Рынок нерудных стройматериалов работает на спрос

Эксперты прогнозируют небольшое снижение цен и потребления нерудных материалов до конца 2014 года

07.08.2014
Яндекс.Дзен Instagram
Несмотря на общее восстановление строительной отрасли, предприятия нерудной промышленности еще не вышли на докризисный уровень 2008 года, но смогли приблизиться к нему. По данным Ассоциации «Недра», в 2013 г. произведено 415 млн куб. м стройматериалов (в 2008-м — 428 млн куб. м). В 2014 г. ожидается незначительный рост производства и столь же незначительное снижение потребления.

— Отрасль производит затребованные строителями объемы, — комментирует исполнительный директор Ассоциации «Недра» Владимир Сергеев. — Однако ни одно предприятие не будет вкладывать средства в реконструкцию и развитие с целью увеличения объемов продукции, если не будет подтвержденных объемов. Мы неоднократно поднимали вопрос о необходимости разработки программ потребности регионов в основных (базовых) видах строительных материалов и конструкций и утверждении их Правительством РФ. Решение проблем отрасли серьезно зависит и от состояния законодательной базы. Часто проблемы возникают при реализации федеральных законодательных актов на местах. Например, в таком важном вопросе, как определение тарифных ставок на аренду земли, собственность на которую не разграничена. Региональные власти, которым передали полномочия в этом вопросе, искусственно завышали тарифы, ставя под угрозу существование многих предприятий. Теперь, в частности, в донском регионе правительство Ростовской области внесло изменение в местную нормативную базу, согласно которому размер арендной платы не должен быть более 2% кадастровой стоимости таких участков.

Еще пример. С 2012 года Федеральным законом от 30.11.2011 № 364-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации перешли функции по предоставлению права пользования участком недр местного значения. Но из-за отсутствия необходимых нормативных актов по осуществлению субъектами РФ данных полномочий предприятия сталкиваются с тем, что это стало для них не помощью, а обременением. Так, например, в ряде регионов значительно усложнился порядок получения или продления сроков действия лицензий на недропользование. — Удалось также решить ряд вопросов по реальному снижению затрат предприятий. Так, значительно сокращена стоимость мероприятий по подключению дополнительных электрических мощностей на «последней миле». Если в 2011 г. стоимость подключения 1 МВт составляла около 12 млн руб., то в
2013 г. — уже около 500 тыс. руб. Значительное влияние на ситуацию на рынке нерудных строительных материалов оказывает стоимость их перевозки. Транспортная составляющая в цене продукции достигает 70%. По словам экспертов, за последние два-три года произошло улучшение и в сфере железнодорожных перевозок, хотя путь этот и был непростым. Постановлением Правительства РФ в декабре 2011 г. был создан парк вагонов ВСП и установлены долгосрочные тарифы по фиксированным ценам. Ликвидация этого парка привела к тому, что в августе 2013 г. тарифы на вагонную составляющую, а вслед за этим и на перевозки выросли на 25-50%. Этой ситуацией воспользовались и частные операторы, которые даже «опередили» РЖД по росту тарифов. Ситуацию смогло урегулировать только вмешательство ФАС России. Непросто складывается ситуация и с автомобильными перевозками нерудных материалов.

Введение ограничений на предельно допустимые массы транспортных средств и предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств, а также сезонные ограничения на использование ряда федеральных и региональных трасс не способствует сохранению дорог, а лишь увеличивает коррупционную нагрузку на промышленные предприятия и автоперевозчиков. Сегодня стоимость кредитов на пополнение оборотных средств и модернизацию производств на фоне ограниченного платежеобеспечен-ного спроса существенно снижает рентабельность этого бизнеса. Таким образом, основные барьеры на пути развития этого рынка аналогичны барьерам отрасли стройматериалов в целом и фактически делятся на две группы: тарифы естественных монополий и стоимость заемных финансов, констатируют специалисты.
— На стоимость НСМ у потребителя влияют в первую очередь стоимость добычи, транспортировки, условия оплаты, — поясняет Роман Куприн. — Как правило, стоимость транспортировки превышает стоимость готовой продукции у производителя. Наш прогноз цен на III квартал — незначительное снижение стоимости всех нерудных строительных материалов при возможных кратковременных и локальных спекулятивных всплесках. В IV квартале темп снижения цены может увеличиться. Что касается производства, то по итогам 2014 года мы ждем незначительный рост и незначительное снижение потребления в пределах 1%.

Также оценивают ситуацию и в Ассоциации «Недра»:
— В настоящее время нами создано Национальное партнерство Ассоциаций и союзов предприятий промышленности строительных материалов, представляющее интересы более 15 тыс. предприятий и более 600 тыс. работающих, — говорит Владимир Сергеев. — Совместными усилиями участников партнерства многие вопросы отрасли теперь решаются эффективнее. 28 июня 2014 года принят ФЗ № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который, по нашему мнению, будет способствовать тому, что потребность в нерудных и других видах строительных материалов будет определяться исходя не из «благих пожеланий», а на основе программ потребности регионов в основных (базовых) видах строительных материалов и конструкций, утвержденных Правительством РФ.
Авторы: Юлия Градова