Косман Айтмухаметов: «Нужно устранить технические барьеры на пути создания евразийского рынка строительных услуг»

Сотрудничество в сфере строительства и развития инфраструктуры между Казахстаном, Россией и Беларусью получило новый импульс

08.08.2014

Сотрудничество в сфере строительства и развития инфраструктуры между Казахстаном, Россией и Беларусью, безусловно, получило новый импульс после подписания в мае 2014 года договора «О Евразийском экономическом союзе». Еще один шаг к интеграции был сделан в Минске, где 15 июля 2014 года подписано соглашение между Минрегионразвития Республики Казахстан и Минстроем Республики Беларусь о сотрудничестве в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Теперь страны-члены ЕАЭС будут учиться взаимодействовать в рамках единого рынка услуг и инвестиций. Строительную сферу курирует вице-министр регионального развития Казахстана Косман Айтмухаметов, назначенный на этот пост в июне 2014 г. В интервью журналу «Вестник» он рассказал о преобразованиях, которые сейчас происходят в республике на фоне интеграции в ЕАЭС.

— Косман Каиртаевич, как сейчас складывается сотрудничество Казахстана с Россией и Беларусью в сфере строительства и развития инфраструктуры? В чем состоит взаимная выгода?

— В Казахстане в типовых проектах жилых и гражданских зданий уже используются индустриальные домостроительные системы, апробированные в РФ и РБ. В рамках ЕАЭС предусматривается дальнейшее углубление интеграции в строительной сфере. К примеру, в едином техническом регламенте «О безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий» будут установлены общие требования к зданиям и сооружениям. С его принятием будут устранены все технические барьеры на пути создания единого рынка строительных услуг и инвестиций. Подписанное в Минске соглашение даст возможность казахстанской стороне в текущем году учесть белорусский опыт при разработке нормативов, использовать наработки ведущих институтов Республики Беларусь по разработке технологических карт по инновационным и индустриальным технологиям строительного производства, широко применяемым в Казахстане, а также позволит сократить время на разработку норм, уменьшить затраты на эти цели.
Взаимная выгода от интеграции в рамках ЕАЭС очевидна. Казахстанскому бизнесу открывается огромный рынок с населением в 170 млн человек. Увеличивается инвестиционная привлекательность Казахстана, а также ускоряется процесс внедрения в отрасль передовых технологий. На мой взгляд, данная интеграция усилит региональную конкуренцию, что будет стимулировать модернизацию строительной отрасли, повысит конкурентоспособность в условиях ВТО.

— С 2015 г. при проектировании и строительстве в Казахстане планируется вместо СНиПов применять еврокоды. Чем обусловлен такой переход?

— Безусловно, введение новой системы технического нормирования — еврокодов — в странах ЕАЭС повысит приток иностранных инвестиций в строительство. Если СНиПы за последние 30 лет обновлялись крайне редко и без существенных нововведений, то в еврокодах предпринята попытка впитать самые передовые и совершенные научные и практические достижения. Еврокоды дают шанс для качественных изменений в строительстве. Свидетельством тому являются 27 стран Евросоюза, которые прошли этот путь и в настоящее время проектирование и строительство в соответствии с еврокодами воспринимают как естественное положение дел. Чтобы наладить эффективную работу в соответствии с новыми нормами, создаются курсы обучения и переподготовки инженеров, работающих в строительной сфере.

— Правительство Казахстана одобрило законопроект о долевом участии в жилищном строительстве. Для чего потребовался новый закон?

— Данный законопроект разработан для устранения пробелов в действующем законодательстве и введения новых механизмов долевого строительства, для обеспечения минимизации рисков при использовании средств граждан.
Долевое участие получило широкое распространение в Казахстане в период бурного коммерческого строительства жилья, апогей которого пришелся на 2003-2006 годы. Но осенью 2007 г. в результате финансового кризиса большая часть строительных объектов вследствие отсутствия возможности их дальнейшего финансирования была заморожена. Многие строительные компании были признаны банкротами, в отношении отдельных руководителей строительных компаний возбуждены уголовные дела, некоторые из них осуждены.

Финансирование строительства проблемных объектов было осуществлено за счет республиканского бюджета. При этом расходы эти были весьма существенными — порядка 461,3 млрд тенге (более 88 млрд руб. — Прим. ред.), часть из которых являются безвозвратными. В действующем порядке долевого строительства основным недостатком является то, что средства дольщиков не могут быть использованы до завершения строительства. Соответственно, для застройщиков применение данного механизма целесообразно только при наличии иных источников финансирования. Как следствие, подавляющее большинство застройщиков производит юридическое оформление правоотношений с дольщиками путем заключения сделок, форма и содержание которых не подпадают под регулятивную сферу закона РК «О долевом участии в жилищном строительстве», и фактически средства дольщиков привлекаются без соблюдения норм действующего законодательства.

Для дальнейшего развития долевого строительства в рамках правового поля возникла необходимость в разработке механизмов, обеспечивающих минимизацию рисков при использовании средств граждан в процессе строительства жилья. Согласно проекту нового закона о долевом строительстве застройщику необходимо завершить нулевой цикл или же возвести каркас жилого дома за счет собственных средств и получить положительные решения банка о кредитовании и о выборе инжиниринговой компании. При этом долевые взносы будут перечисляться на специальный счет застройщика, средства с которого могут быть использованы только на основании заключения инжиниринговой компании (актов выполненных работ).

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о строительстве жилья в Казахстане. Какая доля приходится на индивидуальное жилье, а какая на многоэтажное строительство? Какими темпами растут оба направления? Какие меры господдержки применяются?

— Темпы роста жилищного строительства с годами в республике повышаются. К примеру, по сравнению с 2010 г. объем ежегодного ввода жилья увеличился на 400 тыс. кв. метров.
В 2013 г. было введено 6,8 млн кв. м жилья, из них за счет государственных инвестиций 1,2 млн кв. м (18% от общего объема). Большую часть вводимого жилья составляет коммерческое жилье (1,8 млн кв. м) и индивидуальное (3,6 млн кв. м). Однозначно, свыше 50% вводимых площадей в стране составляют частные индивидуальные дома.

Чтобы сделать жилье более доступным для граждан, реализуются государственные программы. В частности, наше министерство является администратором программы «Доступное жилье-2020», в рамках которой предусмотрено выделение средств из республиканского и местных бюджетов на строительство жилья для граждан с низкими доходами. По этой программе мы ориентированы на приоритетное строительство многоквартирных высотных домов.
Для снижения окончательной стоимости коммерческого жилья осуществляются такие меры государственной поддержки, как подготовка земельных участков с подведенными инженерными коммуникациями, финансовые инструменты (система жилстройсбережений, арендного жилья), индустриализация строительства.

Сегодня в рамках программы мы добились следующих показателей доступности жилья: площадь жилья — от 35 до 75 кв. м, предельная стоимость — от 80 тыс. до 140 тыс. тенге за кв. м (от 15,3 до 26,8 тыс. руб. — Прим. ред.), величина среднемесячного платежа в среднем 50 тыс. тенге (9,5 тыс. руб. — Прим. ред.).