Антон Мороз: «Столпы профессионального успеха — конструктив и сплоченная деятельность»

Традиционно День строителя — это не только профессиональный праздник, но и подведение итогов, обозначение планов на перспективу

07.08.2014

Как ведется работа в Национальном объединении проектировщиков, какие первоочередные задачи ставят перед собой профессионалы и каких успехов удалось достичь в работе, рассказывает руководитель аппарата НОП Антон Мороз.

— В работе национальных объединений очень важно взаимодействие с властью. Как НОП развивает и поддерживает эти взаимоотношения?

— Благодаря тому, что сама система саморегулирования фактически представляет самый серьезный экспертный институт по тематике проектирования, инженерных изысканий и строительства, органы государственной власти обращаются к нам за разъяснениями и экспертным мнением при подготовке тех или иных нормативных документов.
Данная связь обоюдна. Есть процесс, в котором власть является методистом и дает ответы, опираясь на действующие нормативные документы, а есть другой более сложный процесс — создание методики. И во втором процессе основными экспертами и создателями как раз и являются национальные объединения СРО в области проектирования, строительства, инженерных изысканий, поскольку компании, входящие в состав СРО — членов нацобъединений, являются основными потребителями разработанных методик и документов.

Формы взаимодействия НОП различны. Наша система взаимоотношений с властью построена на ежедневном тесном контакте на всех уровнях, и это очень важно. Бывает, мы разрабатываем те или иные проекты документов и просим государство выступить проводником в процессе придания этим документам официального государственного статуса. Иногда само государство поручает нам дать экспертное заключение на нормативы, разрабатываемые другими.
Основной элемент сотрудничества — личное участие во всех министерских, правительственных и законодательных совещаниях, деловых встречах по профильным тематикам в ежедневном режиме. Также мы ведем активную работу с региональными органами власти через наших представителей в регионах. Сегодня практически с каждой губернией подписаны соглашения о сотрудничестве.

— Каковы достижения НОП в части совершенствования профильного законодательства?


— Работа в части совершенствования профильного законодательства ведется регулярно по тем проблемам, которые ставит перед нами проектное сообщество. Наша основная задача — написание системного закона, полностью описывающего деятельность саморегулируемых организаций, настоящего профильного закона в целях устранения тех законодательных ошибок, недоработок, которые существуют в законе «О саморегулируемых организациях» и в других законах, регулирующих проектно-строительную отрасль. Затем следует переписать Градостроительный кодекс, чтобы он был ориентирован на систему градостроительного планирования и развитие градостроительной деятельности. Сегодня нами при активном участии специалистов НОП подготовлен пакет законопроектов и предложений, направленных на совершенствование системы саморегулирования в проектно-строительной отрасли.

Из достижений назову несколько. В первом чтении был принят наш законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» в части установления субсидиарной ответственности саморегулируемых организаций взамен солидарной. В связи с проблемной ситуацией в банковском секторе и необходимостью расширения перечня объектов инвестирования средств компенсационного фонда СРО нами был разработан законопроект. В качестве ключевого от НОП было выдвинуто предложение о необходимости пересмотра способов размещения средств компенсационного фонда СРО и разрешения дополнительных способов их эффективного размещения через управляющие компании. Мнение проектировщиков было услышано, и в новом законопроекте для средств компенсационного фонда предложен более объемный перечень инвестиционных инструментов. Также нашли поддержку минстроя и предложения НОП о том, чтобы средства капитализации компфондов направлять на погашение налогов, снижение членских взносов и другую уставную деятельность СРО. Минэкономразвития РФ и комитетом Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству приняты и учтены предложения Национального объединения проектировщиков в ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» о проведении двух-этапного конкурса для заключения контракта на выполнение проектных работ, в том числе архитектурно-строительного проектирования и предквалификационного отбора, где помимо единых квалификационных требований ко всем участникам процедур закупок устанавливаются такие специфические требования, как профессиональная квалификация, программная и техническая оснащенность, финансовые ресурсы для исполнения контракта, опыт, деловая репутация и т.д. В развитие темы специфических требований к проектным компаниям внесения изменений требует и закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (№ 129-ФЗ). Разработанный НОП законопроект позволит устранить выявленный пробел и обязать профильные органы государственной власти вносить в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведения о выданных допусках. Если информация о компании будет находиться в едином документе — выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, это даст возможность дисциплинировать СРО в части оперативности предоставления информации в органы государственной власти. Также я бы хотел остановиться на необходимости актуализации Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг. В настоящий момент коды ОКВЭД больше ориентированы на ведение архитектурной деятельности. В защиту интересов именно проектировщиков, инженеров НОП разработало перечень, который содержит виды работ по проектированию.

— Сегодня часто жалуются на градостроительную документацию. Что делает НОП в данном направлении?

— Вопросы к качеству подготовки градостроительной документации действительно существуют. Особо хочу подчеркнуть, что деятельность по разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий практически находится вне сферы как государственного, так и негосударственного регулирования. А ведь именно документы территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории устанавливают требования к размещению различных видов строительства, а также требования к видам и составу территориальных зон, правовому режиму земельных участков, предельным параметрам разрешенного строительства объектов капитального строительства, условиям подключения объектов к инженерной инфраструктуре. Эти документы являются основой для подготовки проектной документации и строительства зданий и сооружений различного назначения.
В качестве инструмента регулирования данной сферы деятельности мы предлагаем ввести саморегулирование.

— Ваши пожелания профессиональному сообществу.

— День строителя — важный праздник не только для строителей, но и для всех участников данного сектора экономики. И самым гармоничным развитием отрасли, на мой взгляд, является последовательность действий, конструктив в принятии решений и сплоченная работа всех звеньев, всех игроков строительного рынка. Именно благодаря такому механизму работы нам удается вместе достигать поставленных целей и решать задачи, обозначенные государством. Надеюсь, что мы продолжим работу в таком ключе и реализуем запланированное.