Победить качеством

Меры господдержки могли бы помочь отечественным производителям кранов в борьбе за рынок с иностранцами

15.08.2013
Яндекс.Дзен Instagram
В посткризисный период на российском рынке башенных кранов наблюдается положительная динамика. Однако большую долю в отрасли занимают китайские производители: при сравнительно высоком качестве покупателю предлагается низкая цена. отечественным же компаниям приходится отвоевывать место на родном рынке самостоятельно. как же конкурировать российскому производителю башенных кранов? На этот и другие вопросы Отраслевому журналу «Вестник» ответил генеральный директор ОАО «Ржевский Краностроительный Завод» Василий Гололобов.

— Василий Алексеевич, в последние годы производители кранового оборудования сокращали объемы выпуска, а иностранные компании, в частности китайские, увеличивали импортные поставки. В чем, на ваш взгляд, причина столь сильного доминирования кранов из Китая?

— Причина доминирования Китая не в каких-то особенностях производства башенных кранов. В создании этой удивительной конкурентоспособности главную роль сыграло китайское правительство. Перед вступлением в ВТО китайские предприятия получали огромные займы из государственного фонда технологической реновации. Средства были направлены на проекты импортозамещения, модернизацию предприятий. У всех производителей есть доступ к преференциальным займам, кредитам по сниженным процентным ставкам. Причем банки не обращают внимания на факторы рентабельности и платежеспособности компаний. Еще один способ поддержки государством своего китайского производителя — преференциальное налогообложение, проявляющееся в различных формах (возврат налогов, налоговые отсрочки, полное освобождение от налогов). Не стоит забывать про низкие по сравнению с российскими расходы на оплату труда и уровень социального обеспечения. Все в совокупности дает поразительный эффект, и китайские компании выходят на наш рынок с сопоставимым качеством, но невысокими ценами. Это политика государства, а не китайских предприятий. Изменить эту тенденцию смогла бы только аналогичная помощь нашего государства российским производителям. При наличии антидемпинговых мер, субсидирования массовый ввоз из Китая можно значительно уменьшить.

— Тогда каким образом российским производителям башенных кранов конкурировать не только с отечественными, но и с китайскими производителями?

— Только потребительскими свойствами. Со стороны нашего производителя единственная возможность — увеличивать предложение. Если мы не будем расширять модельный ряд и поставлять качественную продукцию в соответствии с пожеланиями потребителя, то не сможем изменить ситуацию. Других мер со стороны производителей не существует. Нужно расширять возможности, чтобы у клиента было право выбора. Создавать такой продукт, который приобрели бы не из-за патриотических соображений, а в силу того, что мы можем дать полноценную замену импортному аналогу.

— Надо полагать, что ваша компания обновила модельный ряд кранов?

— Безусловно. Мы не можем ориентироваться только на краны с нижним поворотом. Ведь в таком случае будем и дальше сильно зависеть от рыночных колебаний, хоть эти краны и востребованы. В своем выступлении премьер-министр России Дмитрий Медведев сказал, что сегодня мы не сможем обойтись без дешевого быстровозводимого жилья. А такие задачи решает только крупнопанельное домостроение. Здесь как раз и нужны краны с нижним поворотом. Для монолитного домостроения более приемлемы краны с верхним поворотом. Мы одними из первых в России освоили производство таких кранов, как КБ-473, КБ-474 и сейчас продолжаем работу над их усовершенствованием.

— Что отличает этот вид кранов?

— Технические характеристики кранов приблизительно одинаковы. Параметры крана задаются клиентом. Поэтому при выборе производителя определяющим фактором является соотношение цены и качества. И наши краны ничем не хуже зарубежных аналогов. Более того, в их комплектации используют те же механизмы, что и «Либхер», «Комедил». К примеру, опорно-поворотные круги мы закупаем в Словакии, редукторы — в Италии, электрооборудование — в Германии.

— Такие характеристики позволяют конкурировать с другими производителями, в том числе китайскими?

— Не только. Мы производим краны, которые эксплуатируются в условиях от -40 до +40 градусов, а китайцы такого себе позволить не могут. Их краны не рассчитаны на данный диапазон. Кран, сертифицированный в условиях работы до -25 градусов, стоит совершенно других денег, нежели кран, предназначенный в условиях работы при -40 градусах. Приведу пример. На выставке Баума в Шанхае я встречался с китайским производителем и спросил, готова ли его компания поставлять в Россию кран, способный работать при -40 градусах. Мой коллега сказал «да», но уточнил, что для его производства потребуется специальная сталь и кран подорожает на 30-40%. Вот это технический барьер. Если его взять за основу, получается, что мы находимся в неодинаковой конкурентной среде, с точки зрения технических требований, предъявляемых к продукции. К тому же не стоит забывать, что из всего объема производства башенных кранов, ввозимых на российский рынок, 50% составляют бывшие в употреблении краны.

— Если исходить из неравнозначной конкурентной среды, будут ли отечественные компании в ближайшее время увеличивать поставки на российский рынок и рынки сопредельных государств?

— Однозначно, будут. Наш завод и другие производители башенных кранов нацелены на это. В случае расширения модельного ряда мы сможем достойно конкурировать и с европейскими производителями. Если говорить о рынке сопредельных государств применительно к нашей компании, то за последние шесть лет парк белорусских кранов обновился на 60% за счет нашей модели КБМ-40ША, что составляет порядка 500 кранов.

— И каким способом происходит обновление, покупают в собственность? По оценкам центра «Русрентал», все большим спросом пользуется услуга аренды башенного крана. Наблюдается ли такая ситуация на вашем предприятии?

— Кто-то покупает в собственность, кто-то берет в аренду. В крупных городах есть специализированные организации — «Вертикаль» (Москва), «КИТ» (Воронеж), «Высота» (Пермь), «УМ-3» (Санкт-Петербург), которые постоянно обновляют свой парк башенных кранов, имеют широкую линейку кранов, специалистов и оказывают комплексные услуги по монтажу и обслуживанию башенных кранов. В данном случае выгоднее взять кран у таких компаний в аренду, нежели создавать у себя специализированное подразделение. В небольших городах строители покупают кран в собственность и самостоятельно их обслуживают. Я полагаю, что определяющим фактором в принятии решения выступает экономическая целесообразность. Мы не рентная компания, хотя с удовольствием подскажем и порекомендуем потребителю, к кому можно обратиться в тех или иных регионах, если он не готов покупать кран в собственность.

— Каков ваш прогноз развития отечественного рынка башенных кранов на текущий год?


— Рынок напрямую зависит от состояния строительной отрасли. При положительной динамике объемов строительства рынок башенных кранов будет показывать такую же положительную динамику. С учетом процента износа кранов, по разным оценкам составляющий 70-80% по стране, прирост рынка башенных кранов будет опережать объемы строительства. В 2012 г. рост объема строительства в целом по стране вырос более чем на 5% по отношению к 2011-му, а общая емкость рынка башенных кранов выросла на 40% за этот же период. Если брать динамику за первое полугодие 2013 года, то тенденция продолжает сохраняться. Поэтому, полагаю, емкость рынка в этом году будет расти.