Алексей Русских: «Через пять лет мы сможем достигнуть реального результата в строительной отрасли»

Комитет Государственной думы России по земельным отношениям и строительству занят прежде всего совершенствованием и актуализацией нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности

19.08.2013
Яндекс.Дзен Instagram
Комитет Государственной думы России по земельным отношениям и строительству занят прежде всего совершенствованием и актуализацией нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, поэтому практически любой рассматриваемый им законопроект затрагивает деятельность строительного комплекса. Сегодняшние приоритеты — совершенствование законодательства, направленного на снятие административных барьеров при строительстве; повышение качества и безопасности строительства, включая создание эффективных механизмов развития энергоэффективного и высокотехнологичного строительства; борьба с коммерциализацией саморегулируемых организаций. Отдельное направление — создание условий для жилищного строительства, в том числе строительства малоэтажного жилья и жилья экономкласса, рассказал в интервью Отраслевому журналу «Вестник» председатель комитета Алексей Русских.

— Какие новые институты, появившиеся за последнее время в строительной отрасли, вы бы выделили?

— Прежде всего институт саморегулирования, который заменил институт лицензирования.
С апреля 2012 года введена негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий как альтернатива государственным экспертизам. При этом физические лица, получившие право готовить заключения экспертизы, будут проходить аттестацию, а юридические лица, желающие проводить экспертизу, — соответствующую аккредитацию.
С июля 2013 года введен институт ответственности собственника объекта капитального строительства за вред, причиненный в результате разрушения либо повреждения объекта, нарушения требований безопасности при его строительстве, а также требований к обеспечению безопасной его эксплуатации. Кроме того, собственник будет обязан не только возместить вред, но и выплатить соответствующую компенсацию сверх возмещения вреда. Полагаю, что эти шаги будут способствовать повышению качества строительной отрасли и станут частью тех мер, с помощью которых через пять лет мы сможем достигнуть реального результата.

— Госдума приняла немало резонансных законов в сфере градостроительной деятельности, 2012 год был особенно богатым на них. Какие законы вы считаете наиболее важными?

— Например, федеральный закон от 30.12.2012 г. № 289, предусматривающий разработку наряду с генеральными планами программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и городских округов. При наличии генеральных планов такие программы должны быть разработаны и утверждены не позднее 1 января 2014 года. Их цель — повышение эффективности мероприятий по строительству и реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Этим же законом внесены изменения в ФЗ от 30.12.2004 г. № 210, согласно которым подлежат регулированию тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО, оказываемые организациями коммунального комплекса. Продлены пресекательные сроки, установленные вводными законами в Градостроительный и Земельный кодексы, после наступления которых невозможна выдача разрешений на строительство. Федеральный закон № 290 предусматривает установление дополнительных квалификационных требований к участникам аукционов по продаже земельных участков Фонда «РЖС», возможность осуществления Фондом контроля над качеством строительства, ведение реестра недобросовестных застройщиков. Федеральный закон № 318 предлагает дополнить Градостроительный кодекс новым положением, предусматривающим увеличенные сроки действия предоставленных технических условий и сроки внесения платы за такое подключение в случае комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства. Сроки устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, соответственно, не менее чем на три года и не менее чем на пять лет. При этом правообладатель земельного участка в течение одного года или при комплексном освоении в течение трех лет с момента предоставления ему технических условий должен определить необходимую нагрузку к сетям. Если в эти сроки правообладатель не подаст заявку на подключение, обязательства организации, предоставившей технические условия, прекращаются. Новые нормы призваны сократить издержки застройщиков по оформлению техусловий, прежде всего при комплексном освоении земельного участка. А в соответствии с федеральным законом от 28.07.2012 № 133 заявление о выдаче разрешения на строительство застройщик может направить через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. К сожалению, как оказалось на практике, такая форма не пользуется у застройщиков большим спросом: они предпочитают направлять заявления по старинке.

— Какие законопроекты, способные улучшить ситуацию в строительной отрасли, комитет собирается рассмотреть в осеннюю сессию?

— Один из законопроектов связан с непринятием органами местного самоуправления в установленные сроки решения о выдаче разрешения на строительство или отказа в выдаче разрешения, из-за чего застройщик в течение неопределенного времени не может приступить к началу работ. Предлагается ввести с 1 января 2014 года уведомительный порядок начала строительства для объектов капитального строительства, разрешение на которое выдается органами местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, в случае их бездействия. Другой законопроект предусматривает, что экспертиза проектной документации не проводится также и в случае применения отдельных разделов модификации проектной документации, уже получившей положительное заключение государственной экспертизы. Кроме того, устанавливаются порядок и сроки подготовки заключения, подтверждающего, что такой модификацией не снижаются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. Третий законопроект направлен на устранение коллизии между нормами Градостроительного и Жилищного кодексов при осуществлении реконструкции многоквартирного дома. В этом случае достаточно не согласия всех правообладателей, а решения общего собрания собственников помещений, принятого в соответствии с жилищным законодательством РФ.

— А есть ли в вашем портфеле законы, призванные повысить открытость и прозрачность саморегулируемых организаций в строительном комплексе?

— Их несколько. Так, в проекте федерального закона № 50482-6 уточняется, что принятие решения о приеме в члены СРО является исключительной компетенцией постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации. Дополняются основания для реализации права органа надзора за СРО на обращение в суд с иском об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра. Таким основанием является несоблюдение СРО требований к выдаче свидетельств о допуске к работам. Также предлагается наделить саморегулируемые организации обязанностью вести дела каждого члена, устанавливается перечень документов, входящих в состав дела. Дела членов СРО подлежат постоянному хранению в саморегулируемой организации. Ряд положений законопроекта касается усиления роли национальных объединений саморегулируемых организаций. В частности, предлагается предоставить им право на самостоятельное обращение в суд с иском об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра в случае неисполнения ею требований национального объединения об устранении нарушений. Проектом федерального закона № 262144-6 устраняются противоречия в толковании положений об обеспечении имущественной ответственности членов СРО в части страхования гражданской ответственности. Предлагается установить, что по договору страхования гражданской ответственности будет застрахована также и ответственность по регрессному требованию лица, возместившего причиненный вред потерпевшему. Такой подход не противоречит гражданскому законодательству, поскольку по договору страхования деликтной ответственности страхуется не ответственность перед потерпевшим, а ответственность за причинение вреда другим лицам.

— По вашему мнению, чтобы деловой климат в строительной сфере стал благоприятным не только для отечественных, но и для западных инвесторов, необходимо предпринять ряд шагов. А именно?

— На мой взгляд, можно выделить три основных направления, при реализации которых удастся значительно повысить инвестиционную привлекательность отрасли.
Во-первых, это нормотворчество, которое неразрывно связано с реализацией идеи о гармонизации российских и европейских технических норм в строительстве. Необходимость скорейшей гармонизации также продиктована вступлением нашей страны в ВТО.
Во-вторых, снятие административных барьеров. В этом направлении комитет ведет активную работу с органами исполнительной власти, саморегулируемыми организациями, строительными компаниями. Очень важно, чтобы принимаемые меры были достаточными и своевременными. При этом необходимо обеспечить максимальную прозрачность всех административных процедур, начиная от предоставления земельных участков для строительства и заканчивая выдачей разрешения на строительство, на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства и регистрацией соответствующих прав на него. Только так мы сможем убедить иностранных инвесторов в том, что в России можно развивать строительный бизнес. И в-третьих, формирование новых, современных правил ведения строительного бизнеса. Важную роль здесь должны сыграть сами предприниматели. Я убежден, что инвестиционная привлекательность любой страны зависит не только от того, какое в ней законодательство и какой бюрократический аппарат, но и от того, насколько бизнес-сообщество готово строить прозрачные деловые отношения с иностранными партнерами. Мы обречены работать совместно.

Досье
Алексей Русских родился 17 июля 1968 года. Образование: Московский государственный технический университет им. Баумана (1991 г.), Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (2002 г.). Ученая степень: кандидат экономических наук. Депутат Государственной думы России шестого созыва. Избран в декабре 2011 года от Московской области. Председатель Комитета по земельным отношениям и строительству.
Авторы: Никита Логвинов