Игорь Слюняев: «Новый импульс развитию строительства придал 600-й указ президента»

Результатом всех мероприятий должно стать повышение доступности жилья для граждан и возможность улучшения жилищных условий

10.08.2013

В указе отражены ключевые задачи до 2018 г.: увеличение объемов жилищного строительства и развитие ипотеки, снижение стоимости строительства на 20% по отношению к уровню 2012 г., формирование арендного рынка жилья и доведение доли арендных домов до 10% в общем объеме строительства, развитие конкуренции и снятие административных барьеров. Результатом всех мероприятий должно стать повышение доступности жилья для граждан и возможность улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет для 60% семей, — заявил министр регионального развития РФ Игорь Слюняев на всероссийском совещании по развитию жилищного строительства.

Увеличение объемов жилищного строительства
— За последние несколько лет удалось продвинуться в этом направлении. В 2012 г. построено 65,2 млн кв. метров жилья — это в 2 раза больше, чем в 2001 г., и самый высокий показатель с 1990 г. Однако если проанализировать структуру ввода жилья, то оказывается, что примерно 50% — это индивидуальное жилищное строительство. По состоянию на 1 мая 2013 г. введено 14,1 млн кв. метров жилья, рост по сравнению с январем-апрелем 2012 г. — 11,2%. Важнейшим источником финансирования жилищного строительства стала ипотека. Уже практически каждый четвертый житель России (22,7%), приобретающий жилье, делает это с использованием ипотечных кредитов. В денежном выражении годовой объем ипотеки превысил 1 трлн рублей. В текущем году рост продолжается. За январь-март выдано 142 тыс. кредитов на сумму 227 млрд рублей, рост по отношению к аналогичному периоду прошлого года — 12%.

Государственная жилищная политика стала более социально ориентированной. Появились новые категории граждан, для которых разработаны специальные механизмы поддержки. Это молодые учителя (ипотечная ставка в рамках специальной программы для них составляет 8,5%), работники предприятий оборонного комплекса (могут вступать в жилищно-строительные кооперативы). На совершенно новый уровень вышла работа по улучшению жилищных условий многодетных семей. Реализуются пилотные проекты по вовлечению в оборот федеральных земельных участков с проведением аукционов на понижение цены. К сожалению, пока объемы таких аукционов микроскопические. Но мы считаем, что в этом направлении необходимо работать. Если субъекты Федерации и муниципальные образования предоставляют инженерные сети, земельные участки на безвозмездных условиях, кредиты на льготных условиях для финансирования жилищных программ, то и цена на вводимое в эксплуатацию жилье становится адекватной возможностям рынка, адекватной спросу. С этого года мы предполагаем запустить приоритетный проект «5 по 5», который предусматривает дополнительный ввод 5 млн кв. метров жилья эконом-класса ежегодно в течение пяти лет. Это способствует спросу на жилье и стимулирует жилищное строительство.

Снижение стоимости строительства
— В настоящее время Минрегион реализует «дорожную карту» по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства. Эта работа комплексная, она включает в себя позицию бизнес-сообщества и целого ряда министерств и ведомств. В качестве ориентира мы взяли международные рейтинги, в частности рейтинг Doing Business, в котором Россия занимает 178-ю позицию. Наверное, каждое исследование носит субъективный характер. Однако многие проблемы, исследованные в рамках этого рейтинга, имеют место быть: административные барьеры, избыточные процедуры, ограниченная конкуренция и прочее — все то, что действительно мешает развитию рынка жилищного строительства. Конечно, можно штыковой лопатой измерять температуру человеческого тела, но есть более изящный инструмент. Новая «дорожная карта» более эффективная, более приземленная и самое главное — она нацелена на решение проблем, которые стоят перед строительными организациями, девелоперами, застройщиками.
Разработан и в ближайшее время будет утвержден правительством Единый порядок взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства. В высокой степени готовности — исчерпывающий перечень административных процедур в жилищном строительстве.

К августу планируем разработать законопроект, устанавливающий отдельные виды подготовительных работ, которые могут выполняться до получения разрешения на строительство. Например, подготовка площадки, возведение временных построек и вспомогательных объектов. До конца года определим требования к составу и содержанию работ по инженерным изысканиям, которые необходимы для подготовки документов территориального планирования, подготовки проектной документации и ведения строительства. Оптимизируем требования к составу и содержанию проектной документации, а также сократим перечень особо опасных и технически сложных объектов. Продолжим работу по повышению доступности земли и инженерной инфраструктуры, приведению к адекватным тарифам и плате за техническое присоединение к инженерным сетям, совершенствованию системы ценообразования, в том числе разработке предельных индексов и нормативов цены конструкторских решений, формированию реестра проектов повторного применения, определению ценовых характеристик жилья экономического класса. Как ни парадоксально, кроме приказа № 303 минрегиона, документов, определяющих, что такое жилье эконом-класса, в стране пока не существует.

Развитие промышленности стройматериалов

— Увеличение объемов и снижение стоимости строительства во многом определяется развитием промышленности строительных материалов. Отрасль по-прежнему характеризуется высоким уровнем износа основных фондов, использованием устаревших энергозатратных технологий и очень невысокой производительностью труда. Подготовка к юбилеям крупных городов, саммиту АТЭС во Владивостоке, Универсиаде в Казани, Олимпиаде в Сочи практически не повлияла на развитие комплекса стройматериалов. Мы должны исправить эту ошибку при подготовке к чемпионату мира по футболу и реализации крупных инвестиционных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке. До конца года в минрегионе будет завершена работа по актуализации Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 г. Возможно, будем убеждать правительство в необходимости принятия федеральной целевой программы развития промышленности стройматериалов. Для создания новых и модернизации действующих мощностей будут предусмотрены меры налогового стимулирования, предоставление земельных участков на льготных условиях, помощь в обеспечении сырьевыми и энергетическими ресурсами, упрощение административных процедур, предоставление выгодных кредитов. Предполагаем стимулировать строительство не только крупных предприятий, но и мобильных сборно-разборных производств, чтобы после завершения масштабного проекта предприятие можно было демонтировать и перевезти на другую площадку.

Роль и место российского стройкомплекса
Сегодня строительный комплекс России обеспечивает 5,5% ВВП. В нем занято 5,3 млн человек, или более 7% экономически активного населения. Со стройкомплексом связано почти 30 отраслей народного хозяйства. Среди них — металлургия, добывающее производство, машиностроение, деревообработка, нефтехимия. Стройкомплекс потребляет 10% продукции машиностроения, 20% проката черных металлов, 40% лесоматериалов. Одно рабочее место в стройкомплексе поддерживает занятость 5 человек в смежных отраслях.
Источник: Минрегион России
Авторы: Данил Савельев