Крымских строек хватит надолго

Присоединение Крыма к России открывает перед строительными компаниями новый фронт работ, сопоставимый с недавней Олимпиадой в Сочи

07.07.2014

За годы пребывания в составе Украины инфраструктура Крыма не получала необходимых инвестиций, и теперь ее придется возводить ускоренными темпами. Российские строители, получив олимпийский опыт, с этой задачей должны справиться на «отлично». Уже в этом году, по оценке Центра макроэкономических исследований Сбербанка, расходы федерального бюджета на Крым могут составить порядка 130 млрд руб., и значительную часть этих средств предстоит осваивать строительному комплексу.

Входные данные
По данным Государственного комитета статистики Украины, в прошлом году объем строительных работ, выполненных в Автономной Республике Крым и Севастополе, составил 2,548 млрд гривен, или 10,192 млрд руб. по среднему курсу 2013 года. Это порядка 4% от общей стоимости строительных работ в стране, а среди регионов Украины, за исключением Киева, Крым (вместе с Севастополем) по этому показателю оказался на седьмом месте. Однако по отечественным меркам это совсем немного. Сопоставимые объемы строительных работ в 2012 г. были зафиксированы Росстатом, например, в Псковской области (10,11 млрд руб.) или Карачаево-Черкесии (10,836 млрд) — регионах, которые никак нельзя назвать экономическими лидерами России. По объемам жилищного строительства Крым стабильно находился на втором-третьем месте на Украине, уступая лишь Киеву и время от времени Киевской области. В прошлом году в Крыму (вместе с Севастополем) было принято в эксплуатацию 1,268 млн кв. м жилья — более 11% от общеукраинского показателя. В пересчете на душу населения (в Крыму проживает около 2,3 млн человек) это порядка 0,55 кв. м на человека. Сопоставимые показатели в 2012 г. были зафиксированы в Башкортостане, Новосибирской, Пензенской и Тамбовской областях — российских регионах-середняках.

Принципиально недоинвестированной сферой была инфраструктура полуострова. В прошлом году на строительство инженерных сооружений в Крыму и Севастополе было потрачено всего лишь 1,528 млрд гривен (примерно 6,1 млрд рублей) — меньше, чем в Днепропетровской, Донецкой, Одесской, Харьковской, Полтавской областях. В сравнении с теми средствами, которые Россия сейчас планирует инвестировать в Крым, сумма не просто незначительная, а смешная. При этом с каждым годом на инфраструктуру Крыма Украина тратила все меньше: в прошлом году индекс строительной продукции по разделу «Инженерные сооружения» составил в Республике Крым (без Севастополя) 98,5% от уровня предыдущего года, в 2012 г. — 92,1%, в 2011 г. — 91,1%.
По сути, Крым так и не смог восстановиться после кризиса 2008-2009 гг., когда объемы строительства резко обвалились после кратковременного бума середины прошлого десятилетия. В 2008 г. индекс строительных работ в Крыму составил 84,2%, а в 2009 г. — всего 51,8%. Именно поэтому российские курорты Черноморского побережья, получившие в последние годы многомиллиардные инвестиции, в том числе благодаря олимпийским стройкам, пока не переживают по поводу нежданного появления конкурента. В Крыму нет такой инфраструктуры, которая была создана в Сочи, ее там еще только предстоит создать.

Дорога жизни
Главным инфраструктурным проектом, который планируется реализовать в Крыму, является строительство моста, соединяющего Таманский полуостров и Керчь. Проект, без преувеличения, легендарный: планам соединить мостом две стороны Керченского пролива как минимум семь десятилетий. Но только после вхождения Крыма в состав России проект стал обретать реальные черты: по сути, полуостров оказался на осадном положении, поскольку его северные ворота на «большую землю» в сложившейся обстановке пока не могут использоваться для транспортного сообщения. А два оставшихся варианта — самолет и паром — имеют весьма ограниченную пропускную способность.
Аэропорт Симферополя в прошлом году обслужил 1,2 млн человек — это очень немного, на уровне аэропорта Минеральных Вод. Теоретически возможность нарастить пассажиропоток есть: в апреле министр транспорта России Максим Соколов сообщил, что инфраструктура аэропорта позволяет безболезненно увеличить его пропускную способность до 2,2-3 млн пассажиров в год, а в дальнейшем и до 5 млн. Пропускная способность керченской переправы сразу же после присоединения Крыма к России была значительно расширена: уже к началу мая максимальный объем пассажиров в сутки был доведен до 5 тыс. человек за счет увеличения количества паромных рейсов. По сообщению Единой транспортной дирекции, с мая по октябрь будет обеспечена перевозка более 1,9 млн человек. Но пользоваться переправой будут не только туристы, но и грузоперевозчики: зависимость полуострова от российских поставок очень высока.

Иными словами, без моста — «дороги жизни» в Крым — никак не обойтись, и борьба за этот проект разгорелась с первых же дней после вхождения полуострова в состав России. Самый главный вопрос, конечно же, заключается в стоимости этого объекта. В начале июня компания «Автодор», которой еще в марте премьер-министр Дмитрий Медведев поручил строительство моста, представила свою оценку его стоимости, поразившую воображение всех: от 283,2 до 376,5 млрд руб. — в зависимости от комплектации проекта. Самый «дешевый» из восьми вариантов предполагает строительство совмещенного в двух уровнях моста с четырехполосной железной дорогой и двумя железнодорожными путями, самый дорогой — вантовый автодорожный мост и железнодорожный тоннель под Керченским проливом. Окончательная стоимость моста будет объявлена после составления его технико-экономического обоснования, которое до 1 ноября должен разработать проектный институт «Гипротрансмост». Проектом моста может заняться одна из китайских строительных компаний, в том числе и в качестве инвестора. Но уже сейчас понятно, что этот грандиозный проект позволит задействовать те мощности и компетенции строительных и смежных компаний, которые после завершения олимпийских строек в Сочи вынужденно оказались без дела.

Ставка на газовые ТЭС
Еще одно магистральное направление будущих российских инвестиций в Крым — развитие топливно-энергетического комплекса. В этой сфере ситуация парадоксальна: на крымском шельфе обнаружены немалые запасы углеводородов, полуостров может почти полностью обеспечивать себя газом, но энергогенерация здесь развита слабо. Четыре действующие в Крыму ТЭЦ суммарной мощностью 143 МВт и близко не покрывают потребности в электричестве — дефицит мощности сейчас оценивается почти в 1300 МВт, и это слабое звено требует немедленной ликвидации.
По оценке министра природных ресурсов и экологии России Сергея Донского, запасы нефти в Крыму составляют 47 млн т, газа — 165,3 млрд куб. м; всего в регионе существует 44 месторождения углеводородного сырья, лицензии на них могут быть распределены уже в следующем году. Компания «Черноморнефтегаз», национализированная после вхождения Крыма в состав России, ежегодно добывала порядка 1,5-1,65 млрд куб. м газа, что на 80-82% покрывало потребности полуострова. К 2015 г. с запуском новых месторождений компания планировала выйти на уровень добычи в размере 3-5 млрд куб. м газа в год и привлекла к этому проекту иностранных партнеров. Теперь же основными претендентами на новые месторождения считаются «Газпром» и «Роснефть». Именно собственный газ, по оценке экспертов энергетического рынка, должен стать основой энергогенерации в Крыму. В конце марта бывший первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев сообщил, что в перспективе на полуострове планируется построить две мощные электростанции, работающие на газе, одна из них будет проектироваться на севере Крыма, вторая — в районе Керчи. В конце апреля Минэнерго России утвердило план мероприятий по энергоснабжению Крыма, в центре которого — строительство новых теплоэлектростанций на газе суммарной мощностью не менее 700 МВт. Одну из этих ТЭС планируется разместить в непосредственной близости от существующей Симферопольской ТЭЦ, а вторую — в районе Севастополя. Примерный объем капитальных вложений в развитие энергетической инфраструктуры Крыма оценивается в 71 млрд рублей. В качестве одного из вариантов развития энергосистемы рассматривается прокладка на полуострове ответвления трубопроводной системы «Южный поток» мощностью 1,5-2 млрд куб. м в год.

Курортные перспективы

Большие перспективы присоединение Крыма сулит и девелоперам жилой и курортной недвижимости. Едва ли не первым о намерении построить в Крыму новый курорт еще в марте заявил чеченский бизнесмен Руслан Байсаров, выступающий инвестором строительства курорта Ведучи в родной республике. В начале июня Байсаров подтвердил свои притязания стать крупной фигурой в отечественной строительной отрасли, став основным владельцем холдинга «Стройгазконсалтинг» — крупнейшего подрядчика «Газпрома». Учитывая обширные планы газовиков в Крыму, можно не сомневаться, что работы на полуострове этой компании хватит надолго, а заодно она сможет поучаствовать и в курортных стройках. Руководство Крыма уже обратилось к федеральному правительству с предложением организовать на полуострове игорную зону, что может стать серьезным стимулом для появления здесь курортов высокого уровня. Большие перспективы для девелопе-ров открываются и в сегменте жилой недвижимости. Спрос на жилье в Крыму после присоединения к России моментально вырос, отмечают представители крымского стройкомплекса. «Стоимость жилья за пару месяцев уже повысилась на 50-60%, и наш прогноз — это еще не предел», — говорит генеральный директор крымской строительной компании «Монолит» Руслан Бурдейный. Последний раз всплеск спроса на недвижимость в Крыму была в 2005-2007 гг., но затем из-за кризиса рынок просел и теперь имеет все шансы на бурный рост: многие россияне готовы купить жилье у моря по нероссийским пока ценам.
Совет министров Крыма уже принял решение составить перечень объектов незавершенного строительства для достройки, это должно заметно увеличить предложение первичного жилья. Со своей стороны, строительные и проектные компании и организации Крыма объединились в Союз строителей и рассчитывают, что им будет предоставлен приоритет в подрядах на новых «стройках века». «У нас есть мостоотряды, и наши строители должны принимать участие в строительстве моста в Крым, должны участвовать в изыскательских работах. Кроме того, здесь сейсмическая зона, и далеко не все строители из России, которые хотят работать здесь, имеют такой опыт», — обозначает новый фронт работ депутат Верховного Совета Крыма Геннадий Бабенко.
Авторы: Елена Оленина