Наталья Антипина: «Задача местных властей — перевести взаимодействие с застройщиками в режим «одного окна»

В ноябре 2014 г. вступил в силу полный перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, подготовленный Минстроем РФ

29.12.2014

Как отметила в интервью «Вестнику» замминистра строительства и ЖКХ РФ Наталья Антипина, это первый в истории российского законодательства нормативный акт, который призван упорядочить взаимодействия застройщиков и публичной власти. Следить за предоставлением разрешительной документации в регионах РФ будет штаб по контролю за сокращением процедур.

— Наталья Николаевна, с какими проблемами сталкиваются застройщики в сфере разрешительных процедур и как перечень поможет их решить?

— Самые проблемные вопросы — количество документов, которые муниципалитет запрашивает у застройщика, сроки проведения и платность процедур — со вступлением в силу этого перечня сняты. Если ранее количество всех согласований в жилищном строительстве достигало 220 процедур, то сегодня — 134. Применение всех процедур перечня не является обязательным при реализации отдельного проекта жилищного строительства.

В отношении каждого проекта будет применяться определенный набор процедур. В частности, число согласований для многоквартирного дома сократилось со 160 до 65, для комплексного освоения земельного участка — со 160 до 100, для индивидуального жилого дома — до 30. Перечень делится на два раздела. В первом — те процедуры, которые установлены актами РФ, во втором — акты и законы субъектов или нормативные акты представительных органов местного самоуправления. Застройщикам нужно знать, что те пять процедур, которые там указаны, применяются в том случае, если на уровне субъекта приняты соответствующие законы. Если не приняты, то, следовательно, и процедуры не нужно проходить. Мы подготовили изменения в постановление № 403, и субъекты РФ будут обязаны до 1 февраля 2015 г. на своих сайтах разместить аналогичную информацию только в отношении своих процедур. Исполнение этого перечня включается в программу проверки Минстроя РФ субъектов РФ в сфере градостроительной деятельности. В штаб по контролю за сокращением административных процедур, помимо региональных прокуроров, войдут также специалисты аппаратов полномочных представителей президента РФ в федеральных округах.

Кроме того, антимонопольный орган будет наделен полномочиями по наложению административной ответственности за нарушения процедур, связанных с исчерпывающим перечнем в сфере жилищного строительства. Если у застройщика необоснованно взяли плату или попросили документ, не входящий в перечень, то чиновники будут нести ответственность — от предупреждения до дисквалификации. Как мы выяснили, в вопросах предоставления разрешительной документации качество работы и квалификация служащих находится на низком уровне. Так что этот реестр описаний процедур станет подспорьем и для муниципальных служащих, и для застройщиков.

— Будет ли распространяться исчерпывающий перечень на Крым?

— В Крымском федеральном округе будет применяться перечень с особенностями, установленными местным законодательством. В Крыму и Севастополе действует переходный период до 1 января 2017 года. Эти субъекты согласовывают свои законы с Минстроем России. Они могут установить свою нормативную базу, которая будет легитимна до 2017 года, до интегрирования в правовое поле РФ.

— В каком виде предоставляются услуги — в бумажном или электронном?

— Минстрой России ведет работу по внедрению электронного документооборота для оказания услуг, которые предоставляет. Речь идет о разрешениях на строительство и ввод объектов, курируемых наших ведомством, аттестации физических лиц и экспертизе проектной документации.

В первом полугодии следующего года Главгосэкспертиза (структура, подведомственная Минстрою РФ) будет принимать документы уже в электронном виде, по остальным услугам завершим работу в течение года. Планируем, что заявитель сможет направлять свои запросы через единый портал госуслуг gosuslugi.ru. Конечно, электронный документооборот позволяет существенно сократить сроки проведения процедур. Согласно закону о государственных и муниципальных услугах, госуслуги уже должны оказываться в электронном виде. Сегодня фактическая реализация закона отстает, и введение этого перечня ускорит процесс перехода на электронный документооборот. Как правило, эти услуги сегодня оказываются через многофункциональные центры, качество работы которых от региона к региону отличается. Например, в Ростовской области и Краснодарском крае уделяется внимание сотрудникам в системе МФЦ, ведется их обучение, они знают любую услугу и могут достаточно профессионально проконсультировать заявителя. Но в некоторых других регионах, где я лично общалась с сотрудниками МФЦ, запрашиваются у застройщиков документы, которых и в помине нет. Подготовленный нами реестр описаний процедур должен быть на столах сотрудников МФЦ, этот документ им нужно знать. Считаю, что задача региональных и муниципальных властей — наладить взаимодействие с застройщиками в режиме «одного окна». Сейчас мы разрабатываем регламент работы именно такой системы для субъектов РФ, потому что застройщику важно прийти в одно место и получить все разрешения, в том числе на подключение к сетям.

— Какова правоприменительная практика в отношении разрешительных процедур по подключению к инженерной инфраструктуре?

— До вступления перечня в силу Генеральная прокуратура РФ выявила и пресекла в субъектах Федерации более 11,5 тыс. нарушений при выдаче разрешения на строительство и оформлении подключений к сетям ресурсоснабжающих организаций. Наибольшее число нарушений допускается предприятиями водо- и теплоснабжения. Сегодня в каждой отрасли — водо-, тепло-, электро- и газоснабжении — разный набор процедур. Их надо приводить к единому знаменателю, так как все процедуры типовые. В декабре будет готов план по совершенствованию законодательства по исключению дублирующих и избыточных процедур. Мы внимательно изучили пилотный проект Агентства стратегических инициатив по сокращению сроков прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства, который реализуется в Ростовской области. Считаем его преждевременным, так как с марта 2015 года вступят в силу изменения в Земельном кодексе, упрощающие порядок оформления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Однако мы учтем этот опыт в рамках своей работы.

— В рейтинге Doing Business Россия находится на 156-м месте. Какие меры предпринимаются, чтобы улучшить инвестиционный климат в строительстве?

— Мы не планируем останавливаться на достигнутом и ускоряем темпы работы по сокращению административных барьеров. В результате перечень будет сокращен еще на 48 процедур в сфере жилищного строительства. Так, в частности, Минстрой России внесет изменения в постановление Правительства РФ № 87 «О составе разделов проектной документации». С 1 марта 2015 г. технический план, который готовит кадастровый инженер, будет являться приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию и отправляться органами власти, выдающими разрешения на строительство, автоматически в Росреестр. Теперь документы будут проходить по цепочке, минуя застройщика, — от органа, выдавшего разрешение на строительство, к тому, кто дает разрешение на ввод, и ведомству, которое занимается кадастровым учетом и регистрацией прав.
Авторы: Анжелика Целикова