Новые правила игры

С 1 января 2014 г. изменится законодательство в области экспертизы проектной документации и инженерных изысканий

08.08.2013

Исключение административных ограничений для деятельности негосударственных экспертных организаций улучшит деловой климат в строительстве, считает директор СРО НП «Проектировщики Ростовской области» Ирина Быкадорова. В структуре возглавляемого ею СРО планируется создать экспертный совет, который возьмет на себя роль третейского судьи, занимающегося урегулированием спорных ситуаций между проектными организациями и экспертизой.

— Какие перемены ждут отрасль в целом и проектное сообщество в частности? Вступил в силу закон о негосударственной экспертизе, который практически уравнял в правах государственную и негосударственную экспертизы. Какое отношение к данному вопросу у членов вашего партнерства?

— Конечно, положительное. С одной стороны, это сокращение сроков реализации инвестиционных проектов. С другой — возможность выбора экспертизы. Это реальный переход от государственно-контрольного к профессионально-партнерскому взаимодействию. Эксперты как государственной, так и негосударственной экспертизы проходят аттестацию в Едином аттестационном центре, аккредитация экспертиз проходит в Росаккредитации РФ, правила для обеих экспертиз установлены Градостроительным кодексом РФ одинаковые, поэтому качество экспертных заключений должны соответствовать всем требованиям законодательства РФ.

В нашей СРО тоже было принято решение о создании негосударственной экспертизы. Хотя экспертиза не может быть в структуре СРО, но предполагается создать экспертный совет из специалистов СРО. В нашем партнерстве есть большой потенциал высококвалифицированных специалистов с огромным опытом проектирования и готовых передавать свой опыт молодым проектировщикам. Еще до выхода на экспертизу все проблемные моменты проекта при необходимости могут обсуждаться и находить решения в соответствии с установленными нормами и правилами, на сегодняшний момент еще до конца не актуализированными и между собой не согласованными. Такой подход к проектированию и экспертизе позволит обеспечить получение положительного заключения в кратчайшие сроки, предусмотренные законодательством, а также улучшит качество проектных работ.

— В СРО вы сталкивались с некачественными проектами или недобросовестными проектировщиками?

— За три года существования СРО были претензии со стороны заказчиков и на срывы сроков проектировщиками, и на некачественное выполнение проектной документации.
Хочу сразу отметить: в том случае, если заказчик вовремя обращал внимание на какие-то недостатки в процессе проектирования и обращался в СРО для принятия мер, проблемы все снимались еще до выхода проекта на экспертизу. И за это время у нас не было ни одного судебного разбирательства. Недобросовестные проектные организации решением общего собрания исключались из членов СРО, таких у нас было пять.

— Чем, по вашему мнению, обусловлен выпуск некачественных проектов?


— Мы уже не один раз об этом говорили, и на страницах вашего журнала в том числе. А проблемы остались те же. Это отсутствие высококвалифицированных проектировщиков: из выпускников специализированных вузов в проектировании остается не более 10-15%, а опытные проектировщики уходят из профессии в силу объективных причин. Это нежелание оплачивать проектные работы по существующим сборникам цен на проектирование: заказчики ищут дешевые организации, показатель цены на проект преобладает над квалификационным уровнем и опытом, соответственно, возрастают риски, в первую очередь у самих заказчиков, не получить проект вовремя, не пройти экспертизу с первого раза, а если и каким-то образом решить вопросы с экспертизой, то получить проблемы в процессе строительства. В конечном счете выйдет дороже. И, наконец, пресловутый ФЗ-94 — это все о том же. Серьезные организации не будут снижать цену на 40-50-60%. Выигрывают те, кто лепит пародию на проектную документацию. Кстати, перемены ожидаем с принятием нового ФЗ-44 вместо ФЗ-94.