Полет нормальный

К ЧМ-2018 Юг должен получить один новый и один модернизированный аэропорт

09.08.2013
Яндекс.Дзен Instagram
Стоимость строительства нового аэропорта в Ростове — более 31 млрд рублей, реконструкции действующего аэропорта в Волгограде — 4 млрд, не считая 2 млрд, о которых дополнительно просит Москву региональное правительство. При этом если перспективы второго объекта мало у кого вызывали сомнения, судьба первого до недавнего момента находилась в руках высокопоставленных чиновников. На июньском заседании правительственной комиссии первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что ростовский проект «находится в зоне риска», поскольку «построить аэропорт в чистом поле очень сложно», однако донские лоббисты смогли убедить в обратном. Для федеральной власти на данном этапе главное — своевременная сдача аэропортов к ЧМ, бизнес же волнует еще и их загруженность после мундиаля.

Хаб-гринфилд
За последний год проект нового аэропортового комплекса «Южный хаб» продвинулся в своей практической реализации больше, чем за все предыдущее десятилетие. Во-первых, была зарезервирована площадка под строительство общей площадью 3662 га в поселке Грушевском Аксайского района. В апреле выкуплены первые 12 участков, занимающие 241,2 га. Во-вторых, завершена процедура передачи из федеральной собственности в собственность области 38% акций аэропорта и имущественного комплекса аэродрома Ростова. В-третьих, состоялся конкурс на право заключения договора подряда на разработку проектной документации по объектам федеральной инфраструктуры хаба. Его выиграл московский институт гражданской авиации «Аэропроект». Стоимость работ составит 430,5 млн рублей, завершить проектирование подрядчик обязуется в течение 411 дней со дня заключения контракта. Сейчас объявлен конкурс на проектирование аэровокзала, гостиницы и логистических комплексов. Его итоги будут подведены не позднее 1 сентября.

Лоббируя проект хаба, донское руководство напирает на то, что он станет одним из важнейших транспортных узлов Юга России, принимая до 8 млн пассажиров и 70 тыс. тонн грузов в год. Вопрос лишь в том, сколько времени потребуется на то, чтобы были достигнуты эти показатели, учитывая, что в прошлом году действующий аэропорт обслужил 1,874 млн человек. В 2018 году услугами нового комплекса воспользуются 4,4 млн человек, прогнозирует министр транспорта Ростовской области Дживан Вартанян. На заявленную цифру он способен выйти к 2035 году, причем исходя из консервативной оценки и без учета транзитных возможностей, а при использовании потенциала трансферных перевозок пассажиропоток может превысить 12 млн человек в год, полагает генеральный директор группы «Аэропорты регионов» (подразделения холдинга «Ренова», основного частного инвестора «Южного хаба») Евгений Чудновский. Впрочем, прежде чем заниматься подсчетами, аэропорт нужно построить. Губернатор области Василий Голубев заявил, что работы по проектированию взлетно-посадочной полосы и аэровокзального комплекса должны быть синхронизированы и завершены в мае 2014 года с тем, чтобы уже в конце 2014-го приступить к строительству и завершить его к концу 2017-го. «У нас одинаковые взгляды на развитие этого амбициозного проекта, — подтвердил глава «Реновы» Виктор Вексельберг. — Масштаб задуманного чрезвычайно большой, планы грандиозные. В России не так много проектов, связанных со строительством хабов с нуля, в Ростове же будет реализован проект в полном смысле гринфилд. Надеюсь, что все будет выполнено в срок».

То взлет, то посадка
В реализации волгоградского проекта участвуют три стороны: Федеральное агентство воздушного транспорта, правительство области и компания-инвестор ОАО «Международный аэропорт «Волгоград». На инвесторе лежит реконструкция аэровокзального комплекса, в которую он вложит порядка 1 млрд рублей. Существующее здание внутренних воздушных линий расширят — в него перейдет международный сектор, а его помещение в свою очередь переделают под бизнес-терминал. «В результате пропускная способность аэровокзала увеличится до 400 пассажиров в час на внутренних перевозках и до 300 — на международных», — проанонсировал генеральный директор ОАО «Международный аэропорт «Волгоград» Александр Головин. Федеральный бюджет берет на себя финансирование завершения строительства взлетно-посадочной полосы стоимостью более 2 млрд рублей. Министр транспорта и дорожного хозяйства области Александр Киреев напомнил, что по проекту длина ВПП составляет 2800 метров — это позволит принимать большинство воздушных судов. Однако для того чтобы в Волгограде могли взлетать и садиться абсолютно все типы самолетов, нужна полоса протяженностью 3200 метров, а также новые перроны, рулежные дорожки и современное оборудование, позволяющее производить полеты практически при любых погодных условиях. На эти цели требуется порядка 2 млрд рублей, и региональное правительство ведет с Москвой переговоры о выделении дополнительных средств. Строительство ВПП планируется начать в 2014 году.
Наконец, участие области заключается в строительстве мостового перехода через железнодорожный переезд в поселке Гумрак. Цена вопроса — более 1 млрд рублей. Губернатор области Сергей Боженов доволен, что путепровод протяженностью 1,2 км решит проблему пробок, которые регулярно возникают на ведущей в аэропорт дороге из-за движения поездов. Строительство ведется с сентября 2012 года и завершится до конца 2013-го. При условии стабильного финансирования и соблюдения графиков к приему участников и гостей ЧМ воздушные ворота города-героя могут подготовиться даже досрочно.

Мнение эксперта. «Обновленный аэропорт привлечет к региону дополнительное внимание»

Алексей Безбородов, директор исследовательского агентства Infranews:
— Для Ростова вопрос строительства нового аэропорта — актуальный, но не принципиальный, особенно в привязке к чемпионату мира по футболу. Суммарное количество болельщиков, приезжающих на региональные матчи ЧМ, — 120-200 тыс. человек, их способен обслужить и нынешний аэропорт. Лоббисты нового комплекса ссылаются на увеличение пассажиропотока в долгосрочной перспективе, однако лично я не рискнул бы делать прогнозы на срок до 2035 года. Реконструировать аэропорт Волгограда, наверное, нужно. При этом гораздо больше город нуждается в нестандартных решениях транспортного вопроса. Волгоград является самым длинным городом в мире — впору строить два аэропорта для того, чтобы жители имели возможность добраться из одного конца мегаполиса в другой.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Строительство нового аэропортового комплекса в Ростове важно для всей области. К существующему аэропорту уже подбирается город, возможности для его развития исчерпываются. Главная задача, которую должно решить создание хаба, — развитие авиаперевозок именно в Ростовской области, увеличение пассажиро- и грузопотока. Аэропорт Волгограда нужно модернизировать. Во-первых, со временем его пропускная способность будет исчерпана, во-вторых, он — одна из визитных карточек города. Обновленный аэропорт привлечет к региону дополнительное внимание инвесторов, сделает его более доступным для них.
Авторы: Никита Логвинов