Жан-Морис Рипер: «Мы много инвестируем в Россию, а значит, доверяем»

Жан-Морис Рипер: «Мы много инвестируем в Россию, а значит, доверяем»

10-11 апреля состоялся визит в Ростовскую область чрезвычайного и полномочного посла Французской Республики в России Жан-Мориса Рипера

10-11 апреля состоялся визит в Ростовскую область чрезвычайного и полномочного посла Французской Республики в России Жан-Мориса Рипера, в составе делегации также были представители крупнейших французских компаний. История сотрудничества Франции и Ростовской области продолжается еще с советских времен, когда оно базировалось на международных научных исследованиях и проектах в сфере авиастроения и ядерных технологий. Доверие, установленное за эти годы, становится основой для развития бизнеса, обмена научно-исследовательскими разработками и выстраивания партнерства в современных условиях. В интервью «Вестнику» г-н посол поделился мнением о том, чем французам интересна Ростовская область и как повлияет на развитие экономических отношений между странами ситуация на Украине.

— Месье Рипер, это ваш первый визит в регионы (за исключением Санкт-Петербурга) в статусе посла Французской Республики. Почему вы решили посетить именно Ростовскую область? И чего ожидаете от этого визита?

— Главное, почему мы приехали именно сюда, — мы знаем о динамике развития региона. Кроме того, это своего рода транзитная территория — важнейшая часть России, связанная с другими регионами страны, имеющая выход в Европу и на Средний Восток. У вас огромный потенциал и давние традиции в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство и промышленность. История сотрудничества Франции с Доном также имеет давние корни, поэтому неудивительно, что сюда вместе со мной приехали представители самых крупных компаний Франции — мировые лидеры в своих отраслях (например, Sanofi и EDF). Мы заинтересованы в том, чтобы найти здесь партнеров, соответствующих высоким стандартам приехавших в Ростов компаний, и выстроить с ними серьезный и прибыльный бизнес — выгодный обеим сторонам. От этого выиграет и регион в целом. В Ростовской области наши компании интересуют такие сферы, как сельское хозяйство, промышленность, транспорт, здравоохранение. На донских предприятиях, например Новочеркасском электровозостроительном заводе, применяются французские энергосберегающие и инновационные технологии. Компания Sanofi, мировой лидер в фармацевтике, приехала сюда по запросу Правительства РФ в рамках большой исследовательской работы в области эпидемиологии. Это исследование касается как диабета, так и широкого спектра медицинских проблем: сердечно-сосудистых заболеваний, рака груди, а также разработки вакцин (которая проводится совместно с институтом Пастера — одним из самых известных в мире в сфере производства вакцин). Они ведут этот проект, чтобы увидеть, какова ситуация в здравоохранении в России, и предложить свои варианты решения проблем. Такая же работа, кстати, проводится и во Франции. Это вызывает огромный интерес у российских властей. Также в составе нашей делегации один из руководителей компании Gorimpex, которая представляет фирму POMAGALSKI. У них есть очень интересные наработки, они уже работали на Юге на подготовке Олимпиады в Сочи. Их технологии экологически чистые и экономически выгодные, гораздо дешевле, чем строительство мостов, к примеру. К тому же инвестиции возвращаются очень быстро, в течение нескольких лет. Это можно доказать на примере канатной дороги POMA, которая с 2012 г. обеспечивает переправу через Волгу между Нижним Новгородом и Бором. Завтра (11 апреля. — Прим. ред.) мы встречаемся с мэром Ростова и посмотрим, чего от нас ждут в этом плане. Так что мы привезли решения, которые уже «подстроены» под потребности вашего региона. И я надеюсь, что этот визит, встреча с вице-губернатором области и отраслевыми министрами поможет нам познакомиться и лучше узнать друг друга. Результат, которого мы ждем, — собрать и познакомить ростовских и французских представителей бизнеса между собой. В перспективе это значительно ускорит бизнес-процессы. Для наших компаний — это возможность показать, какими новыми технологиями мы обладаем и что готовы делиться ими с Россией. На этой основе русские предприниматели могут развивать возможности своего бизнеса.
Хочу сказать, что вообще в Ростове приятная, очень дружелюбная и теплая атмосфера, и здесь комфортно общаться и вести переговоры.

— Нынешний ваш приезд стал возможным в том числе благодаря стараниям французского консула в Ростове Сергея Кислова. Открытие консульства и визового центра упростило связи местного бизнеса с Францией. Что еще необходимо для налаживания диалога между донскими и французскими компаниями?

— Мобильность, мобильность и еще раз мобильность. Необходимо облегчить процедуры и процесс передвижения студентов, преподавателей, ученых, исследователей, бизнесменов, потому что обе стороны понимают возможности друг друга, необходим просто обмен опытом и идеями. Нужны долгосрочные визы с многоразовым въездом. Мы ожидаем принятия безвизового режима, но это коллективное решение стран Шенгена, и пока ведутся переговоры. Хотелось бы, чтобы увеличилось количество русских с долгосрочной визой на 3-5 лет. И, конечно, основной акцент стоит делать на деловых людей. Ну, я даже не говорю о научных исследованиях, у нас давнее сотрудничество еще со времен СССР, да еще и в таких непростых отраслях, как авиастроение и космос, атомная энергетика. И мы не должны об этом забывать, это может быть основой для будущей совместной работы. Чуть менее года назад Россию посещал президент Франции Франсуа Олланд, и он был потрясен темпами развития вашей страны. Он возглавил Стратегический совет по инвестиционной привлекательности, который, конечно, занимается не только Россией, но она является одним из ключевых партнеров, от которого мы хотели бы привлечь большее число ответственных деятелей и инвесторов. Также мы планируем организовывать специальные выезды для представителей бизнеса в регионы, как это делается сегодня, потому что в регионах огромный потенциал и большая покупательная способность. А ведь есть немало секторов, где мы недостаточно представлены, например, мода и косметика. Я вижу в Ростове много людей, которые интересуются нашей страной, и это должно стать основой будущего сотрудничества. У вашего города давние научно-технические отношения с Францией: мы сотрудничаем с Южным федеральным университетом в сфере нанотехнологий, медицины, есть тесное взаимодействие между разными университетами. Поэтому мне кажется, что здесь знают о Франции гораздо больше, чем в других регионах России.

Беседа главного редактора «Вестника» Евгения Грицуна
и редактора Ольги Лазуренко с послом Франции в РФ Жан-Морисом Рипером

— Многие европейские страны активно продвигают экспортно-кредитные фонды, которые предоставляют льготное финансирование для внедрения экспортного оборудования. Что предпринимает посольство Франции для продвижения французских компаний в России?

— У нас есть несколько механизмов, очень похожих на то, о чем вы спрашиваете. Существуют специальные фонды для среднего и малого бизнеса и некоторые другие. Есть одно нововведение: уже давно существует во Франции суверенный фонд, который занимается финансированием государственных инвестиций и облегчением их прохождения в
регионы. Теперь у него есть филиал, CDC International, который также является отдельной организацией. Полгода назад во время межправительственного семинара, проводимого премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым и тогдашним премьер-министром Франции Жан-Марком Эйро, было подписано соглашение между CDC International и Российским фондом прямых инвестиций. Изначально этим соглашением определена сумма в 300 млн евро, которая может быть увеличена до 1 млрд евро, причем с возможностью использования заемных средств в размере 10 млрд евро. Сейчас завершается обсуждение механизмов функционирования этой совместной организации, соглашение должно быть подписано на днях. Уже достигнуты принципиальные договоренности, сформировано международное правление, в состав которого вошли очень крупные инвесторы из частного сектора, так что механизм готов к работе. Эта организация сможет финансировать проекты как во Франции, так и в России. Думаю, такая форма работы будет интересна даже небольшим компаниям с капиталом в 5-10 млн евро и меньше. На мой взгляд, это очень перспективное направление создания долгосрочного партнерства. Потому что устойчивая система финансирования позволит снизить беспокойство небольших компаний по поводу инвестирования средств в Россию.

— Не все бизнес-проекты, начатые французскими компаниями в Ростовском регионе, имеют легкую судьбу. Компания Lafarge подписала договор с областью в 2006 г. и до сих пор не начала возведение цементного завода. В прошлом году компания Sucden инициировала строительство сахарного завода в регионе, хотя, если бы не вмешательство предыдущего посла г-н Жана де Глиниасти, она могла бы свернуть бизнес в России. Насколько велико доверие французских инвесторов к России и донскому региону в частности?

— Мы так же, как и другие страны Европы, верим в будущее России. Ваша страна для нас ключевой партнер, а Франция — третий по значимости партнер РФ. И мы очень много инвестируем в Россию, а значит, доверяем. Но в то же время не все так просто, и проблемы есть. Все сложности из-за того, как организована бизнес-среда. Я имею в виду законы рынка, способность парламента принимать эффективные законы и выполнять их, эффективность судебного производства с точки зрения бизнеса, стимулы для предпринимателей, которые должны быть обеспечены, решение вопросов с коррупцией. Это такой общий вызов для всех. Правительство и местные власти знают об этих проблемах и решили всерьез с ними бороться. И нас это впечатлило.
Я общался с уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым, мы очень открыто обсудили проблемы. Думаю, что структуры созданы, воля правительства сформулирована, осталось внедрить правильную практику на предприятиях и в ведомственных структурах. Но правда также и в том, что в некоторых случаях все идет не так, как нужно.

Мы нередко сталкиваемся с партнерами, которые не соблюдают условия договора, переносят сроки, что не очень хорошо сказывается на ведении бизнеса. Все понимают, что договоры — это долгосрочные обязательства, и нельзя менять решения каждые две минуты только потому, что ситуация на рынке изменилась.
Кроме того, франко-российские экономические отношения крайне несбалансированны. Потому что, как мне кажется, порядка 70% экспорта России во Францию — это энергетические ресурсы. В то же время сейчас важнее инвестиции, связанные с трансфером технологий, чем и занимается Франция. Мы хотели бы исправить этот дисбаланс, и российское правительство, конечно, тоже к этому стремится. Я думаю, что русским не хватает знаний о возможностях французских компаний. Все привыкли думать, что Франция — страна вкусной еды, вина, культуры и сельского хозяйства, но мы в той же степени высокотехнологичная страна. У нас мощнейший исследовательский потенциал, мы на четвертом месте в мире по числу выдаваемых ежегодно патентов. Кроме того, Франция — пятая по величине экономика в мире и вторая страна в Европе по объему получаемых прямых инвестиций из-за рубежа.

Сегодня во Франции идет ряд очень важных реформ. Первая — целый комплекс учреждений, связанных с инвестициями и продвижением торговли. Наше Министерство иностранных дел и международного развития будет теперь держать под своим началом иностранные дела, международную торговлю и туризм. Вторая реформа состоит в том, что организация, которая занимается привлечением инвестиций во Францию, объединяется с агентством, поддерживающим компании, инвестирующие на внешних рынках. Так что сейчас 15% сотрудников в посольстве в Москве работают с экспортными компаниями, и есть 2-3 человека, которые занимаются привлечением инвестиций во Францию. Теперь они будут работать вместе более плотно, объединяя свои знания об экономике России. Кстати, буквально несколько дней назад я получил письмо от нашего министра, который сообщил, что 80% времени мне необходимо посвящать работе с бизнесом. Все остальное время — заниматься политикой. Так что бизнес требует большего внимания, чем политика.

— Как вы расцениваете, изменится ли товарооборот Франции и ЕС в целом с Россией в связи с эскалацией ситуации на Украине? И как дипломатический корпус сможет минимизировать возможный ущерб, ведь никому не хочется прерывать инвестиционные проекты и т.д.?

— На Украине очень серьезный кризис, с этим согласны все. Франция, как и вся остальная Европа, осуждает аннексию Крыма. В то же время мы тверды в своем желании выстраивать диалог с Россией и искать дипломатические решения. Нас тревожит ситуация на Украине, потому что сегодня там очень слабая государственность, состояние экономики просто катастрофическое. Надеемся, что в ходе референдума в мае, по крайней мере новые власти, которые будут выбраны, смогут повлиять на ситуацию изнутри и будут признаны российскими властями. Также мы надеемся, что Россия позволит украинцам самим решать, что им надо. Мы убеждены в том, что сейчас и Европе, и России, и Америке надо быть вместе, чтобы помочь Украине справиться с проблемами. МВФ предложил ряд серьезных реформ: с помощью РФ, ЕС и США нужно помочь Украине разрешить эту ситуацию. Ключевым здесь является вопрос стоимости газа, и в этой части как раз Россия могла бы предложить решение, которое могло бы способствовать разрядке экономической обстановки. Ведь если не улучшится экономическая ситуация, то и политическая не изменится. В то же время мы точно хотим и будем продолжать взаимоотношения с Россией, чтобы еще укрепить наши давние связи.
Логотип Вестник Строительство