СРО рекомендовали «распечатать» фонды

На Всероссийском съезде проектных СРО предложено направлять 20% средств компенсационных фондов для финансирования жилищных программ

01.05.2014

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минстрою подготовить до i2 июня проект правового акта, предусматривающий возможность покупки инфраструктурных облигаций за счет средств компенсационных фондов строительных СРО. Речь идет об облигациях, которые намерены выпустить специализированные общества проектного финансирования для покупки инженерной инфраструктуры в рамках программы «Жилье для российской семьи». Президент НОП Михаил Посохин предложил проектным СРО на эти цели направить пятую часть компенсационных фондов.

Законопроект будет разрабатываться совместно с Агентством по ипотечному и жилищному кредитованию (АИЖК), которое создаст четыре проектные компании — по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и газоснабжению. Они выпустят облигации на 100 млрд рублей и за счет привлеченных средств выкупят инфраструктуру у застройщиков, АИЖК готово выкупить ценные бумаги на 56 млрд рублей. Остальные средства глава Минстроя РФ Михаил Мень предложил привлечь на рынке. Часть из них — из средств компенсационных фондов строительных СРО. — В связи с отзывами лицензий банков и необходимостью расширения объектов инвестирования средств компенсационных фондов СРО по моему поручению был разработан законопроект, с которым можно ознакомиться на сайте Национального объединения проектировщиков, — рассказал на Всероссийском съезде проектных СРО президент НОП Михаил Посохин. — Согласно ему, СРО предоставляется право выбора дополнительных способов эффективного размещения средств компенсационных фондов через управляющие компании. При этом предлагается закрепить за СРО обязанность заключать договоры только с теми УК и со специализированным депозитарием, которые отобраны по результатам конкурса, проведенного в порядке, установленном внутренними документами СРО. Одна из главных целей этого законопроекта — дать возможность СРО направлять средства капитализации компенсационных фондов и, возможно, средства самих компенсационных фондов на нужды своих членов.

В рамках исполнения поручения Правительства РФ по разработке проекта правового акта, предусматривающего возможность покупки инфраструктурных облигаций за счет средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в строительстве, НОП предлагает направлять на эти цели около 20% средств компенсационных фондов СРО. Остальным средствам необходимо дать возможность «работать», разрешить эффективные дополнительные способы их размещения. Средства компенсационного фонда СРО должны приносить прибыль и стать «подушкой безопасности» для покрытия возможных убытков членов СРО, сообщается на сайте НОП. Так как инфраструктурные облигации имеют весьма низкую ликвидность, то они не представляют собой серьезного финансового тыла, и тратить на их приобретение 100% средств компенсационного фонда представляется проблематичным. Согласно ФЗ № 315, компенсационный фонд СРО создан в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, соответственно, СРО должны обеспечивать эту ответственность.

Вы готовы «распечатать» свой компенсационный фонд?

Левон Майлян, председатель правления СРО НП «Объединение строителей Южного и Северо-Кавказского округов», д.т.н., профессор, заслуженный строитель РФ:
— Любые изменения в способах применения средств компенсационного фонда чреваты последствиями, поэтому требуют серьезной, тщательной проработки. До тех пор пока не будет полностью сформирована нормативная база, нельзя вести речь о готовности СРО к изменениям в управлении компенсационными фондами. Конечно же, мы поддерживаем инициативу по целенаправленному использованию процентов от хранения компенсационного фонда. Как правило, в любой СРО объем средств компфонда уже превышает требуемую сумму благодаря процентным накоплениям и оставшимся средствам от бывших членов СРО, которые добровольно или по решению организации были отчислены из членов СРО. Поэтому оптимальным решением наших законодателей будет компромиссный вариант использования накопившихся процентов для приобретения инфраструктурных облигаций. В противном случае весь смысл саморегулирования будет сведен к нулю, если средства, предназначенные для погашения ущерба, использовать в иных целях. В идеале надо на три года объявить мораторий на любые законодательные инициативы в сфере саморегулирования.

Ирина Быкадорова, директор СРО НП «Проектировщики Ростовской области»:

— К сожалению, проблемы с сохранностью средств компенсационного фонда в связи с отзывом лицензий у банков встречаются достаточно часто. Мы тщательно контролируем этот вопрос и сейчас, выведя средства из банка по завершении депозитного договора, планируем отдать предпочтение Сбербанку. Однако непосредственная защита этих средств должна осуществляться на законодательном уровне. Необходимо определить банки, готовые принять средства компенсационного фонда и предоставить гарантии сохранности этих средств на случай отзыва лицензии. Бесспорно, мы поддержим любые законодательные инициативы. Но не следует забывать прямое предназначение компенсационного фонда: он служит для покрытия ущерба, причиненного любым участником СРО в результате своей профессиональной деятельности, и является резервом в тех случаях, если суммы страховых выплат оказываются недостаточными для покрытия официально признанной суммы возмещения. Мы не пользуемся этими деньгами, и вполне логично направить их на решение важных государственных задач. Но не следует забывать, что эти средства должны быть в свободном доступе, потому что возмещение убытков должно осуществляться в течение 10 дней. Складывается парадоксальная ситуация. Исходя из патриотических соображений мы готовы приобретать инфраструктурные облигации, но, отстаивая интересы СРО, не видим в этом направлении позитивных перспектив.

Евгения Гарная, директор филиала ЮФО СРО НП «ЦОС «СФЕРА-А»:

— Сегодня только размер бюджета Москвы, заложенного на строительство, составляет 1,5 трлн рублей. Полагаю, что привлечение средств компенсационных фондов строительных СРО, совокупный размер которых составляет 70 млрд рублей, на решение стратегических задач государства, в том числе и на развитие жилищного строительства в России, кардинально не повлияет. Мы получим отрицательный эффект: развал саморегулирования, основой которого является ответственность СРО за деятельность своих членов, чьим гарантом и выступает компенсационный фонд. Нельзя забывать, что компенсационный фонд — это деньги строительных организаций, и только они вправе решать, как следует СРО распоряжаться этими средствами. Поэтому решение вопроса об использовании компенсационных фондов для приобретения инфраструктурных облигаций возможно лишь после детального анализа мнения всего строительного сообщества. Новых предложений по использованию средств комп-фондов мы не выдвигаем. Важно понимать, что любое предложение должно пройти детальное обсуждение в строительном сообществе, и при этом обязательно должно быть услышано мнение каждого строителя.