Как снять административные барьеры?

Создание в Ростовской области МФЦ для строителей может стать полезной формой сотрудничества бизнеса и власти

24.06.2013

Тема административных барьеров в секторе жилищного строительства стала одной из самых обсуждаемых за последние годы. Упростив механизмы согласования, экспертиз и введения объекта в эксплуатацию, а также убрав из этой цепи лишние звенья, можно будет не только значительно ускорить, но и удешевить процесс строительства жилищных объектов, в том числе уменьшить коррупционную
составляющую.

Левок Маилян, заслуженный строитель РФ, председатель правлений СРО НП «Объединение строителей Южного и Северо-Кавказского округов», СРО НП «ОПЮО» и СРО НП «ОИЮО»:
— Еще в 2011 году Фонд «Институт экономики города» по заказу НОСТРОЙ провел исследования уровня административных барьеров в жилищном строительстве в 43 городах России. Результаты оказались неутешительны: в среднем при возведении многоквартирного дома застройщику требуется пройти 101 процедуру, затратив на эти цели более 940 дней и порядка 25 млн рублей. Сегодня ситуация в регионах существенно не изменилась. Для снижения административных барьеров и упрощения прохождения административных процедур и согласований мы предлагаем идею о создании в регионах органами местного самоуправления государственного учреждения (областного, краевого или республиканского) — многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) для строительной деятельности, а в дальнейшем, возможно, и для других нужд. В нескольких регионах России такие центры при администрациях уже существуют и успели хорошо себя зарекомендовать. Во-первых, потому что помогают строителям оформлять все необходимые документы, согласования и разрешения. Во-вторых, когда с естественными монополиями решает вопросы не каждый конкретный строитель, а представитель МФЦ при администрации субъекта, разговор идет не в ультимативной, а в совещательной форме, поскольку у местных администраций тоже есть свои рычаги воздействия на местные ресурсоснабжающие организации. И, в-третьих, работа Центра ведется на платной основе, что, соответственно, позволяет пополнить бюджет местной администрации. Идея о создании МФЦ была озвучена нашим законодателям и министерству строительства. Ее внимательно выслушали, но пока никаких подвижек по этому вопросу не наблюдается. Хочется верить, что если найдется лоббист, например из депутатского корпуса, который сможет пробить лед чиновничьего равнодушия, то столь полезная форма сотрудничества бизнеса и власти вполне может быть реализована и в нашей области.

Безусловно, функцию оказания содействия строителям могло бы взять на себя и ГБУ РО «Ростовоблстройзаказчик». Тем более что в решении схожих проблем нуждаются не только строители, но и коммунальщики и многие другие. Более того, вопрос содействия можно решить двумя путями. Первый предполагает создание структуры при губернаторе для всех отраслей промышленности. А второй — расширение функций «Ростовоблстройзаказчика» и наделение его полномочиями «согласователя» тех или иных проектов в режиме единого многофункционального центра. Несмотря на все трудности, строительная отрасль выживает и даже понемногу развивается. Но если государство будет оказывать созидателям хоть какую-то поддержку, тесно взаимодействуя со строительным бизнесом, то эта отрасль в короткие сроки поднимет всю экономику страны.
Авторы: Марина Коренец