Михаил Мень: «Власти в регионах понимают: строительство — важный участок работы, локомотив экономики»

В прошлом году в России построено более 83 млн кв. м жилья. Это рекордная цифра за всю историю страны, включая советский период

11.08.2015

Прогнозы на нынешний год скромнее — около 70 млн кв. метров. Важную роль в решении квартирного вопроса призвана сыграть программа «Жилье для российской семьи». Одна из задач при ее реализации — поддержка застройщиков: поиск механизма субсидирования процентной ставки по кредитам. Уже подготовлены спецпрограммы, например в рамках программы АИЖК — «Стимул». Об этом и другом в интервью Отраслевому журналу «Вестник» рассказал министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень.

Позитивные и негативные факторы

— Строительная отрасль — один из локомотивов российской экономики. Как отразился на динамике ее развития нынешний кризис?

— Последствия нынешнего кризиса рынок ощутит не раньше 2016 г. Сегодня строители заканчивают дома, возведение которых началось полтора-два года назад. Именно благодаря заделу прошлых лет сдача жилья в стране пока растет. За первую половину 2015 г. сдано 33,9 млн кв. м жилья — на 24,6% больше, чем за аналогичный период 2014 г., когда было сдано 27,2 млн кв. м. В лидерах — Краснодарский край и Московская область — 2,54 млн кв. м и 2,29 млн кв. м соответственно. Далее следуют Москва и Санкт-Петербург — 1,84 млн кв. м и 1,45 млн кв. м.

— При этом, если верить статистике, выявлен тревожный тренд — вводится меньше жилья экономкласса.

— Действительно, за первое полугодие прошлого года его было введено около 8 млн кв. м, а сейчас — примерно 13 млн. Сегмент экономического жилья попал под серьезный удар в начале нынешнего года, когда сильно выросла ключевая ставка Центробанка и стала менее доступной ипотека. Многие застройщики просто встали. Глубокое падение рынка, к счастью, удалось предотвратить: Правительство РФ приняло меры1 по субсидированию процентной ставки по ипотеке до 12%. Тем не менее у большинства застройщиков по-прежнему наблюдается падение спроса и это неизбежно отразится на рынке новостроек в следующем году.

Контроль за качеством строительства

— Для строительного рынка была и остается актуальной тема не только количества, но и качества. Качество возводимого жилья устраивает не всегда. По вашей оценке, насколько правильно устроена сегодня система контроля за строительством?

— По оценкам Минстроя РФ, системы строительного надзора, существующие в регионах России, существенно отличаются по уровню: они имеют очень разный профессиональный состав, численность и даже статус. Это зависит от того, насколько серьезно руководство региона относится к вопросам контроля за строительством. Считаю, это неправильно. Система, которая обеспечивает безопасность зданий и, следовательно, гарантирует безопасность людей, должна работать четко вне зависимости от позиции регионального руководителя. По сути, она не должна от него зависеть, как происходит сейчас.

— Независимость, полагаете, возможна?

— Эксперты, входящие в Общественный совет при Минстрое России, предложили выстроить централизованную систему архитектурно-строительного надзора под контролем нашего ведомства. Стройнадзор должен выйти из прямого подчинения региональных министерств и департаментов строительства и даже вице-губернаторов, курирующих строительную отрасль, и замкнуться напрямую на губернатора. Кроме того, целесообразно было бы пойти по пути Жилищного надзора, где должность жилинспектора региона согласуется министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по представлению главного госжилинспектора, которым является мой заместитель.

Вообще я не сторонник того, что из Москвы можно руководить всеми процессами в регионах. Но при согласовании на федеральном уровне вырастает статус руководителя и возникает иное отношение к нему в регионе, появляется иное влияние.

— Означает ли это, что вы не очень высокого мнения о работе профессионального сообщества — тех же СРО?

— У кого-то может сложиться впечатление, что я недемократичен и душу саморегулирование как институт. На самом деле идея СРО мне близка и понятна. В идеале именно профессиональное сообщество должно регулировать вопросы контроля за качеством работы своих коллег, тем более что такая система хорошо зарекомендовала себя во многих странах.
В России тоже есть отрасли, где она работает, например в нотариате. А вот со стройкой, к сожалению, пока не получается. Когда падают дома, никто не спрашивает, какая СРО выдала допуск строительной организации. Звучат вопросы к Минстрою: почему система не работает должным образом?

— И как вы на подобные вопросы отвечаете?


— С самого начала СРО наделили достаточно большими полномочиями, но не прописали их ответственность за свою деятельность. В этом и заключается проблема. Конечно, ситуацию можно выправить. Сейчас на выходе — подготовленный Минстроем законопроект, который накладывает субсидиарную ответственность СРО по обязательствам своих членов, допущенных к подготовке проектной документации или строительства, — так называемых генподрядчиков. В этом случае, если возникает ситуация неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам на архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов капстроительства, СРО разделят ответственность с теми, кому они выдали соответствующий допуск.

Централизация функций заказчика

— Тем временем по поручению президента создается единый заказчик, что может свидетельствовать о все большей централизации в строительстве. Так и есть?

— Минстрой разработал законопроект, который направлен на оптимизацию процесса строительства федеральных бюджетных объектов и предусматривает создание единого заказчика. Мы1 полагаем, что централизация функций позволит не только повысить качество подготавливаемой проектной документации, но и установить единые требования к технологическому заданию, заданию на проектирование и выполнение инженерных изысканий и т.д. Также она будет способствовать повышению уровня контроля за деятельностью единого технического заказчика со стороны контрольно-надзорных органов, в том числе органов финансового контроля.

— Уже известна реакция на законопроект со стороны регионов?

— Создание единого заказчика — как раз тот случай, когда процесс идет не только сверху. В регионах работают структуры, которые являются, по сути, единым заказчиком. Я имею в виду управления капитального строительства. В большинстве успешных с точки зрения строительства субъектов (в Татарстане, Московской и Калужской областях, Москве) давно отошли от того, что медицинские и образовательные объекты строят разные профильные ведомства. Очень часто во всех бедах при строительстве винят подрядчиков, хотя на самом деле во многих проблемах виноват именно заказчик. Строительный надзор закладывается в любую смету и осуществляется либо техническим заказчиком, либо сторонней организацией. Но, как правило, эта конструкция не работает, и переход к единому заказчику ситуацию поправит. Кроме того, идет активная работа по наполнению баз данных типовых проектов и проектов повторного применения. С появлением единого заказчика сформируется четкая и прозрачная система, благодаря которой стоимость строительства типовых объектов не будет принципиально отличаться.

Мониторинг системы ценообразования

— А какие перемены ждут отрасль в системе ценообразования?

— Впервые в истории современной России нам удалось получить средства на государственное задание в области технического регулирования и сметного нормирования. Они выделены на 2015-2017 гг. Предстоит три года работы. Их результатом станет создание единой информационной системы данных, включающей в себя федеральный реестр сметных нормативов, информацию о стоимости основных материалов и ресурсов по территориям субъектов РФ. Это крайне важно.

— В чем конкретно заключается прецедент?

— Сегодня осуществляется мониторинг всего порядка 400 ресурсов. Наша задача — к 2016 г контролировать 25 тыс. ресурсов, обновляя реестр ежеквартально, затем увеличить список до 70 тысяч. В идеале должно мониториться порядка 300 тыс. позиций. Тогда мы будем реально понимать все, что происходит в системе ценообразования. Эта сфера станет абсолютно прозрачной, коррупционная составляющая полностью исчезнет.

— В профессиональном сообществе ведется дискуссия о принципах ценообразования. Основным методом сметного расчета сегодня является индексно-базисный, хотя более прогрессивным считается ресурсный, основанный на оценке реальной рыночной стоимости ресурсов...

— Да. И, казалось бы, нужно как можно скорее переходить на него, но ученые нас предостерегают: пока мониторинг ресурсов еще недостаточно полный, существует риск попасть в зависимость от их поставщиков. Поэтому процесс перехода на ресурсный метод будет поэтапным, потребуется время, чтобы в полную силу заработала система мониторинга.

Новый уровень работы

— Профессиональное сообщество, застройщики в первую очередь, много лет жаловались на административные барьеры. По вашему мнению, сейчас оснований для жалоб стало меньше?

— Административные барьеры составляют для застройщиков все меньшую проблему. Власти в регионах понимают: строительство — слишком важная сфера экономики: на одно рабочее место в ней создается еще как минимум семь мест в смежных отраслях. Мы составили исчерпывающий перечень процедур в жилищном строительстве. В результате количество необходимых процедур в среднем сократилось на 22% и составляет около 18, а предельные сроки их прохождения уменьшились на 23% и насчитывают 209 дней. Сегодня в перечне — 141 процедура, но до конца 2015 г. Минстрой РФ планирует отменить или оптимизировать еще порядка 40.

Кроме того, мы разрабатываем исчерпывающие перечни в строительстве линейных объектов — инженерных сетей. В ближайшее время совместно с Минэнерго РФ завершим составление перечня сетей электроснабжения. Затем — сетей водоснабжения и водоотведения. А в следующем году — сетей тепло- и газоснабжения.

— А как министерство предполагает участвовать в решении не менее актуальной для отрасли проблемы — кадровой? Эксперты отмечают падение профессионального уровня работников стройкомплекса и указывают на необходимость внедрения новых образовательных стандартов.

— Мы плотно работаем с Московским государственным строительным университетом: инициировано создание на его базе федерального строительного инновационного научно-исследовательского центра. Он должен объединить представителей вузов и научно-технических организаций отрасли. На эти же цели будет работать новая технологическая платформа «Строительство», основанная на базе подведомственного министерству НИЦ «Строительство» и МГСУ. Без такого взаимодействия инновационное развитие нашей сферы невозможно.

— Что пожелаете коллегам в профессиональный праздник?

— Строительству всегда будет принадлежать одно из самых высоких и почетных мест в созидательном труде человека. День строителя — праздник представителей многих профессий: архитекторов и каменщиков, инженеров и проектировщиков...
Думаю, совместными усилиями мы преодолеем трудности, которые испытывает сегодня отрасль, и найдем способы поддержать ее. Желаю коллегам крепкого здоровья и чувства удовлетворения от работы, которую они делают!
Авторы: Никита Логвинов