Чего не хватает России

В 2014 году стартовала новая программа «Жилье для российской семьи», согласно которой до конца 2017 года планируется ввести в эксплуатацию не менее 25 млн кв. м жилья экономкласса

06.08.2015

Сегодня перед застройщиками остро стоят и вопросы сокращения стоимости квадратного метра, поскольку квартиры должны быть не только комфортными, но и доступными для большинства семей со средним заработком. Своими идеями о возможных вариантах снижения себестоимости жилья поделились с «Вестником» специалисты строительной отрасли Юга России.

Станислав Шмелев, генеральный директор ЗАО «Патриот-Инжиниринг»:
— Наиболее оптимальным с точки зрения наращивания объемов строительства жилья в экономсегменте мы считаем индустриальное домостроение. Эту технологию мы оцениваем как одну из наиболее активно развивающихся и перспективных в современном домостроении. Плюсов у нее много. Во-первых, следует отметить высокую скорость строительства — 0,8 этажа в день. Судите сами: от начала возведения, например, двухподъездного дома в 17 этажей до ввода объекта в эксплуатацию проходит примерно полгода. Во-вторых, при такой технологии присутствует заводской контроль качества, требуется использование квалифицированной рабочей силы. И, в-третьих, доступная цена служит одним из самых привлекательных факторов для покупателя. По своим видовым и качественным характеристикам индустриальное домостроение ничем не уступает монолиту. Значительно снизить стоимость квадратных метров нам помогают и свои производственные мощности.

Еще в 2008 году, придя на ростовский рынок, группа «Патриот» начала свою деятельность с приобретения и дальнейшей модернизации Ростовского комбината крупнопанельного домостроения. Тогда же была разработана серия домов «Р-н-Д», которая легла в основу строительства ключевого проекта компании — «Западных ворот» в Левенцовке, а также ЖК «Красные ворота» и «Акварель». В наших ближайших планах — выпуск новой серии «РБТА», который станет возможен после завершения второй очереди модернизации комбината. Новый — пятый — микрорайон Левенцовский мы планируем застраивать по этой серии домами повышенной комфортности. Помимо более гибкой квартирографии и оригинальных фасадных решений, проект предполагает сниженную этажность (7-14 этажей) и квартальную организацию застройки с ограничением въезда транспорта во внутренние дворы.

Александр Кокарев, к.т.н., доцент, заведующий кафедрой промышленного и гражданского строительства Астраханского инженерно-строительного института:
— Сегодня в сегменте жилищного строительства Астрахани наиболее эффективной признана технология монолитного железобетона. Себестоимость строительства монолитных железобетонных зданий сравнительно невысока, а по качественным характеристикам такой дом отвечает всем современным требованиям комфортности, архитектурной выразительности, энергосбережения и ценовой доступности. Несколько лет назад мы разрабатывали идею применения измельченного камыша, растущего в большом количестве на неиспользуемых землях Астраханского края в качестве фибровых волокон для изготовления стеновых блоков. Такая технология позволила бы не только повысить прочностные свойства бетона и облегчить конструкцию, но и улучшить эксплуатационные характеристики стройматериалов, такие как, например, устойчивость к климатическим особенностям. К сожалению, несмотря на все плюсы армирования с применением фибровых волокон, их недостаток не менее очевиден: требуются серьезные капиталовложения для строительства заводов по производству фибровых волокон из камыша, поскольку в Астраханской области таких предприятий нет.

Перспективным направлением при строительстве зданий является использование серобетона, в состав которого входит серное вяжущее вещество, являющееся недорогой и эффективной альтернативой цементу. Серобетон позволяет на 30% снизить себестоимость строительных работ, однако его применение возможно лишь на конструкциях, располагающихся ниже уровня земли, при строительстве фундаментов, элементов подземных коммуникаций.

Не менее интересным направлением в проблеме снижения себестоимости строительства жилья может стать использование стеклопластиковой арматуры. Доказано, что применение стеклопластиковой композитной арматуры значительно увеличивает срок службы конструкций и фундамента, Однако сегодня этот стройматериал используется не особо эффективно, поскольку нуждается в дальнейшем изучении и тщательной апробации на практике.

Анатолий Субботин, к.т.н., заведующий кафедрой «Технология строительного производства и строительных материалов» Южно-Российского государственного технического университета:
— При рассмотрении вопроса о снижении себестоимости строительства жилья основную роль играет наличие современных технологий, позволяющих не только снизить прямые затраты, но и сократить сроки строительства. В недавнем прошлом были популярными объемные блоки, выступающие в качестве несущих и ограждающих элементов строительных конструкций. Широкое применение получили пеноблоки, газоблоки и пеногазоблоки. Реклама таких строительных материалов не скупится на хвалу их теплоизляционных свойств, обещая потребителям прекрасную замену метровой (в ширину) кирпичной кладки. Правда, производители не спешат ответить на самый основной, конкретный вопрос — какова прочность таких блоков? Всем известна череда судебных исков на построенные «элитные» частные дома, которые трещат по швам под собственным весом кровли и железобетонных перекрытий в результате того, что данный строительный материал хорош только в качестве ограждающих самонесущих конструкций.

Неплохим вариантом строительства комфортного и доступного жилья я считаю применение фибросталебетона в монолитном домостроении. Данная технология значительно снижает применение арматуры при армировании несущих железобетонных конструкций, уменьшая не только трудоемкость возведения строительных конструкций, но и их стоимость и сроки изготовления. Однако в России еще отсутствует отлаженная нормативная база расчета данных конструкций, а также широкий спектр номенклатуры и поставщиков самой фибры.

Александр Калядин, заместитель директора по строительству ООО «АДСК»:
— На протяжении многих лет наш Астраханский домостроительный комбинат плодотворно сотрудничает с ОАО «ПКФ «Аксоль» по вопросам поставки ЖБИ и бетона. Взаимодействие двух крупных компаний позволяет не только снизить стоимость жилья, но и свести к минимуму возможность срывов плановых сроков строительства. Возведение жилых многоквартирных домов ведется по технологии сборных железобетонных конструкций. Сегодня специалисты «АДСК» ведут строительство жилого комплекса «Комфорт» в Астрахани. В двух 12-этажных домах запланировано 284 квартиры, из которых 183 будет реализовано в рамках программы «Жилье для российской семьи». По итогам реализации проекта жители региона получат комфортные квартиры экономкласса по доступным ценам. Планировка квартир в домах серии 135 КОПЭ-ЮГ имеет ряд отличительных особенностей: в них удобная кухня площадью 8 кв. м, удобное расположение комнат, увеличенное пространство лифтового холла. Для застройки был выбран район с учетом уровня развития инфраструктуры. Вблизи жилого комплекса расположены остановочные пункты общественного транспорта, социально значимые объекты. Заботясь о комфорте проживания будущих новоселов, особое внимание уделено благоустройству прилегающей к домам территории. Проектом предусмотрены места для отдыха взрослого населения, детские игровые и спортивные площадки, места для стоянки автомобилей. За многолетний стаж успешной работы наша компания не раз принимала участие в реализации муниципальных жилищных программ, таких как переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, так называемая военная ипотека и др. Однако столь масштабное участие в государственной жилищной программе (более 60% квартир) для нас было впервые. В процессе строительства не возникает никаких непреодолимых проблем, и возведение жилого комплекса идет в рабочем режиме.

Эльдар Меннанов, директор филиала СРО Ассоциации «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса», советник президента Союза строителей Республики Крым:
— Строительство зданий и сооружений в Республике Крым имеет некоторые особенности по сравнению с материковой частью Россиийской Федерации. У нас очень широко используются монолитное строительство и метод возведения зданий из железобетонного каркаса с заполнением. В качестве заполнителя каркаса применяется природный, экологически чистый материал осадочных известняковых пород — ракушечник и альминский блок, что объяснимо наличием на полуострове Сакских и Белогорских месторождений. Однако несмотря на все преимущества, данный материал имеет и ряд недостатков. Пильный стройматериал далеко не всегда бывает ровным и нуждается в выравнивании, а его пористость требует обязательного ограждения утеплителями, что влечет для застройщиков дополнительные расходы. В современной строительной индустрии с развитием новых технологий производства появляется все больше альтернативных строительных материалов, таких как пенофибробетон, композитная арматура, СИП-панели, геошурупы и др. Такие материалы служат хорошей альтернативой традиционным. Например, теплосберегающие характеристики пенофибробетона практически в два раза выше, а сам стройматериал в три раза легче ракушечника, что обеспечивает минимальные нагрузки на железобетонные конструкции.
Соответственно, застройщики получают неплохую экономию средств на сечениях несущих элементов, на арматуре и т,д, Использование этого стройматериала сегодня свойственно многим индивидуальным застройкам, а в массовом строительстве Крыма пока затруднено из-за отсутствия законодательной базы по Российской Федерации. Однако ключевая проблема строительной отрасли Республики Крым на сегодняшний день заключается в логистике. Отсутствие отлаженной доставки привело к стремительному повышению цен на сыпучие инертные материалы. Например, для производства железобетонных конструкций необходим речной песок без определенных примесей, поскольку наличие морской соли или глины отрицательно сказывается на качестве ЖБИ. На территории полуострова такого песка нет. И если раньше подобные стройматериалы поставлялись в Крым из Днепропетровска, то сейчас доставка ведется из Краснодара через паром, что влечет за собой развитие фактов спекуляции со стороны непорядочных поставщиков. Так, стоимость песка возросла с 300 рублей до 2,5 тыс, рублей за одну тонну. Невероятно повысились в цене и отделочные материалы. Безусловно, такая ситуация очень негативно сказалась на себестоимости жилья, а в итоге и на конечном потребителе. В числе самых приоритетных мероприятий для реализации программы по строительству доступного жилья на полуострове Крым необходимо решить вопрос транспортировки строительных материалов с материка, проработать нормативно-правовую базу на использование инновационных материалов и технологий их применения в строительстве.
Авторы: Марина Коренец