую сумму 265 млрд рублей. Это составляет более 40% от общего количества выданных кредитов в этом году — 461 тыс. кредитов на сумму 759 млрд рублей за 10 месяцев. Как бы громко это ни звучало, но в определенном смысле господдержка спасла ипотеку. Примерно каждая третья квартира, приобретенная через ипотечный кредит, была куплена с субсидированием процентной ставки. Все прогнозы скептиков, которые говорили, что ипотека рухнет в четыре раза, а это обозначало бы катастрофу для строительной отрасли, не сбылись, ничего этого не произошло. Срок программы заканчивается в марте 2016 года. Ее продление сейчас обсуждается в правительстве. Однако пока решение не принято.

Если смотреть на динамику 2015 года, можно ли спрогнозировать объемы по вводу жилья на 2016 год? Какие направления поддержки отрасли предусмотрены?

Минстрой России уделяет особое внимание строительству жилья экономкласса и реализации проектов комплексного освоения территории. Поэтому одно из приоритетных направлений деятельности ведомства — программа «Жилье для российской семьи», которая стартовала в 2014 году и решением Правительства РФ продлена до 31 декабря 2017 года. Благодаря постановлению Правительства РФ №404 в нее также внесены изменения. Так, власти субъектов Федерации получили возможность приобретать жилье в рамках данной программы на этапе долевого строительства. Кроме того, был снижен критерий объема ввода жилья в рамках одного проекта комплексной застройки для регионов Дальневосточного федерального округа до 5 тыс. кв. метров. Правительство РФ поддержало предложение Минстроя России о выделении из антикризисного фонда порядка 20 млрд рублей в 2016 году на строительство инженерно-технической, социальной и транспортной инфраструктуры. Это позволит поддержать строительство жилья экономического класса в рамках комплексного освоения территорий, исключить дополнительные затраты застройщиков на строительство инфраструктуры и тем самым оказать поддержку бизнесу. Также отмечу, что Правительство РФ продлило до 2020 года еще одну федеральную целевую программу «Жилище» и утвердило ее новую редакцию. Теперь ФЦП «Жилище» включает в себя пять подпрограмм: «Обеспечение жильем молодых семей», «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации», «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Обеспечение жильем отдельных
категорий граждан». В 2015 году на программу было выделено 87,4 млрд рублей. На 2016-2020 годы запланировано 604,42 млрд рублей. За это время планируется обеспечить жильем порядка 235 тыс. семей, в том числе предоставить социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья 157,4 тыс. молодых семей и выполнить государственные обязательства по обеспечению жильем 54 тыс. семей категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Наконец, в 2015 году для более эффективной мобилизации ресурсов был создан Единый институт в сфере жилищного строительства АО «АИЖК». Он выступил с инициативой взять на себя кредитование строительства жилья и инженерных объектов, а затем выдачи длинных кредитов для тех компаний, которые возьмутся за их эксплуатацию с учетом срока окупаемости.

Ужесточение требований к компаниям, страхующим риски застройщиков перед дольщиками, по мнению некоторых специалистов, может парализовать продажи жилья. Какова позиция министерства в этом вопросе?

После вступления в силу 1 октября 2015 года федерального закона, ужесточившего требования к страховым компаниям, работающим в сфере долевого строительства, на рынке осталось только 19 страховщиков и Общество взаимного страхования (ОВС). У многих участников строительства возникал вопрос, как теперь будут осуществляться страхование и регистрация договоров долевого участия. Но благодаря совместной работе Минстроя РФ с Росреестром и Центральным Банком России серьезных проблем удалось избежать. У страховых компаний и застройщиков было достаточно времени, чтобы подготовиться к введению новых требований. Страховщики, которые не в состоянии отвечать новым условиям, не могут работать на рынке долевого строительства. Со средствами населения должны иметь дело только те компании, которые могут гарантировать их возвратность.

Барьеров станет еще меньше

Вы называли одной из основных задач Минстроя РФ снижение административных барьеров. Что сделано и что предстоит осуществить в ближайшее время?

В настоящее время «Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства» содержит 141 процедуру, 131 из которых установлена федеральным законодательством, еще 10 относится к региональным процедурам. В планах на 2016 год — отмена 40 избыточных административных процедур в сфере строительства. Параллельно в течение следующего года этот перечень планируется перевести в электронный вид. Это даст возможность инвесторам заранее видеть, какой набор процедур и согласований им необходимо будет пройти.

Одним из приоритетных направлений деятельности в 2016 году станет подготовка «Исчерпывающего перечня процедур в отношении сетей электроснабжения». Во втором квартале планируется внести документ в Правительство России. На второе полугодие намечена работа над аналогичным документом в отношении сетей водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, в 2016 году будет проведена оптимизация порядка строительства линейных объектов инженерной инфраструктуры и подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Проведенные Минстроем России преобразования и реформы в сфере строительства были положительно оценены экспертами Всемирного банка и в целом помогли улучшить инвестиционную привлекательность нашей страны в сфере строительства. В рейтинге DoingBusiness-2016 Российская Федерации по сравнению с рейтингом прошлого года в целом поднялась на 11 позиций — до 51-го места. А по направлению «Получение разрешения на строительство» на 37 позиций — со 156-го на 119-е место.

СМИ писали, что в Минстрое России задумали настоящую революцию в ценообразовании, в результате которой можно будет сэкономить сотни миллионов рублей бюджетных средств. За счет чего это предполагается сделать?

Необходимость построить новую прозрачную, понятную и доступную систему ценообразования очевидна абсолютно для всех. При этом Минстрой России считает неэффективным полный отказ от старых наработок, которые зарекомендовали себя с положительной стороны. Концепция реформирования системы ценообразования министерства, получившая название «400 дней», содержит план мероприятий на следующие три года по осуществлению реформирования системы ценообразования в строительстве в три этапа.

Реализация основных задач рассчитана на 2016 год, тогда же должен быть реализован первый этап создания информационной системы, в который войдет мониторинг строительных ресурсов. Наш приоритет — достоверные источники информации и прозрачные принципы ценообразования.

В рамках реформирования ценообразования Минстроем России утвержден план разработки нормативов на 2015-2016 гг. Указанный план включает проведение инвентаризации, актуализацию и разработку новых нормативов в полном объеме.
Проверка проектов сметных нормативов до их внесения в Федеральный реестр параллельно с актуализацией сметных нормативов, уже внесенных в него, возложена на научно-экспертный совет (НЭС) по ценообразованию, созданный при Минстрое России. В обязанности НЭС также вошли вопросы анализа стоимости строительства и повышения контроля
в сфере ценообразования. В состав научно-экспертного совета при Минстрое России вошли 17 ведущих экспертов отрасли. Реформа ценообразования министерства в том числе включает изменение процедуры принятия решений по утверждению новых нормативов. Предусмотрена открытая процедура общественного обсуждения новых нормативов с привлечением независимых экспертов. Результатом реформы станет создание единого координационного центра, отвечающего за реализацию политики в сфере сметного нормирования и ценообразования, на базе Минстроя России, а также формирование единой государственной сметно-нормативной базы и, соответственно, единого методического подхода к расчету стоимости.
Планируется повышение профессионального уровня экспертного сообщества благодаря проведению аттестации экспертов по всем направлениям. В конечном итоге принятые меры приведут к сокращению сроков внедрения новых технологий и инноваций, а также к экономии бюджетных средств, направляемых на капитальные вложения.

Уровень импорта снижается

Насколько успешно реализуется программа импортозамещения в стройиндустрии? В каких сегментах она идет наиболее активно?

В настоящее время в России производятся все основные виды стройматериалов, изделий и конструкций. Доля импорта в строительной отрасли невелика — сегодня около 90% стройматериалов, используемых для возведения жилья экономкласса, являются отечественными. Что касается импорта, то в основном в Россию импортерами завозятся некоторые виды отделочных материалов, используемые при строительстве и отделке элитного жилья. При этом эксперты констатируют снижение уровня импорта цемента, кирпича, стекла, отделочных материалов. Россия полностью или почти полностью обеспечивает себя теплоизоляционными, кровельными, гидроизоляционными материалами, гипсокартоном, сухими смесями, товарным бетоном и железобетонными изделиями. В стране продолжают вводиться новые заводы по производству цемента, стеновых и теплоизоляционных материалов, ЖБИ, стекла, причем свои предприятия в нашей стране активно запускают и импортные бренды. Недавно в Подмосковье был открыт завод по выпуску уникальных добавок в бетон, что позволит значительно сократить зависимость российской стройиндустрии от импорта в этом сегменте. Важным условием для развития строительной индустрии является развитие жилищного строительства. Именно на поддержание спроса на жилье, который в свою очередь влияет и на объемы производства стройматериалов, направлена наша программа по государственному субсидированию ипотеки.

Радикальных реформ в ЖКХ не планируется

В этом году одним из основных событий в коммунальной отрасли стало проведение лицензирования УК. Каковы основные направления в развитии ЖКХ на 2016 год?

Радикальные изменения законодательства в сфере ЖКХ уже завершены, министерство будет заниматься лишь донастройкой созданных механизмов. Кроме того, Минстрой России продолжит работать над улучшением качества услуг. В этом помогают концессионные соглашения с бизнесом. Уже в этом году большинство тепловых и канализационных сетей, сетей водоснабжения и водоотведения было переложено именно за счет частного инвестора. На сегодня подписано и реализуется 535 концессионных соглашений. Только в 2015 году в отрасль пришло около 130 млрд рублей частных инвестиций. В следующем году ведомство планирует создать условия для прихода концессионеров в малые города. Разумеется, бизнес с удовольствием придет в крупный город и будет управлять водоканалом, этот проект может быть вполне окупаемым. Небольшие по населению города не так привлекательны с предпринимательской точки зрения. В связи с этим Правительство РФ поддерживает подобную инициативу: если регион привлечет инвестора для управления каким-то муниципальным ресурсом, то местный бюджет получит финансовую поддержку из центра.

Можно ли считать успешной программу капремонта? Планирует ли министерство вносить изменения в ее работу?

Недавно Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект о льготах при уплате взноса за капитальный ремонт. В нем речь идет о том, чтобы дать инвалидам I и II группы и тем семьям, которые воспитывают детей-инвалидов, 50-процентную скидку. Кроме того, в 2016 году установят льготы для одиноко проживающих людей старше 70 лет, а именно компенсируют им расходы на оплату взносов на капитальный ремонт в размере 50%. Для тех, кому исполнится 80 и более лет, будет предусмотрена 100-процентная компенсация. Важно, что эти выпадающие доходы из региональных операторов капитального ремонта будут замещены деньгами федерального бюджета.

На середину ноября 2015-го за почти два года реализации программы завершен ремонт в 19 тыс. многоквартирных домов общей площадью свыше 77 млн кв. метров, в которых проживают порядка 3,5 млн человек. При этом только в текущем году (на данный момент) ремонт уже завершен в 10 720 домах общей площадью 41,06 млн кв. метров. До действия этой программы, когда на капремонт средства выделялись лишь из Фонда ЖКХ, максимальное количество домов, которые отремонтировали за год, достигало лишь 7 тысяч. Квартиры в домах, где только что закончился капитальный ремонт, выросли в цене на 30%, в этом смысле капремонт — это серьезная капитализация своей квартиры.

Важно понимать, что работа региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах обеспечит безопасность населения, даст толчок для модернизации жилищного фонда, позволит минимизировать количество аварийного жилья и создаст новые рабочие места.
Авторы: Дмитрий Подобед